НОД "Русские народные сказки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пархацкая Татьяна Васильевна

Конспект познавательного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_skazkam_st.gr_.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  "Русские народные сказки"

Вид занятия: познавательное (итоговое).

Цель:

  • Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

  • Расширить словарный запас.
  • Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
  • Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
  • Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку
  • Закрепить названия русских народных сказок.
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
  3. Разгадывание загадок.
  4. Настольная игра «Сложи сказку», словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Демонстрационный материал:

  • Волшебный клубочек.
  • Герои по сказке «Теремок».
  • Бубен
  • Набор картинок «Герои сказок»
  • Иллюстрации к сказкам
  • Книга сказок
  • Маски и ободки колобка, зайца, волка, медведя, лисы
  • корзинка

Обогащение словаря:

  • Русские народные сказки, волшебный клубочек.

Ход занятия:

Ведущий: (заходит в группу в костюме бабушки — забавушки): Здравствуйте ребята! К вам пришла из далека! Немало пути прошла! Я из далекой волшебной страны, где живут наши любимые сказки! А вы, мои хорошие, любите слушать сказки?

Только вот у нас беда, кто-то украл волшебную книгу сказок. Вы поможете мне её отыскать?

Дети: Да!

Ведущий: Ребята,  а вот и записка.

Бабушка в лесу живет,

Травы – зелье собирает,

Пол в избе метлой метет.

В ступе по небу летает.

Из кости её нога.

Эту бабу звать…. (Яга)

Ведущий: Вот кто украл  книгу.  Где же мы будем её искать? Думаю, наш путь будет длинным и интересным! Чтобы вернуть книгу нам придется выполнить очень трудные задания. Вы готовы?

Дети: Да!

(В дверь вкатывается клубок)

Ведущая: Вот кто нам поможет . укажет дорогу. Но сначала давайте познакомимся.

Игра «Давай познакомимся» (, дети стоят в кругу. Бабушка-Забавушка передаёт волшебный клубочек и называет своё имя, затем ребёнок передаёт дальше волшебный клубочек и называет своё имя и т. д. пока волшебный клубочек не вернётся к Бабушке-Забавушке).

Основная часть:

Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу. А вот и первое испытание (находят записку с загадками.)

  1. Отгадай загадки

  • Что за домик на опушке
    Дал приют Ежу, Лягушке,
    Мышке, Зайцу, Петуху?
    Дом с трубою наверху,
    Из трубы идёт дымок.
    Этот домик — …
    (Теремок)
  • Отвечайте на вопрос:
    Кто в корзине Машу нёс,
    Кто садился на пенёк
    И хотел съесть пирожок?
    Сказочку ты знаешь ведь?
    Кто же это был? …
    (Медведь)
  • Баба била — не разбила,
    Дед ударил — не разбил.
    Прибежала в дом малышка.
    Вмиг яйцо разбила …
    (Мышка)
  • На тарелочке лежал,
    Как остыл — и убежал.
    Встретил он зверей в лесу,
    На беду свою — лису.
    Ей попался на зубок
    Круглый, вкусный …
    (Колобок)
  • Колобок с крыльца скатился,
    По тропинке в лес пустился.
    Вслед ему, зубами щёлк,
    Выскочил голодный…
    (Волк)
  • Репку дружно тянут с грядки
    Утром в качестве зарядки
    Дедка, бабка, кошка, внучка,
    Мышка и собака…
    (Жучка)

Ведущий: Волшебный клубочек привел нас в гости к сказке. Чтобы узнать, какая сказка здесь живет, вам придется отгадать загадку.

  1. Игра с Колобком

Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки?

(Колобок)

Ведущий: Давайте поиграем с колобом и вспомним, с какими героями он встретился в лесу?

(дети идут по кругу и говорят слова «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел. Выходит в круг заяц со словами «Колобок, колобок я тебя съем» Колобок убегает, заяц догоняет и т. д.)

Ведущая: Ой, мои хорошие, пока мы с вами веселились, наш клубочек покатился дальше! Нам надо спешить!

