Образовательный краеведческий проект "Жемчужины малой Родины"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Образовательный краеведческий проект
«Жемчужины малой Родины»
Подготовил: Сеитова Алина Амановна
учитель-логопед МАДОУ Кваркенский
детский сад №1 «Колосок»,
Оренбургская область, с. Кваркено
Содержание проекта:
- Введение ………………………………………………………. 2
- План-график мероприятий …………………………………… 9
- Приложения……………………………………………………. 11
ВВЕДЕНИЕ
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал.»
К. Симонов
Дошкольный возраст – особенный период в жизни каждого человека. Именно здесь начинается процесс социализации: ребенок начинает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает свои собственные отношения с окружающими, закладывается фундамент национальных ценностей. Одной из ведущих задач дошкольных образовательных учреждений является гражданско-патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может породить великую страну. А начинается она с малого - с любви к малой родине. Но для того, чтобы любить, нужно знать.
С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «патриотизм». Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время в дошкольных учреждениях необходимо как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а вот о достопримечательностях своего родного края зачастую не знают ничего. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Краеведение в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации данной деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном крае, о памятниках природы Оренбургской области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест Кваркенского района, экскурсии в районный музей, виртуальные путешествия по родной области, а также разнообразные викторины и конкурсы.
Детство- это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
Детство- ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Название проекта: «Жемчужины малой Родины»
Нормативно-правовое обоснование проекта:
-«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
-«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 12.11.2012);
-Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Указ Президента РФ от 01.06.2012г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020г. №28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
-Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013г. №1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
-Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-Устав МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок».
Контакты:
Юридический адрес: 462860, Оренбургская область, с. Кваркено, пер. Октябрьский, 1
Телефон: 8 (35364) 2-10-69; 2-19-04
Официальный сайт ДОУ: http://dskolosok.ucoz.ru/
Электронная почта ДОУ (e-mail): kolosok_00@mail.ru
Цели и задачи проекта
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Цель проекта: формирование представлений о родном крае, о памятниках природы Оренбургской области, основных сведений по истории Кваркенского района, расширение детского кругозора.
Задачи проекта:
-ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
-развивать бережное отношение природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;
-развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- обобщить и систематизировать знания о памятниках природы родного края.
Новизна данного проекта состоит в соединении игровых и познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов (в том числе в режиме онлайн), что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
Кроме этого, реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами - Кваркенским районным краеведческим музеем, сельской и детской библиотекой, учреждениями села и администрацией Кваркенского района.
Участники и сроки реализации проекта
Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия дошкольников в природное и историческое прошлое Оренбургской области.
Участники проекта: старшие дошкольники (6-7 лет), родители, воспитатели
Тип проекта: информационный
По характеру содержания: включает ребенка и семью
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: долгосрочный
Цикличность проекта: 1 год
Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.
Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории родного края, его природе. Практическая часть заключается в работе детей над дидактическим материалом по заданной теме, экскурсиям по пешеходным и онлайн маршрутам.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, включая экскурсионный день.
План-график мероприятий
Реализация краеведческого проекта «Жемчужины малой Родины» осуществляется в 3 этапа: предварительный, основной и заключительный.
Предварительный этап реализации проекта:
- Подбор и анализ научно-популярной и художественной литературы по заданной теме;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- Выявление уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области (приложение 1);
- Составление комплексного перспективного планирования (приложение 2).
Основной этап реализации проекта включает в себя:
Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Проведение цикла тематических занятий | Проведение консультаций | Оформление картотеки дидактических игр (приложение 3) |
Проведение экскурсий | Составление кроссвордов | Составление тематических кроссвордов и викторин |
Посещения музея и библиотеки | Заучивание стихотворений | Оформление наглядного и раздаточного материала |
Творческие рассказы | Совместные экскурсии по родному селу | Создание базы онлайн-экскурсий по городам и районам Оренбуржья |
Конкурсы | Создание макета карты Оренбургской области | Оформление фотоальбома «Как мы путешествовали по области» |
Беседы | Создание макетов природных достопримечательностей родного края | Оформление уголка родного края |
Оформление альбомов и макетов | Словотворчество детей с родителями (сочинение стихотворений, сказок о родном крае) | |
Выставки детских работ |
Заключительный этап реализации проекта:
- открытое занятие «Оренбург-мой край родной!»;
- оформление макетов «Карта родного края», «Жемчужины Оренбуржья»;
- оформление фотовыставки «Как мы путешествовали по области»;
- оформление выставки рисунков «Красота родного края»;
- оформление альбома «Памятники природы Оренбургской области»;
- итоговый мониторинг уровня сформированности знаний дошкольников о родном крае, памятниках природы, знаменитых земляках, подведение итогов (приложение 4).
