Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательного занятия
для детей старшего дошкольного возраста, цель - познакомить со свойствами магнита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_magnit.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия
для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание.
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами магнита: притягивает металлические предметы, металлические предметы сохраняют намагниченность определенное время; магнит имеет полюса.
Развивающие задачи:
Учить детей делать несложные умозаключения, выводы. Учить выдвигать гипотезы. Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Здоровье сберегающие задачи:
Учить детей соблюдать правильную осанку во время работы за столом.
Предварительная работа:
Чтение сказок Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
Беседы по прочитанному из детской энциклопедии “Почемучка”:
Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: “Рыболов”, “Магнитная мозаика”, “Магнитная касса цифр и букв”.
Индивидуальная работа:
Закреплять умение отвечать на вопросы ясно, понятно, излагая свои мысли достаточно громко; стараться использовать в своей речи наиболее точные слова.
Методы и приёмы:
- Сюрпризный момент (получение посылки);
- Наглядные (работа со схемами)
- Словесные (активизация слов в речи детей: металлический, полюса)
- Практические (проведение опытов)
Используемый материал:
халаты по количеству детей, халат для педагога
магниты (каждому ребёнку);
коробка с различными предметами (из дерева, резины, пластмассы, железа);
скрепки по7-8 на каждого ребёнка;
штатив с гвоздём, висящим на нитке;
лист бумаги, стекло, толстая книга, картон (на каждого ребёнка);
банка с водой (на дне скрепка) на каждого ребёнка;
удочки, таз с водой, с пластмассовыми рыбками и металлическими предметами;
мультимедийное сопровождение
Форма организации:
По подгруппам.
Ход занятия
Воспитатель вместе с детьми вспоминает содержание книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
В этот момент раздается стук в дверь. Воспитатель выходит на стук и заносит посылку с письмом. В письме Винтик и Шпунтик рассказывают о том, что они хотят построить новую машину, для которой нужны железные детали, но Незнайка перепутал всё. Теперь в коробке лежат металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные предметы. Что нам делать?
Ребята предлагают помочь героям.
Воспитатель: А как, вы, сможете отличить металлические детали от остальных?
Дети: Нужно использовать магнит.
Воспитатель уточняет:
- Почему нужно использовать магнит?
- Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. А что мы знаем о магните?
Сейчас мы с вами спустимся в лабораторию доктора Зная и проверим эти свойства.
Дети вместе с воспитателем спускаются в музыкальный зал, где оборудована лаборатория доктора Зная. Ребята, обратите внимание, что у вас на халатах прикреплены бейджики с символами. Девочки выбирают халаты с красными квадратами, а мальчики с синими прямоугольниками.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова будем работать в лаборатории дедушки Зная.
Ребята, а как ведут себя учёные в лаборатории (напоминает правила поведения в лаборатории). Сегодня мы с вами продолжим знакомство с магнитом.
- У нас в посылке много предметов. Как вы думаете, какие предметы притягивает магнит? (ответы детей)
Давайте опытным путем это проверим.
Возьмите магниты и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Назовите те предметы, которые притянулись к магниту, и положите их на голубой поднос, а которые не притянулись – на белый.
Ребята, на голубом подносе какие предметы? Что общего между ними? (ответы детей)
А те предметы, которые находятся на белом подносе из чего сделаны? (ответы детей)
Значит, ребята, какие предметы может притягивать магнит?
Вывод делаю сами дети: Магнит притягивает металлические предметы. Это происходит потому, что магнит – это кусок стали или железа, обладающий способностью притягивать предметы из железа. (выставляется схема)
Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру (объясняет правила игры: если предмет на картинке сделан из металла, то вы поднимаете красную табличку, а если из другого материала, то зеленую). Будьте внимательны. Ребята, внимание на экран (слайд)
Воспитатель: А теперь подойдите к моему столу. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.
Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? (дети выдвигают свои гипотезы) Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).
Почему это произошло, как вы думаете? (Гвоздь металлический).
Вывод (делают дети): Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту, он металлический.
Ребята, как вы думаете, всегда ли магнит притягивает металлический стержень?
А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту? Как думает…? Давайте проверим.
Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой, фанерой, картоном тонкой книжкой.
Ребята, а всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения? (дети высказывают свои предположения)
В каком случае магнит может притягивать к себя металлические предметы?
Вывод (делают дети): магнит может притягивать к себе металлические предметы, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.
Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась целая цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите, внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Не забывайте, что сейчас вы учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные – справились с этим опытом. Ребята, а почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитыми.
Ребята отсоедините магниты от скрепок и положите их на стол.
Физкультминутка.
Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.
- А вот и наш водоём. Водоём наш загрязнён разными предметами. Давайте очистим водоем от металлического мусора.
- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.
А теперь присядем на места.
Продолжим наши эксперименты с магнитом.
Что же произошло с нашей цепочкой из скрепок? Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).
А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.
- Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто “танцуют”)
Почему двигаются скрепки?
Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
Предлагаю вам решить такую задачу. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.
- Как достать скрепку, не замочив рук? Поднести магнит к банке.
- Что произошло?
Вывод: Магнитная сила действует через стекло и воду. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.
- Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами.
Что происходит с ними?
А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Вывод: Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.
- Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. “Магнитная мозаика”, “Магнитная азбука”, “Рыболов”, зажим на шкафчики, крепления картин к доске).
- Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали сегодня о магните.
Итог занятия дети подводят по схемам, выставленным на мольберте:
- Магнит притягивает железные предметы.
- Магнит действует сквозь бумагу, стекло, воду.
- Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
- Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.
Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
конспект разработан для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Язык мой – друг мой»
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Язык мой – друг мой» Цель: способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при воспр...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мой город - Нижневартовск
формировать представление о Родине, о своем городе, его жителях, строителях, нефтяниках и других профессиях нашего города...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Постройка жилища»
расширение знаний детей о профессии строитель, о жилищах разных народов, пополнение словарного запаса детей, воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда, расширение знаний детей индиви...
Педагогическая находка. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Город в опасности».
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического...
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Безопасное поведение на природе»
Конспект познавательного занятия для детейстаршего дошкольного возраста«Безопасное поведение на природе»...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию «Что полезно для здоровья?»
Цель: воспитывать культуру питания....