2021г. Путешествие с дошкольниками по стране загадок
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Борисовна Носова

Используя в работе с детьми загадки, мне хотелось не только научить их отгадывать, развить все перечисленные умения и навыки, но и самостоятельно придумывать различные загадки. А для этого в первую очередь необходимо было обогатить словарь детей, помочь увидеть обыкновенный предмет с другой стороны, развить творческое мышление и образное воображение, т.е. научить детей фантазировать. Играя в загадку, ребёнок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Доступность загадки для ребёнка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан. Если образ создан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается. Дети также успешно отгадывают загадки с использованием художественного приёма сравнения, если это сравнение близко, понятно, если этим сравнением пользуются в речевой практике.     Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни; они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_zagadok.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               Путешествие с дошкольниками по стране загадок

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.                                                                                                  Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.                                                               Загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Человек начал создавать загадки ещё в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности. Загадка помогала совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, образно.  Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду. И в настоящее время загадка используется как увлекательное средство в обучении детей. Ведь с помощью загадок обогащаются знания, формируются умения анализировать предметы и явления, сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Так как главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, она незаменима при подготовке к обучению в школе, для познавательного развития старших дошкольников.                                                         В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования познавательной активности детей.                                                       Следует отметить, что развитие познавательной активности в процессе обучения детей отгадыванию и составлению загадок не нашло должного места в практической работе ДОУ: работа с загадками основывается в основном на их отгадывании. Причём, методика не даёт конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайда или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одарённого ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задаёт ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. При таком обучении не может быть и речи об успешном развитии познавательной активности.                                                                          В основе всех определений, что такое загадка, лежат схожие признаки:                               1.по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;                                                                                                                2.описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;                                                  3.как правило, описание лаконично;                                                                                                                         4.загадке часто присущ ритм.                                                                         Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
В своих исследованиях учёные классифицировали загадки по разным признакам:
Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.
Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.
Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.
Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.
Метафорические загадки. Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.
Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Используя в работе с детьми загадки, мне хотелось не только научить их отгадывать, развить все перечисленные умения и навыки, но и самостоятельно придумывать различные загадки. А для этого в первую очередь необходимо было обогатить словарь детей, помочь увидеть обыкновенный предмет с другой стороны, развить творческое мышление и образное воображение, т.е. научить детей фантазировать.

      Играя в загадку, ребёнок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений.
Доступность загадки для ребёнка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.
Если образ создан словами в их прямом значении, то отгадывание максимально облегчается. Дети также успешно отгадывают загадки с использованием художественного приёма сравнения, если это сравнение близко, понятно, если этим сравнением пользуются в речевой практике.     Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни; они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
I этап начинаем со знакомства с помощниками – это «Волшебники» (анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».                                                                                                                             У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.                                                                       В “чудесный мешочек” помещаю четыре-пять хорошо знакомых предметов, поочередно предлагаю детям достать предмет из мешочка, назвать его и поставить на стол. Предмет рассматривается со всей группой детей, рассматриваются его признаки, свойства и функциональная принадлежность.
Все предметы выставляются на стол так, чтобы
 они хорошо были видны детям. Затем загадываю загадки.
Дети отгадывают загадку и доказывают отгадку.
Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его, в виде игры “отгадай по описанию” и т. п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребёнок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

II этап: составление загадок.

Для составления загадок предлагается три основных модели. Сначала вывешиваю одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагаю детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. Какой? Что бывает таким же?

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой объект по цвету? Записываю это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой объект по действиям? (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Прошу  детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

По цвету

По действиям

По форме

Далее детей прошу дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
Пример: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый арбуз

После заполнения предлагаю прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". После освоения модели, "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений.                                                                      Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Пример:

  • Для составления загадки выбран объект (самовар). Детьми даются образные характеристики по заданным педагогом признакам (по цвету, по действиям, по форме).
  • Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). – Что бывает таким же?
  • Пример: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.
  • После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
  • Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Составление загадки с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
Составление загадки с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

Загадки детей

  • Летает, но не бумажный самолет,
  • Роет норки, но не слепой крот,
  • Ловит насекомых, но не болотная лягушка. (Ласточка)

 

  • Быстро летает, но не реактивный самолет,
  • Звонко поёт, но не веселый ребенок,
  • Строит жилье, но не опытный плотник. (Соловей)

Модель 3. На что похоже? Чем отличается?

