Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Тайны Медного всадника» ( для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга. Познакомить подробнее с памятником основателя города- "Медным всадником"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90  Приморского  района

Санкт-Петербурга

                                         

Конспект НОД по петербурговедению

на тему: «Тайны Медного  всадника»

( для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                               Составила воспитатель:

                                                                                              Сологуб О.М.

2021

Конспект НОД по петербурговедению на тему: «Тайны Медного всадника» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширить знания и представления детей о родном городе. Закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности города Санкт-Петербурга. Познакомить с памятником основателя Петербурга- «Медным всадником».

Задачи:

образовательные:

  • рассказать детям о памятнике императору Петру I «Медный всадник»
  • дать  детям представление об исторической личности Петра Первого.
  • обогащать представления детей о памятниках;

развивающие:

  • развивать у детей способность любоваться памятником «Медный всадник»;
  • развивать познавательный интерес к изучению исторических  достопримечательностей города;
  • обогащение словаря: «постамент», «скульптура», «медь», «бронза», «император».

воспитательные:

  • воспитывать патриотическое чувство;
  • вызвать желание побывать на Сенатской площади и увидеть памятник;
  • готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».

 •Обогащение словаря: «памятник», «Медный всадник».

Оборудование и материалы: презентация «Тайны Медного всадника», легенды памятников Петру I, слайды по теме, Дидактическая / игра «Найди и собери: какие исторические здания находятся рядом с «Медным всадником», фотографии на стенде с видами достопримечательностей Петербурга, аудиозапись с показом слайдов песни О.Кваши «Санкт-Петербург- белая гордая птица…»

Конспект НОД по Петербурговедению по теме: «Тайны Медного всадника» в старшей группе.

  1. Начало занятия:

 Дети  исполняют песню с движением (под запись песни):

Город проснулся с утра
Полупрозрачным и светлым.
Тысячи просек Петра
Вымыты ливнем и ветром.
Встали на место мосты,
Вспыхнули острые шпили...
И закружили, и закружили
Город петровской мечты.

Санкт-Петербург -
Гордая белая птица.
Санкт-Петербург -
Бронзовый царь и царица.
Санкт-Петербург -
Славы российской столица.
Это частица, сердца частица,
Город наш, Санкт-Петербург.

Мимо людей и машин,
Вдоль островов и каналов
Мы всё куда-то спешим
Между великим и малым.
Любим и здесь же грешим.
Верим и рвемся к спасенью...
От поколения к поколенью
В городе нашей души.

Санкт-Петербург -
Гордая белая птица.
Санкт-Петербург -
Бронзовый царь и царица.
Санкт-Петербург -
Славы российской столица.
Это частица, сердца частица,
Город наш, Санкт-Петербург.

 В конце садятся за парты.

- Отгадайте, кто же будет главными героями нашего занятия?

2. Загадки по теме читают дети

1.«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»

На болоте он родился,

Четырежды крестился.

Врагу не сдавался,

Живым оставался.

2.

Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот удалец?

Правильно. Главными героями  нашего занятия будут наш город Санкт-Петербург и  Петр 1, император всероссийский и основатель нашего города….

А также и самый знаменитый памятник Петру.

3.  «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

Памятник из бронзы: честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер, конь, тянет удила.

На коне сидит герой, он красивый, молодой.

Это – память в честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник,      А зовётся…

  1. А теперь давайте поиграем,  какие достопримечательности нашего города вы уже знаете? (разделимся на 2 команды, за правильный ответ- получаете жетон).

(Правила игры:  Я буду называть прилагательное, за которым будет скрываться какое-нибудь памятное, историческое место в нашем городе, а вы будете отгадывать и заканчивать фразу. Только засчитываться команде будет ответ с поднятой рукой, когда я вас спрашиваю, а вот если кто выкрикнет с места- очко с команды снимается.

Примерный набор слов

Летний…

Зимний…

Львиный…

Александровская…

Дворцовая……………..

Исаакиевский…

Казанский…..

Невский…………

Финский………….

Стрелка Васильевского…….

Заячий……………

Набережная……………….

Петропавловская……………..

Невский………………

Дворцовый………………………..

Александровский……………….

Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,
Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята?

Царский дворец, построенный на берегу Невы………………..

Крепость на Заячьем острове……………….

Большой собор с золоченым куполом, находящийся рядом с Адмиралтейством………………….

Медный……………………………………………….

  1. Знакомство с памятником Петру 1.

Пред нами Медный всадник Фальконе –  слайд 1.

Могучий Пётр на вздыбленном коне.

В его подножье - финская скала,

И скорчившийся змей, как образ зла.

А Пётр - весь в движении, как живой.

Он простирает руку над Невой,

О будущем столицы новой грезит.

И ночи ждёт, когда с коня он слезет,

Чтоб обойти дозором город свой.

Воспитатель: О чем и о ком прозвучало стихотворение ? (ответы детей)

Воспитатель: Стихотворение посвящено памятнику, который является одним из символов Санкт-Петербурга. И это памятник «Медный всадник» 

(слайд 1)

В: Кому посвящен памятник?

В: На памятнике латинская надпись, гласящая: «Петру 1 Екатерина последующая», установлен он при императрице Екатерине 2. 

Так почему же мы называем его «Медный всадник»?

В: Да, отлит этот памятник из бронзы, в ее состав входит медь и поэтому имеет он зеленоватый оттенок.

 А кого мы можем назвать всадником? Умелый ли Петр наездник? Слайд 2

В: Посмотрите на позу коня, он в движении, в полете, всадник поднял коня на дыбы и простирает руку свою над любимым своим городом, новой столицей Санкт-Петербургом.

