Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Тайны Медного всадника» ( для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Познакомить подробнее с памятником основателя города- "Медным всадником"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_peterburgovedeniyu_na_temu_mednyy_vsadnik.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 Приморского района
Санкт-Петербурга
Конспект НОД по петербурговедению
на тему: «Тайны Медного всадника»
( для детей старшего дошкольного возраста)
Составила воспитатель:
Сологуб О.М.
2021
Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Тайны Медного всадника» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга. Познакомить с памятником основателя Петербурга- «Медным всадником».
Задачи:
образовательные:
- рассказать детям о памятнике императору Петру I «Медный всадник»
- дать детям представление об исторической личности Петра Первого.
- обогащать представления детей о памятниках;
развивающие:
- развивать у детей способность любоваться памятником «Медный всадник»;
- развивать познавательный интерес к изучению исторических достопримечательностей города;
- обогащение словаря: «постамент», «скульптура», «медь», «бронза», «император».
воспитательные:
- воспитывать патриотическое чувство;
- вызвать желание побывать на Сенатской площади и увидеть памятник;
- готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».
•Обогащение словаря: «памятник», «Медный всадник».
Оборудование и материалы: презентация «Тайны Медного всадника», легенды памятников Петру I, слайды по теме, Дидактическая / игра «Найди и собери: какие исторические здания находятся рядом с «Медным всадником», фотографии на стенде с видами достопримечательностей Петербурга, аудиозапись с показом слайдов песни О.Кваши «Санкт-Петербург- белая гордая птица…»
Конспект НОД по Петербурговедению по теме: «Тайны Медного всадника» в старшей группе.
- Начало занятия:
Дети исполняют песню с движением (под запись песни):
Город проснулся с утра
Полупрозрачным и светлым.
Тысячи просек Петра
Вымыты ливнем и ветром.
Встали на место мосты,
Вспыхнули острые шпили...
И закружили, и закружили
Город петровской мечты.
Санкт-Петербург -
Гордая белая птица.
Санкт-Петербург -
Бронзовый царь и царица.
Санкт-Петербург -
Славы российской столица.
Это частица, сердца частица,
Город наш, Санкт-Петербург.
Мимо людей и машин,
Вдоль островов и каналов
Мы всё куда-то спешим
Между великим и малым.
Любим и здесь же грешим.
Верим и рвемся к спасенью...
От поколения к поколенью
В городе нашей души.
Санкт-Петербург -
Гордая белая птица.
Санкт-Петербург -
Бронзовый царь и царица.
Санкт-Петербург -
Славы российской столица.
Это частица, сердца частица,
Город наш, Санкт-Петербург.
В конце садятся за парты.
- Отгадайте, кто же будет главными героями нашего занятия?
2. Загадки по теме читают дети
1.«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
На болоте он родился,
Четырежды крестился.
Врагу не сдавался,
Живым оставался.
2.
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?
Правильно. Главными героями нашего занятия будут наш город Санкт-Петербург и Петр 1, император всероссийский и основатель нашего города….
А также и самый знаменитый памятник Петру.
3. «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Памятник из бронзы: честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер, конь, тянет удила.
На коне сидит герой, он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник, А зовётся…
- А теперь давайте поиграем, какие достопримечательности нашего города вы уже знаете? (разделимся на 2 команды, за правильный ответ- получаете жетон).
(Правила игры: Я буду называть прилагательное, за которым будет скрываться какое-нибудь памятное, историческое место в нашем городе, а вы будете отгадывать и заканчивать фразу. Только засчитываться команде будет ответ с поднятой рукой, когда я вас спрашиваю, а вот если кто выкрикнет с места- очко с команды снимается.
Примерный набор слов
Летний…
Зимний…
Львиный…
Александровская…
Дворцовая……………..
Исаакиевский…
Казанский…..
Невский…………
Финский………….
Стрелка Васильевского…….
Заячий……………
Набережная……………….
Петропавловская……………..
Невский………………
Дворцовый………………………..
Александровский……………….
Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята?
Царский дворец, построенный на берегу Невы………………..
Крепость на Заячьем острове……………….
Большой собор с золоченым куполом, находящийся рядом с Адмиралтейством………………….
Медный……………………………………………….
- Знакомство с памятником Петру 1.
Пред нами Медный всадник Фальконе – слайд 1.
Могучий Пётр на вздыбленном коне.
В его подножье - финская скала,
И скорчившийся змей, как образ зла.
А Пётр - весь в движении, как живой.
Он простирает руку над Невой,
О будущем столицы новой грезит.
И ночи ждёт, когда с коня он слезет,
Чтоб обойти дозором город свой.
Воспитатель: О чем и о ком прозвучало стихотворение ? (ответы детей)
Воспитатель: Стихотворение посвящено памятнику, который является одним из символов Санкт-Петербурга. И это памятник «Медный всадник»
(слайд 1)
В: Кому посвящен памятник?
В: На памятнике латинская надпись, гласящая: «Петру 1 Екатерина последующая», установлен он при императрице Екатерине 2.
Так почему же мы называем его «Медный всадник»?
В: Да, отлит этот памятник из бронзы, в ее состав входит медь и поэтому имеет он зеленоватый оттенок.