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Загадки детей

  • Похожа на облако, но никуда не плывёт
  • Похожа на море, но нет волн,
  • Как зеркало, но нельзя разбить. (Лужа)
  •  
  • Похожа на жука, но нет лапок,
  • Похожа на улитку, но быстро движется
  • Как  дом, но нельзя побегать. (Легковая машина)

Самостоятельная работа дошкольника.

Для составления загадки выбран объект (помидор). Далее, ребенок выбирает с помощью какого (или каких) «волшебника (ов)» он будет составлять загадку. Выбрав «волшебника», ребёнок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает определение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам.

Волшебник «Я вижу»:  признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).

Сравнения по цвету – красный; по рельефу (поверхности объекта) – гладкий; по форме – круглый. Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.

Загадка: Красный, как сигнал светофора, гладкий, как оконное стекло, круглый, но не воздушный шарик.

Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

Ребёнок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребёнок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному  признаку, обогащает свою речь.

Такой подход ведёт к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.                                                                                       Чтобы детям было интересно, свою работу по обучению детей придумыванию загадок я построила как путешествие по “Стране загадок”, в которой имеется шесть городов. Каждый город – это определенный этап в обучении, но, тем не менее, все этапы идут параллельно.  

Первый этап. Это город “Простых загадок” и город “Пяти чувств”. На этом этапе мы:
– накапливали знания о качествах и свойствах предметов, используя различные игры и игровые упражнения;
– при отгадывании загадок выбирали ответ – рисунок, что развивало речь – доказательство;                                                                      
 
– составляли описательные рассказы о предметах, используя модели;
– и в завершении придумывали загадки – описания о предметах с помощью моделей, без них и опираясь на признак предмета “какой?”.

Например: круглый, красный, полезный, маринованный, сладкий.

Второй этап. Уловив принцип построения простых загадок, мы отправляемся в третий город “Похожестей и непохожестей”.

Здесь мы учимся находить различия и сходства между предметами, также используя дидактические игры и упражнения. Сначала по простым признакам (цвет, форма, величина). Например: на что похож огурец по цвету; морковь по форме и т. д.

– Игра “Теремок”. Цель: учить находить сходства между самыми различными предметами. Описание: ребенок, “ хозяин” теремка, выбирает себе из набора предложенных картинок одну. Затем дети по очереди берут себе картинку и просятся жить в теремок. “Хозяин” пускает их жить только в том случае, если они скажут, чем похожи на “хозяина”.
– Используем игру
“Загадочные круги”. Цель: учить детей выделять существенные признаки предметов, находить сходства между объектами. Развивать описательную речь. Составлять описательную загадку и загадку с отрицанием.

Описание: в центре круга находится загадываемый или описываемый предмет, а вокруг него – совершенно различные предметы, с которыми он сравнивается. Составляем описательный рассказ, а потом загадку, отталкиваясь от признаков других предметов, но являющихся общими и для загадываемого предмета.

Таким образом, получается описательный рассказ: пчела – это насекомое, у нее есть крылья, хоботок, она делает мед, полосатая, живет семьями.

Описательная загадка (предмет в середине закрывается, а верхний – является подсказкой о ком или о чем загадывается загадка). Это насекомое, у него есть крылья, оно летает, есть хоботок, делает мед, оно полосатое и живет семьями.

Загадка с отрицанием: это насекомое, но не муха. У него есть крылья, но это не птица. У него есть хоботок, но это не слон. Имеет полосатую расцветку, но не зебра. Живет семьей, но это не люди.                             

– Отгадываем загадку с отрицанием, опираясь на картинку – схему.                                

                                                                                                       .
– Самостоятельно придумываем загадки с отрицанием (без опоры на картинки).

Третий этап. Город “Загадочных частей”.

