«Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»
консультация
Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
пробуждает новое гражданское чувство —
чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_moya.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»
Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
пробуждает новое гражданское чувство —
чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развития – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования в формировании базовых знаний о профессиях.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
В своей работе по данной проблеме я использую разнообразные формы и методы:
Экскурсии: Экскурсия – это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия (хлебо-булочный магазин- продавец,библиотека).
Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать (арктика и антарктика (ледниковый патруль), космодром).
Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.
Доктор, библиотекарь, пожарник, регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер.
Беседы: в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.
Дидактические игры, наглядные пособия.
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Продуктивная деятельность (рисование)
ИКТ технологии: дают более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности.
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар!» с помощью этих мероприятий закрепили знаний детей о профессиях, и их значении в жизни людей.
тем самым повышая познавательную активность воспитанников.
Используются следующие формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность – сегодня вы посмотрите, как можно организовывать такие занятия с дошкольниками,
- Трудовая деятельность и различные виды игр,
- Решение проблемных задач и ситуаций,
- Наблюдения и экскурсии. Сегодня вашему вниманию будет представлена виртуальная экскурсия по ознакомлению одной профессии,
- Экспериментальная деятельность,
- Театрализация,
- Развлечения,
- Чтение художественной литературы и беседы.
Например, послушайте внимательно и попробуйте определить, о какой форме идет речь:
С огнем бороться мы должны — Мы смелые работники, С водою мы напарники, Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарники.) | Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь — Как лечиться, знает... (врач) |
Правильно – ЗАГАДКИ.И можно оформить картотеку- сборник по загадкам о профессиях.
Можно использовать и пословицы. Я сейчас буду говорить начало, а вы попробуйте продолжить:
«Какой мастер - …..» (такова и работа)
«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)
А сейчас, о чем речь?:
Я из старой раскладушки
Сделал модный дельтаплан.
Сделал шлем я из подушки,
Парашют – из одеял.
Сделал ветроуказатель
Я из маминых колгот.
Все, кто видел, мне сказали:
Замечательный пилот!
Правильно – СТИХОТВОРЕНИЯ. И можно оформить картотеку- сборник по стихотворениям о профессиях.
Дальше:
Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.
Расскажите, какие у них профессии?
Чем занимаются ваши родные и близкие?
Какая профессия у вашей мамы? А у папы?
Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?
Давайте поговорим о том, как возникли профессии.
Правильно – беседы.Можно подготовить картотеку - сборник бесед о профессиях. И у вас под рукой будет всегда готовая беседа.
- Педагог может организовать сюжетно-ролевые игры. Более подробно о таких играх – в следующем выступлении.
- Может организовывать изобразительную деятельность,
- Обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
- Творческое моделирование и проектирование,
- Разработка и составление алгоритмов,
- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии.
Педагог может использовать и такие упражнения, слушайте и повторяете за мной:
Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх) | «Строители» Тук, тук, молотком, (постукивают кулачками один о другой) Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом - для Саши, Этот дом — для Даши, Этот - для Наташи. Этот дом - для Ксюши, Этот — для Андрюши. (Поочередно загибаем пальцы) Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя! (Пожимают руки) |
Что это за упражнения? Совершенно верно – пальчиковые игры.
И можно оформить картотеку- сборник по стихотворениям о профессиях.
Для следующей формы работы мне понадобится помощь моих коллег. Вы будете сегодня воробышками (одеваете маски), а ты – ИМЯ – автомобилистом. Под музыку воробьи летают. По сигналу автомобилист выезжает из гаража, воробьи улетают в гнездышки.
Вы наверное догадались, о чем идет речь?
Совершенно верно – подвижные игры.
И можно оформить картотеку- сборник по подвижным играм о профессиях.
Педагог может использовать и такие упражнения, встаньте, пожалуйста, слушайте и повторяете за мной:
— Дети, дети, вы куда идете? идут вперед
— Ой, сапожник, мы идем на площадь. Отходят назад
— Дети, дети, башмаки порвете? Повторяют движения 1-го куплета
— Ой, сапожник, ты их залатаешь.
— Дети, дети, кто же мне заплатит? Повторяют движения
— Ой, сапожник, тот, кого поймаешь. «Сапожник» ловит
Спасибо, присаживайтесь.
О чем шла речь? Да – игры с движениями.
Можно оформить картотеку- сборник по
играм с движениями о профессиях.
И конечно же педагог может играть со своими воспитанниками во всевозможные игры. Например:
Игра «Самая, самая профессия»
Назовите, пожалуйста, одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная» и так далее.
Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»
Назовите, пожалуйста, как можно больше профессий, на заданную букву.Выигрывает тот, кто придумал больше профессий.
Вы можете использовать разнообразный иллюстративный материал в своей работе по ознакомлению дошкольников с профессиями, настольные дидактические игры и пазлы.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИо сопровождении ранней профориентациив условиях дошкольной образовательной организации...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ о сопровождении ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации
Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.Актуальнос...
Статья_из опыта работы_Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и проекта товарищества, ознакомлению развивает направленной пытливость и первоначальн...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет и дает описание направлений работы по ранней профориент...
Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, в содержание образовательной деятельности с детьми входит социально-коммуникативное и познавательное разви...