«Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»
консультация

Давыдова Марина Николаевна

Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

пробуждает новое гражданское чувство —

чувство созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_moya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»

 

Труд становится великим воспитателем,

когда он входит в жизнь наших воспитанников,

дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность,

рождает новую красоту в окружающем мире,

пробуждает новое гражданское чувство —

чувство созидателя материальных благ,

без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развития – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе  образования в формировании  базовых  знаний  о  профессиях.

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. 

В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

В своей работе по данной проблеме я использую разнообразные формы и методы:


Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебо-булочный магазин- продавец,библиотека).

Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (арктика и антарктика (ледниковый патруль), космодром).

Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

Доктор, библиотекарь, пожарник,  регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер.

Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.

Дидактические игры, наглядные пособия.

Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Продуктивная деятельность (рисование)

ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.

Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.

тем самым повышая познавательную активность воспитанников.

Используются следующие формы работы:

  • Непосредственно образовательная деятельность – сегодня вы посмотрите, как можно организовывать такие занятия с дошкольниками,
  • Трудовая деятельность и различные виды игр,
  • Решение проблемных задач и ситуаций,
  • Наблюдения и экскурсии. Сегодня вашему вниманию будет представлена виртуальная экскурсия по ознакомлению одной профессии,
  • Экспериментальная деятельность,
  • Театрализация,
  • Развлечения,
  • Чтение художественной литературы и беседы.

Например, послушайте внимательно и попробуйте определить, о какой форме идет речь:

С огнем бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

(Пожарники.)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает...

(врач)

Правильно – ЗАГАДКИ.И можно оформить картотеку- сборник по загадкам о профессиях.

Можно использовать и пословицы. Я сейчас буду говорить начало, а вы попробуйте продолжить:

 «Какой мастер - …..» (такова и работа)

«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)

 «Труд кормит, … (а лень – портит)

 «Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)

А сейчас, о чем речь?:

Я из старой раскладушки

Сделал модный дельтаплан.

Сделал шлем я из подушки,

Парашют – из одеял.

Сделал ветроуказатель

Я из маминых колгот.

Все, кто видел, мне сказали:

Замечательный пилот!

Правильно – СТИХОТВОРЕНИЯ. И можно оформить картотеку- сборник по стихотворениям о профессиях.

Дальше:

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

Расскажите, какие у них профессии?

Чем занимаются ваши родные и близкие?

Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?

Давайте поговорим о том, как возникли профессии.

Правильно – беседы.Можно подготовить картотеку - сборник бесед о профессиях. И у вас под рукой будет всегда готовая беседа.

  • Педагог может организовать сюжетно-ролевые игры. Более подробно о таких играх – в следующем выступлении.
  • Может организовывать изобразительную деятельность,
  • Обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
  • Творческое моделирование и проектирование,
  • Разработка и составление алгоритмов,
  • Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии.

Педагог может использовать и такие упражнения, слушайте и повторяете за мной:

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять

пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

«Строители»

Тук, тук, молотком,

(постукивают кулачками один о другой)

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом - для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот - для Наташи.

Этот дом - для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

(Поочередно загибаем пальцы)

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя!

(Пожимают руки)

Что это за упражнения? Совершенно верно – пальчиковые игры.

И можно оформить картотеку- сборник по стихотворениям о профессиях.

Для следующей формы работы мне понадобится помощь моих коллег. Вы будете сегодня воробышками (одеваете маски), а ты – ИМЯ – автомобилистом. Под музыку воробьи летают. По сигналу автомобилист выезжает из гаража, воробьи улетают в гнездышки.

Вы наверное догадались, о чем идет речь?

Совершенно верно – подвижные игры.

И можно оформить картотеку- сборник по подвижным играм о профессиях.

Педагог может использовать и такие упражнения, встаньте, пожалуйста, слушайте и повторяете за мной:

— Дети, дети, вы куда идете?                     идут вперед

— Ой, сапожник, мы идем на площадь.    Отходят назад

— Дети, дети, башмаки порвете? Повторяют движения 1-го куплета

— Ой, сапожник, ты их залатаешь.

— Дети, дети, кто же мне заплатит? Повторяют движения

— Ой, сапожник, тот, кого поймаешь.    «Сапожник» ловит

Спасибо, присаживайтесь.

О чем шла речь? Да – игры с движениями.

Можно оформить картотеку- сборник по

играм с движениями о профессиях.

И конечно же педагог может играть со своими воспитанниками во всевозможные игры. Например:

Игра «Самая, самая профессия»

Назовите, пожалуйста, одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная» и так далее.

Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Назовите, пожалуйста, как можно больше профессий, на заданную букву.Выигрывает тот, кто придумал больше профессий.

Вы можете использовать разнообразный иллюстративный материал в своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, настольные дидактические игры и пазлы.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации

Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...

Статья_из опыта работы_Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и проекта товарищества, ознакомлению развивает направленной пытливость и первоначальн...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет и дает описание направлений работы по ранней профориент...

Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, в содержание образовательной деятельности с детьми входит социально-коммуникативное и познавательное разви...