(находят следующее задание)

  1. Узнай «Узнай героя сказки» (дети по картинке угадывают героев сказок)

Ведущая: Молодцы, ребята, с заданием справились. Наш клубочек привел нас к следующему заданию. Это «Веселый бубен» и он хочет с нами поиграть.

  1. Игра «Веселый бубен»

(дети стоят по кругу и передают бубен со словами «Ты катись веселый бубен прямо по рукам, у кого веселый бубен, тот сказку назовет нам», на ком слова закончились, тот называет  сказку).

Ведущая: клубочек нашел еще задание.

  1. Составь сказку «Теремок» последовательно.

(дети на магнитной доске выкладывают сказку)

Ведущая: Идем дальше. Вот еще задание.

  1. Узнай сказку по иллюстрации

Бабушка – Забавушка: Ребята вы наверное устали, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «Медвежата в  чаще жили».

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так — головой своей крутили
(поворачивают голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали
(наклоны туловища вправо и влево)

И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили
(наклоны вперед)

А еще они плясали! Дружно лапы поднимали
(поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

(прыжки вверх)

- Поиграли, отдохнули. Тихо сели.

Заключительная часть:

Ведущая: Поиграли, отдохнули и снова в путь.

Интересно, что в корзинке? Ещё задание

  1. «Кому принадлежат слова из сказки и как называется сказка?

«Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушке. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лисе. «Заюшкина избушка»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи» (Зайцу, «Заяц – хваста»)

Ведущая: Ребята, вот эта и наша книга. Спасибо, ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями. А книга останется у вас в группе и вы еще встретитесь с новыми сказками на  её страницах.

6.Узнай сказку по иллюстрации

5.Составь сказку «Теремок» последовательно.

(дети на магнитной доске выкладывают сказку)

3.Узнай «Узнай героя сказки» (дети по картинке угадывают героев сказок)

Ведущая: Молодцы, ребята, с заданием справились. Наш клубочек привел нас к следующему заданию. Это «Веселый бубен» и он хочет с нами поиграть.

4.Игра «Веселый бубен»

(дети стоят по кругу и передают бубен со словами «Ты катись веселый бубен прямо по рукам, у кого веселый бубен, тот сказку назовет нам», на ком слова закончились, тот называет  сказку).

2.Игра с Колобком

Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки?

  1. Отгадай загадки

  • Что за домик на опушке
    Дал приют Ежу, Лягушке,
    Мышке, Зайцу, Петуху?
    Дом с трубою наверху,
    Из трубы идёт дымок.
    Этот домик — …
    (Теремок)
  • Отвечайте на вопрос:
    Кто в корзине Машу нёс,
    Кто садился на пенёк
    И хотел съесть пирожок?
    Сказочку ты знаешь ведь?
    Кто же это был? …
    (Медведь)
  • Баба била — не разбила,
    Дед ударил — не разбил.
    Прибежала в дом малышка.
    Вмиг яйцо разбила …
    (Мышка)
  • На тарелочке лежал,
    Как остыл — и убежал.
    Встретил он зверей в лесу,
    На беду свою — лису.
    Ей попался на зубок
    Круглый, вкусный …
    (Колобок)
  • Колобок с крыльца скатился,
    По тропинке в лес пустился.
    Вслед ему, зубами щёлк,
    Выскочил голодный…
    (Волк)
  • Репку дружно тянут с грядки
    Утром в качестве зарядки
    Дедка, бабка, кошка, внучка,
    Мышка и собака…
    (Жучка)

7.«Кому принадлежат слова из сказки и как называется сказка?

«Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушке. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лисе. «Заюшкина избушка»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи» (Зайцу, «Заяц – хваста»)

  1. «Кому принадлежат слова из сказки и как называется сказка?

«Не пей, братец, козленочком станешь» (Аленушке. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» (Лисе. «Заюшкина избушка»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи» (Зайцу, «Заяц – хваста»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...