Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства, качества и особенности различных предметов» Составила и провела воспитатель: Сурова Н. В.
план-конспект занятия

Сурова Надежда Васильевна

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование. Изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов.

Задачи:

Образовательная: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах различных предметов.

Развивающая: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию и соблюдения правил поведения при проведении опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты: дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Материал и оборудование: стаканы, литровые банки, чайные ложечки, 2 яйца, 2 апельсина, соль, сахар, мука, пищевой краситель или гуашь, речной песок, дрожжи, пищевая пленка, вода, различные емкости под воду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Свойства, качества и особенности различных предметов»

Составила и провела воспитатель: Сурова Н. В.

Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование. Изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов.

Задачи:

Образовательная: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах различных предметов.

Развивающая: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательная: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию и соблюдения правил поведения при проведении опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты: дети будут представлять о некоторых жидкостях и их свойствах. Будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы воспитателя, владеть диалоговой формой речи, эмоционально реагировать на получившийся эксперимент, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Материал и оборудование: стаканы, литровые банки, чайные ложечки, 2 яйца, 2 апельсина, соль, сахар, мука, пищевой краситель или гуашь, речной песок, дрожжи, пищевая пленка, вода, различные емкости под воду.

Ход занятия:

Цель 1 этапа: создание положительного настроя, мотивация детей на активное участие в образовательном процессе, целеполагание.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Наша группа превращается в исследовательский институт экспериментирования, а мы с вами в научных сотрудников. У нас сегодня с вами особенная профессия– ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается?

Ответы детей. - Ученый – это человек, который всю жизнь учится: собирает все знания о том, что происходит вокруг.

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное? - Да.

Есть определенные правила, которые вы должны выполнять: без разрешения ничего не трогать, слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я. На правах старшего сотрудника предлагаю вам всем вместе провести опыт, который называется «Вода». Приступаем?

Дети: -Да.

2 Этап. Цель: показать детям, какие можно делать эксперименты, учить делать выводы, обобщение и закрепление у воспитанников знаний, умений и навыков, полученных в ходе образовательной деятельности.

1 опыт. Вода

Перед вами два стакана с водой: в одном обычная вода, а в другом соленая. Попробуете? (Дети опускают палец в воду и пробуют ее на вкус). Что у меня в руках? (яйцо). Опустим яйцо в стакан с простой водой. Что происходит? Правильно оно утонуло. А теперь опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Это что же у нас волшебное яйцо? Объяснить?

Дети: -Да!

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

2 опыт. Утопи и съешь

У нас на столе две банки наполненные водой и два апельсина. Один из них положим в банку с водой. Что происходит? Плавает. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

3 опыт. Дрожжи

Дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде. Давайте их оживим. Наливаем в банку две столовых ложки теплой воды, добавляем в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешиваем. Дрожжевую смесь оставляем в банке и накрываем крышкой. Оставляем на пару минут. Открываем крышку. Ребята, что происходит? Дрожжи ожили и поднялась шапочка. Это происходит потому, что дрожжи, оживая, начинают «есть» сахар и смесь наполняется пузырьками углекислого газа, который они начинают выделять.

4 опыт. Чем пахнет вода?

Перед детьми стоят четыре стакана с водой, с ароматизированным чаем, с соленой, со сладкой водой. Предложите понюхать.

-Чем пахнет? Ничем? А теперь закройте глаза.

Капните в один из них, например, раствор валерианы. Пусть понюхают.

-Ну, что? Запах есть?

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

Мы с вами уже провели четыре опыта и немного подустали. Я предлагаю вам разомнутся и перейти к следующим опытам.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

5 опыт. Вода не имеет формы

- На столе стоят: банка, колба, бокал, ваза. Все они разной формы и разного размера. Нальем в них воды. Какую форму принимает вода?

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита, то есть может легко менять форму.

6 опыт. Что растворяется в воде?

Перед детьми на подносах стаканы с водой, ложки и вещества в различных емкостях. Воспитатель берёт в руки стакан с водой Ребят, давайте вспомним свойства воды? (прозрачная, без вкуса, не имеет запаха, бесцветная, бывает твердая, жидкая и в идее пара.)

-Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.

-Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляем к воде речной песок, перемешиваем.

-Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

- Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляем краску, перемешиваем.

- Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.)

- Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают.

-Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

-Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

Рефлексия:

3 Этап. Цель: подведение итогов занятия, оценка результатов деятельности, получение обратной связи.

Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Но мне показалось, что вам захотелось снова стать детьми. Ведь дети хотят все знать и им интересно все новое. Согласны?

Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?

Какие опыты сегодня мы с вами провели?

Скажите, что интересного вы сегодня узнали?

Кому можно рассказать и показать наш опыт?

Сможете повторить наши опыты дома и показать их своим родным. Желаю вам успеха в проведение ваших опытов. А мы с вами будем продолжать знакомиться с опытами, ведь их так много.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство Земли»

Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная,...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Чем мы дышим?»

Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его  обнаружения. Дать детям элементарные  представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для ...

Конспект открытого занятия по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе « Путешествие в город Мастеров»

Содержание: Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи:Образовательные:обобщать име...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес к ис...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цели:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: «Мы – будущие школьники!»

    Цель:Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выв...