В: Рассмотрите скульптуру, Петр изображен в виде воина? (Да, у него в ножнах меч. В какой ситуации воин может вложить меч в ножны? А на голове лавровый венок победителя.)

Встанем, попробуем повторить жест Петра. Это жест победителя или проигравшего?

В: А как вы думаете, приходилось ли Петру самому участвовать в военных действиях? – Да, ведь шла Северная война со Швецией, Петр хотел вернуть приневские земли отцов и дедов России, земли на которых сейчас находится наш город, Пет-г, где мы с вами живем ! Получить выход к Балтийскому морю, иметь связь с Европой, с культурным миром. слайд 3.

В: Посмотрите на картину «Полтавская баталия», которая была написана при жизни императора- Петр возглавляет свое войско, охвачен азартом, наши наступают- еще напор и враг бежит… Император мог рисковать своей жизнью, был очень храбрым и мужественным человеком.

С детства он любил играть в войну и имел  «Потешный полк», из которого потом вышли его лучшие военные, сподвижники: преображенцы и семеновцы. Слайд. 4

В: Рассмотрим памятник дальше, кого мы видим в ногах у коня? Что может олицетворять змея? Опасна ли змея для всадника? Слайд 4 (2)

В: Сколько точек опоры имеет всадник? (Три.) слайд 5.

В: На чем стоит Всадник, может быть кто-нибудь знает, как называется постамент?

Он стоит на огромном гранитном камне в форме вздыбленной волны. По преданию постамент был сделан из отколовшегося от скалы Гром-камня, на который любил взбираться Петр в Лахте и смотреть с морского берега на строящийся Петербург.

В: Как вы думаете, а как можно было доставить этот камень из Лахты в Пет-г? слайд 6.

- Поднять его было не в человеческих силах. Сначала камень катили к морю по деревянным желобам, а потом погрузили на судно, которое специально построили для перевозки будущего постамента. Камень бережно доставили на Сенатскую площадь, там он стоит и сейчас. (слайд 7)

Создавался памятник скульптором Фальконе в течении 12 лет, лучшие наездники взлетали на конях Бриллиант и КАПРИЗ НА ПОМОСТ и СКУЛЬПТОР ДЕЛАЛ ЗАРИСОВКИ.  А теперь немножко поиграем. Встанем в круг. «По болоту Петр шел…».

О других памятниках Петру.Петр очень почитаем в нашем городе, есть у нас и еще его скульптурные изображения: слайды «Петр-плотник», (рассказать, какими Петр еще владел ремеслами .слайды:…«Прадеду-Правнук». Антокольского.(как в Петергофе). Слайды:……А теперь обсудим место в городе, где стоит памятник Петру. Что находится рядом? Подготовить картинки на доску  с изображением этих достопримечательностей.  Адмиралтейство, Сенат, Исаакиевский собор (м.б. стихи или загадки о них), Напротив, на другом берегу Невы: Васильевский о., Нева, Университет.

Место для памятника выбрано не случайно. По правую руку Петра находится Адмиралтейство. Что строили в адмиралтействе по указу Петра?

 Слайды как с фото, так и с картинками- Адмиралтейство и как раньше было- верфь где строят корабли. Слайды: 10,11,12,13.

По левую сторону- Сенат, там издавали законы, его тоже учредил Петр в нашем городе. Слайд: 14.

Своей рукой Петр указывает на Университет, здание которого, Здание 12 Коллегий  было построено еще при Петре. Слайд: 15.

Место, где находится памятник императору показывает, что для Петра самым важным было строительство кораблей, справедливые законы, образование и защита своей страны.

Еще очень важный момент- памятник создавался перед Исаакиевским собором, а ведь св. Исаакий Далматский был небесным покровителем императора, его чтил Петр (и раньше первый Исаакиевский собор был как раз на том месте, где Екатерина велела поставить памятник Петру. А собор сделать еще больше, величественнее- на том месте, где он и сейчас.) слайд: 16.  

Не только царь Петр. Но и его памятник защищал наш город. Когда во время войны с Наполеоном Александр 1 хотел вывезти памятник в безопасное место, одному из его подчиненных стал сниться сон: « Медный Всадник слетал с постамента и мчался к дворцу Александра и говорил: «Пока я стою на этом месте, с городом ничего не случиться». Император узнав о том отменил свой приказ и Россия выиграла войну.    

Во время блокады Медный всадник укрывали. Но не эвакуировали. И вот наш город выстоял- на территорию Ленинграда не ступила нога завоевателя! Графические задания: Выбрать и расположить на листе те здания нашего города, которые находятся рядом с Медным. Раскрасить, кто успеет, а кто нет- сделаем это чуть позже (или на другом занятии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей  старшей группы....

Конспект родительского собрания на тему: Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  родительского собрания  в старшей группе.                    ...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» ( для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Зимующие птицы»Цели: формирование экологической культуры у детей.Задачи:образовательные:- способствовать формированию представлений детей о зимующих птицах;-  формиро...

Конспект образовательной деятельности по теме "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ" для детей старшего дошкольного возраста

Формировать экологическую культуру у детей; Прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

План-конспект итогового занятия по теме "Зимушка-зима" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал содержит игры и задания, которые позволяют показать разносторонние знания детей по теме "Зимушка-зима"....

конспект семинара-практикума по теме: "Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Данный семинар-практикум можно использовать как в работе с педагогами,так и родителями воспитанников...

Конспект занятия-викторины по теме «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- Развивать у детей чувство патриотизма.- Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут;- Формировать уважительное отноше...