Приложение 1
Выявление уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области
Ф.И. | Знания и представления о родном селе | сформированы | Частично сформированы | Не сформированы | Знания и представления о родной области | Сформированы | Частично сформированы | Не сформированы | Знания и представлений о памятниках природы Оренбуржья | Сформированы | Частично сформированы | Не сформированы | |||||||
Происхождение названия села | Название улиц села | Символика села | Достопримечательности села | Название областного центра | Символика области | Названия районов и городов, входящих в состав области | Понимание определения «памятники природы» | Знание природных памятников родного села | Знания природных памятников родной области | ||||||||||
… | |||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||
… | |||||||||||||||||||
… |
Приложение 2
Перспективный план работы по краеведению для старших дошкольников на учебный год
Месяц | Цель | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями |
Сентябрь | 1. Выявление уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области; Формирование понятия «Малая Родина» | -проведение диагностики; -беседа с детьми «Моя малая Родина» | -сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Оренбуржью»; -рассматривание фотографий и карты Оренбургской области |
2. Знакомство с историей возникновений села Кваркено, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -посещение районного краеведческого музея и библиотеки; -целевая прогулка «Улицы нашего села» | -беседы с сотрудниками музея и библиотеки об истории возникновения села Кваркено и Кваркенского района, о достопримечательностях и природных памятниках; -дидактическая игра «На какой улице расположено это здание?»; - дидактическая игра «Назови достопримечательность»; -создание макета Кваркенского района; -конкурс рисунков «Природные памятники родного района» | |
3. Знакомство и историей возникновения Оренбургского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Оренбургский район»; - онлайн-экскурсия по Оренбургскому району; - презентация памятников природы района | -Дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее»; -разучивание стихотворений; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения г. Орска, Новотроицка и Медногорска, с их символикой, достопримечательностями и природными памятниками | - онлайн-экскурсия по г.Орску; - онлайн-экскурсия по г.Новотроицку; - онлайн-экскурсия по г.Медногорску; - презентация памятников природы городов | -дидактическая игра «Прогулка по городу»; -совместное с родителями оформление книжек-малышек о городах; -создание макетов городов; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Октябрь | 1. Знакомство и историей возникновения Ташлинского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Ташлинский район»; - онлайн-экскурсия по Ташлинскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая ига «Собери картинку»; -решение кроссвордов; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Ясненского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Ясненский район»; - онлайн-экскурсия по Ясненскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Четвертый лишний»; -конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Абдулинского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Абдулинский район»; - онлайн-экскурсия по Абдулинскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Подбери словечко»; -лепка природных памятников из пластилина, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Адамовского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Адамовский район»; - онлайн-экскурсия по Адамовскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Район будущего»; -совместное с родителями составление рассказов; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Ноябрь | 1. Знакомство и историей возникновения Акбулакского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Акбулакский район»; - онлайн-экскурсия по Акбулакскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Я-экскурсовод»; -конкурс синквейнов; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Александровского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Александровский район»; - онлайн-экскурсия по Александровскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Интервью»; -аппликация «Памятники природы Александровского района», выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Асекеевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Асекеевский район»; - онлайн-экскурсия по Асекеевскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Жилое-нежилое»; -конкурс на лучшую сказку про памятник природы района; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Беляевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Беляевский район»; - онлайн-экскурсия по Беляевскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Я знаю»; - конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Декабрь | 1. Знакомство и историей возникновения Бугурусланского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Бугурусланский район»; - онлайн-экскурсия по Бугурусланскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Заколдованный город»; -лепка природных памятников из теста, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Бузулукского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Бузулукский район»; - онлайн-экскурсия по Бузулукскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Любимый город»; -конкурс синквейнов; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Гайского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Гайский район»; - онлайн-экскурсия по Гайскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Угадай и назови»; - совместное с родителями оформление книжек-малышек о достопримечательностях района; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Грачевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Грачевский район»; - онлайн-экскурсия по Грачевскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Где я был?»; -фотоконкурс «Природа Оренбуржья»; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Январь | 1. Знакомство и историей возникновения Домбаровского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Домбаровский район»; - онлайн-экскурсия по Домбаровскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Где я живу?»; - конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Илекского и Соль-Илецкого районов, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | - онлайн-экскурсия по Илецкому району; - онлайн-экскурсия по Соль-Илецкому району; - презентация памятников природы районов | -дидактическая игра «Прогулка по городу»; -совместное с родителями оформление книжек-малышек о городах; -создание макетов городов; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Красногвардейского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Красногвардейский