– Используя игровые упражнения на целое и части, учимся выделять части предмета или объединять части в целое.

– Идем по улице “Разобранных предметов” придумываем загадки о предметах, указывая на его части и их количество.

Например: 4 ножки и две дощечки (стул). Или: 2 стрелки, стекло, цифры, много винтиков и шестеренок (часы).

– По улице “Молчаливых загадок” идем по оставленным кем-то или чем-то следам и отгадываем, кто же мог их оставить.                     

– Улица “Неоконченных загадок”. Взрослый рассказывает детям о том, что как-то по улице проходил ленивый художник. Видит, стоят дома пустые, специально построенные для еще не придуманных загадок. И решил он нарисовать загадки и поселить их в домики. Начал он рисовать и так лень ему стало, бросил это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику, там работу начал, да не закончил. Так “не дорисовал” ленивый художник целую улицу. Отгадываем, что хотел нарисовать ленивый художник, и заканчиваем его рисунки.                                                                            

Четвертый этап. Город “Город загадочных дел”.

– Игры и игровые упражнения на подбор слов – действий помогали детям образовывать новые названия к предметам, опираясь на его действия. Например: расческа – что делает? – расчесывает. Указка – что делает? – указывает. Мы пробуем по тому же принципу придумывать названия другим предметам и вещам.

Например: лампочка – что делает? – освещает. Значит, она может называться – освещалка. Или, что такое затемнялки? – это шторы. Писалка – это ручка. Рисовалка – карандаш и т. д.

– Придумываем загадки, опираясь на действие предмета. Что делает?

Например: сверкает, блестит, тает, скрепит, идёт, липнет.

Пятый этап.  Город “Загадок наоборот”.                                                                                                       Дети должны хорошо владеть антонимами, т. к. почти все слова в придуманной загадке должны восприниматься наоборот.

Например:                                                                                                                                    Это большое (значит маленькое).  С маленькими (большими) ушами, и коротким (длинным) хвостом, серого цвета. Не любит (любит) сыр. (Мышь).

Или. Растёт на грядке (дереве).                                                                                                            Квадратное (круглое), кислое (сладкое), не вкусное (вкусное). (Яблоко).

Таким образом, работая с детьми по данной системе, можно решить целый ряд задач (образовательных, речевых, познавательных и воспитательных).

1.При использовании методики обучения отгадыванию и составлению загадок происходит развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, закрепление  знаний о свойствах и качествах предметов и явлений, умения оперировать имеющимися знаниями об окружающем.

2.У детей формируется дифференцированное восприятие, развивается мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, речь (доказательство, связно-монологическая речь).  

3. Развивается фантазия, творчество и воображение.

Список использованной литературы

1.Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук . Ульяновск, 2001. 52 с.

2.Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, РГУ, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Загадок

Работа с загадкой один из эффективных методов развития познрвательных способностей детей. Вашему вниманию предлагается материал с Элементами ТРИЗ,  используемый мной для обучения детей придумыван...

Путешествие в волшебную страну "Загадок"

Конспект занятия по развитию речи "многозначные слова" в средней группе.Цель: познакомить детей с многозначными словами;учить выделять предметы,  которые обозначают многозначные слова;упраж...

Интерактивная игра по математике в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в весенний лес Страны ЗАГАДОК»

Закрепить навыки счета до 10- прямого и обратного; до 30- двойками,  До 21- тройками.Закрепить умение решать задачи, развивать логическое мышление.Закреплять умение придумывать, отгадывать ...

Конспект занятия по речевому развитию "Путешествие в страну загадок"

Обучение составлению загадок с использованием ТРИЗ-технологии...

Конспект занятия по математике" Путешествие в страну загадок с Будильником"

Программное содержание:  - Выявить  знания о числах и цифрах от 0 до 10, -закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;-Закреплять умение понимать отношения  между ...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"

В течении двух лет я работала над методической темой "Развитие речи у детей через использование элементов мнемотехники". Тема очень интересная, элементы мнемотехники использую, как в непосредственно о...

Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну загадок»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».Цели:– знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умен...