А кого мы можем назвать всадником? Умелый ли Петр наездник? Слайд 2
В: Посмотрите на позу коня, он в движении, в полете, всадник поднял коня на дыбы и простирает руку свою над любимым своим городом, новой столицей Санкт-Петербургом.
В: Рассмотрите скульптуру, Петр изображен в виде воина? (Да, у него в ножнах меч. В какой ситуации воин может вложить меч в ножны? А на голове лавровый венок победителя.)
Встанем, попробуем повторить жест Петра. Это жест победителя или проигравшего?
В: А как вы думаете, приходилось ли Петру самому участвовать в военных действиях? – Да, ведь шла Северная война со Швецией, Петр хотел вернуть приневские земли отцов и дедов России, земли на которых сейчас находится наш город, Пет-г, где мы с вами живем ! Получить выход к Балтийскому морю, иметь связь с Европой, с культурным миром. слайд 3.
В: Посмотрите на картину «Полтавская баталия», которая была написана при жизни императора- Петр возглавляет свое войско, охвачен азартом, наши наступают- еще напор и враг бежит… Император мог рисковать своей жизнью, был очень храбрым и мужественным человеком.
С детства он любил играть в войну и имел «Потешный полк», из которого потом вышли его лучшие военные, сподвижники: преображенцы и семеновцы. Слайд. 4
В: Рассмотрим памятник дальше, кого мы видим в ногах у коня? Что может олицетворять змея? Опасна ли змея для всадника? Слайд 4 (2)
В: Сколько точек опоры имеет всадник? (Три.) слайд 5.
В: На чем стоит Всадник, может быть кто-нибудь знает, как называется постамент?
Он стоит на огромном гранитном камне в форме вздыбленной волны. По преданию постамент был сделан из отколовшегося от скалы Гром-камня, на который любил взбираться Петр в Лахте и смотреть с морского берега на строящийся Петербург.
В: Как вы думаете, а как можно было доставить этот камень из Лахты в Пет-г? слайд 6.
- Поднять его было не в человеческих силах. Сначала камень катили к морю по деревянным желобам, а потом погрузили на судно, которое специально построили для перевозки будущего постамента. Камень бережно доставили на Сенатскую площадь, там он стоит и сейчас. (слайд 7)
Создавался памятник скульптором Фальконе в течении 12 лет, лучшие наездники взлетали на конях Бриллиант и КАПРИЗ НА ПОМОСТ и СКУЛЬПТОР ДЕЛАЛ ЗАРИСОВКИ. А теперь немножко поиграем. Встанем в круг. «По болоту Петр шел…».
О других памятниках Петру.Петр очень почитаем в нашем городе, есть у нас и еще его скульптурные изображения: слайды «Петр-плотник», (рассказать, какими Петр еще владел ремеслами .слайды:…«Прадеду-Правнук». Антокольского.(как в Петергофе). Слайды:……А теперь обсудим место в городе, где стоит памятник Петру. Что находится рядом? Подготовить картинки на доску с изображением этих достопримечательностей. Адмиралтейство, Сенат, Исаакиевский собор (м.б. стихи или загадки о них), Напротив, на другом берегу Невы: Васильевский о., Нева, Университет.
Место для памятника выбрано не случайно. По правую руку Петра находится Адмиралтейство. Что строили в адмиралтействе по указу Петра?
Слайды как с фото, так и с картинками- Адмиралтейство и как раньше было- верфь где строят корабли. Слайды: 10,11,12,13.
По левую сторону- Сенат, там издавали законы, его тоже учредил Петр в нашем городе. Слайд: 14.
Своей рукой Петр указывает на Университет, здание которого, Здание 12 Коллегий было построено еще при Петре. Слайд: 15.
Место, где находится памятник императору показывает, что для Петра самым важным было строительство кораблей, справедливые законы, образование и защита своей страны.
Еще очень важный момент- памятник создавался перед Исаакиевским собором, а ведь св. Исаакий Далматский был небесным покровителем императора, его чтил Петр (и раньше первый Исаакиевский собор был как раз на том месте, где Екатерина велела поставить памятник Петру. А собор сделать еще больше, величественнее- на том месте, где он и сейчас.) слайд: 16.
Не только царь Петр. Но и его памятник защищал наш город. Когда во время войны с Наполеоном Александр 1 хотел вывезти памятник в безопасное место, одному из его подчиненных стал сниться сон: « Медный Всадник слетал с постамента и мчался к дворцу Александра и говорил: «Пока я стою на этом месте, с городом ничего не случиться». Император узнав о том отменил свой приказ и Россия выиграла войну.
Во время блокады Медный всадник укрывали. Но не эвакуировали. И вот наш город выстоял- на территорию Ленинграда не ступила нога завоевателя! Графические задания: Выбрать и расположить на листе те здания нашего города, которые находятся рядом с Медным. Раскрасить, кто успеет, а кто нет- сделаем это чуть позже (или на другом занятии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей старшей группы....
Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
Конспект родительского собрания в старшей группе. ...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)
Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;- формиро...
Конспект образовательной деятельности по теме "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" для детей старшего дошкольного возраста
Формировать экологическую культуру у детей; Прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....
План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....
конспект семинара-практикума по теме: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Данный семинар-практикум можно использовать как в работе с педагогами,так и родителями воспитанников...
Конспект занятия-викторины по теме «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:- Развивать у детей чувство патриотизма.- Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;- Формировать уважительное отноше...