район»; - онлайн-экскурсия по Красногвардейскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Сквозь замочную скважину»; -лепка достопримечательностей района из воздушного пластилина; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Кувандыкского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Кувандыкский район»; - онлайн-экскурсия по Кувандыкскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Найди пару»; -конкурс синквейнов; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Февраль | 1. Знакомство и историей возникновения Курманаевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Курманаевский район»; - онлайн-экскурсия по Курманаевскому району; - презентация памятников природы района | -интерактивная викторина, совместно с сотрудниками районного музея; - совместное с родителями оформление книжек-малышек о памятниках природы района; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Матвеевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Матвеевский район»; - онлайн-экскурсия по Матвеевскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Собери Картинку»; -фотоконкурс «Нерукотворная красота»; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Новоорского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Новоорский район»; - онлайн-экскурсия по Новоорскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее»; - конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Новосергиевского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Новосергиевский район»; - онлайн-экскурсия по Новосергиевскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Четвертый лишний»; -3D-аппликация, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Март | 1. Знакомство и историей возникновения Октябрьского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Октябрьский район»; - онлайн-экскурсия по Октябрьскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Район будущего»; -решение кроссворда; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Первомайского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Первомайский район»; - онлайн-экскурсия по Первомайскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Я-экскурсовод»; -конкурс рисунков; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Переволоцкого района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Переволоцкий район»; - онлайн-экскурсия по Переволоцкому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Интервью»; - конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Пономаревского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Пономаревский район»; - онлайн-экскурсия по Пономаревскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Жилое-нежилое»; - совместное с родителями оформление книжек-малышек о памятниках природы района; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Апрель | 1. Знакомство и историей возникновения Сакмарского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Сакмарский район»; - онлайн-экскурсия по Сакмарскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Сквозь замочную скважину»; -лепка природных памятников из пластилина, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Саракташского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Саракташский район»; - онлайн-экскурсия по Саракташскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Найди пару»; -конкурс на лучшую сказку о памятниках природы; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Светлинского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Светлинский район»; - онлайн-экскурсия по Светлинскому району; - презентация памятников природы района | -интерактивная викторина совместно с сотрудниками районной библиотеки; -конкурс синквейнов; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Знакомство и историей возникновения Северного района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Северный район»; - онлайн-экскурсия по Северному району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Угадай и назови»; -3D-аппликация; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
Май | 1. Знакомство и историей возникновения Тоцкого и Сорочинского районов, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | - онлайн-экскурсия по Сорочинскому району; - онлайн-экскурсия по Тоцкому району; - презентация памятников природы районов | -дидактическая игра «Прогулка по городу»; -совместное с родителями оформление книжек-малышек о городах; -создание макетов городов; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома |
2. Знакомство и историей возникновения Шарлыкского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Шарлыкский район»; - онлайн-экскурсия по Шарлыкскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Найди пару»; -конструирование природных памятников из бросового материала, выставка работ; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
3. Знакомство и историей возникновения Тюльганского района, с его символикой, достопримечательностями и природными памятниками | -рассказ-беседа «Тюльганский район»; - онлайн-экскурсия по Тюльганскому району; - презентация памятников природы района | -дидактическая игра «Район будущего»; - совместное с родителями оформление книжек-малышек о памятниках природы района; -создание макета района; -подбор материалов для фотовыставки и фотоальбома | |
4. Обобщение и систематизация полученных в процессе реализации проекта знаний, итоговый мониторинг уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области | -проведение открытого занятия в районном музее «Оренбург-мой край родной!»; -подведение итогов проекта; -мониторинг. | -викторина «Оренбуржье-край родной!»; -оформление макета карты Оренбургской области; -оформление фотовыставки «Как мы путешествовали по области»; -оформление альбома «Памятники природы Оренбургской области»; -конкурс рисунков «Красота родного края» |
Приложение 3
Картотека дидактических игр
Название | Цель | Ход игры |
«Прогулка по городу» | Закрепление знаний детей о родном крае, названиях улиц, достопримечательностях. | Комплектность: схематические игровые поля районов области с изображением основных улиц и достопримечательностей Ход игры: передвигаться по игровому полю с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный -двигайся назад, синий - вперед. Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места. |
«Собери картинку» | Развитие логического мышления детей; умения собирать целое из частей; закрепление знаний детей о достопримечательностях родного края | Комплектность: разрезные картинки с видами города/района/села. |
«Путешествие из прошлого в настоящее» | Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного края . | Комплектность игры: карточки, на которых изображены здания города/села в старом и современном виде. Ход игры: В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети внимательно рассматривают 2 фотографии, на которых изображено одно и то же место. По очереди рассказывают о сходствах и различиях зданий в старом и современном виде. За правильный ответ ведущий выдает фишку. Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет больше фишек. |
«Четвертый лишний» | Закрепление представлений о природе родного края, | Комплектность: карточки с изображениями памятников природы родного края и карточки с изображениями памятников природы других стран Ход игры: ведущий показывает изображения различных памятников природы. Дети находят и исключают те, которые находятся в других странах. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала. |
«Подбери словечко» | Развитие мышления, расширение знаний о родном крае. | Подобрать слова – определения к словосочетаниям и словам (улица Победы, река Урал, Верблюд-гора и т.п.). Или прослушав набор слов, угадать, о чем идет речь. |
«Район будущего» | Развитие умения детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица. Воспитание внимательного отношение к родному городу, чувства гордости за него. | Предложить детям представить определенный город или район родного края через 100 лет и составить рассказ о будущем. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо - плохо». |
«Я-экскурсовод» | Развитие умения детей находить и называть памятные места родного края, рассказывать о них | Ход игры: дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному краю, знакомят гостей с его достопримечательностями и памятными местами. |
«Интервью» | Развитие умения детей составлять связной рассказ, воспитывать любви к родному краю, умения поделиться своими впечатлениями с другими. | Комплектность: микрофон. Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном крае |
«Жилое-нежилое» | Закрепление знания детей о зданиях жилых и нежилых. | В жилых - проживают люди; в нежилых - расположены организации, подсобные помещения и т.п. |
«Заколдованный город» | Закрепление представлений детей об архитектуре современных зданий и других сооружений родного края | Комплектность: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений района; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини - беседу: о названии улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини -экскурсию по этим местам. |
«Я знаю» | Закрепление знаний о родном городе. | Дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города/села ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом. |
«Любимый город» | Закрепление правил поведения в городе/селе и в природе. | Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свое село/город. Если ребенок считает, что человек любит, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему. • Человек вернулся из леса, парка с букетом ландышей. • Человек сажает в парке возле своего дома деревья. • Человек моет в реке свою машину. • Человек выбросил мусор в канаву возле дома. • После отдыха на поляне человек собрал весь мусор. • Человек выгуливал свою собаку в парке возле детской площадки т.д. Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации. |
«Угадай и назови» | Расширение и закрепление представлений о родном крае | Игровая ситуация: путешествие по карте. Дети продвигаются по карте от пункта к пункту. На них обозначены интересные места в районе/ области. О том, в каком пункте находятся, дети сообщают пантомимой, описанием или загадкой. |
«Где я был?» | Расширение знаний детей об учреждениях города, района, посёлка, обучение правилам поведения в общественных местах | Комплектность: фотографии с изображением учреждений района Ход игры: фотографии лежат у детей на столе. Каждый выбирает одну из них и описывает изображенное на ней здание, не называя его, рассказывает, как надо вести себя в нём. Дети должны отгадать, где он был? Кто угадал правильно, описывает своё здание и правила поведения в нём. Игру можно закончить сюжетным рисованием на данную тему. |
«Где я живу?» | Закрепление представления о памятниках природы родной области | Комплектность: фотографии с природными памятниками области Ход игры: ведущий показывает фото, а игроки должны назвать в каком районе находится данный памятник |
«Сквозь замочную скважину» | Формирование представлений о памятниках родного края | Комплектность: фотографии с видами достопримечательностей региона, лист с замочной скважиной. Ход игры: Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте |
«Найди пару» | Закрепление умений устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах | Комплектность: карточки с изображением учреждений города и профессий. Ход игры: Педагог раздает детям карточки с изображением учреждений города, другие оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней. |
Приложение 4
Итоговый мониторинг уровня сформированности знаний и представлений дошкольников о родном крае, родном селе и памятниках природы Оренбургской области
Ф.И. | Знания и представления о родном селе | Знания и представления о родной области | Знания и представления о памятниках природы Оренбуржья | |||||||||||||||
н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |||||||||||||
Сформированы | Не сформированы | Частично сформированы | Сформированы | Не сформированы | Частично сформированы | Сформированы | Не сформированы | Частично сформированы | Сформированы | Не сформированы | Частично сформированы | Сформированы | Не сформированы | Частично сформированы | Сформированы | Не сформированы | Частично сформированы | |
… | ||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||
… | ||||||||||||||||||
… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Символы малой Родины"
Конспект НОД в старшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя малая родина» для подготовительной группы
Познакомить детей с их малой родиной, с глубоким значением этого слова;* Учить видеть красоту природы Нанайского района , ценить богатства земли;*...
Презентация к образовательной деятельности "Моя "малая Родина" - село Кочки"
Презентация предназначена для использования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. Помогает формированию понятия "малая Родина". Использовани...
Парциальная образовательная программа "Моя малая родина"
Данная программа дополняет содержание образовательной области «Познавательно-исследовательское развитие» местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры Оренбурга и разнообразными те...
Образовательный проект «Моя малая Родина»
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают ...
Конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина станица Приазовская"
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы познавательной направленности, образовательная область «Ребенок и окружающий мир». Составлено ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности "Моя малая Родина" (для детей подготовительной к школе группы)
Данный конспект НОД поможет совершенствовать и закрепить знания детей о своей малой Родине....