Досуг "Встреча весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Основная часть:
Хозяйка – Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! Давно вас поджидаем, праздник не начинаем. Каждому найдется и словечко и местечко!
В народе бытовал красочный праздник встречи весны – «Веснянка». Приходу весны радовались все от мала до велика. Складывались приветственные песни в её честь. Радовались теплу, солнышку, ждали прилета перелетных птиц. И пекли специальное праздничное печенье, если помните, мы тоже пекли его в прошлом году на такой праздник, «Жаворонушки». А теперь у нас другое праздничное печенье – «Тетерки» Кто догадается, на что похожи названия этого печенья? Правильно, на название птиц – жаворонков и тетерок, тетеревов. А почему они такие коричневые? Это потому, что пекли их из ржаной муки. Вот на них какие красивые закрученные узоры А еще тетерок вешали на ветки деревьев, как и жаворонушек, приманить и угостить птиц. И конечно же, угощались сами и угощали родных и друзей. Дети, которых угощали тетерками, всегда смотрели сквозь них на весеннее солнышко, радовались теплу и свету. А еще
с помощью такого печенья закликали весну:
Весна-красна,
приди ясна!
Нам зима надоела,
весь наш хлеб поела.
Ребенок 1 (Маша) Вот и открыли замки жаворонушки да тетеры,
И отпустили на волю Весну Красную!
Идёт красавица Весна
Отворяйте ворота.
Первый март пришел
Белый снег сошёл
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
Уж ты, пташечка, ты залётная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни Зиму, отомкни Лето!
Жаворонки, перепёлушки!
Да тетерочки!
Прилетите к нам!
Зиму холодную унесите!
Весну ясную, Весну Красную принесите!
Веселились стар и млад! Поиграем в народную игру «Как у бабушки Маланьи».
(Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.все идут по кругу и поют:
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей, все без бровей,-вот с такими ушами, вот с такими глазами,вот с такой головой,вот с такой бородой
(слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.)Ничего не ели на нее глядели делали вот так! Присаживаются на корточки. Руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. )
Русская народная игра "Тетёра"
Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:
Тетёра шла,
Меховая шла,
Шла по удалью
По заудалью
Сама прошла
И детей провела
Самого лучшего оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново
О праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада». Слушайте, как в этот день веселились дети в деревнях: Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.
В тесноте – не в обиде.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый – погляжу!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_vstrecha_vesny_21.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Дата проведения: _15.03.2021______________
Сценарий досуга для детей подготовительной группы
«Встреча весны» («Веснянка»)
Разработала: Пивоварова Т.В.
Введение
Актуальность рассматриваемой темы: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.
Воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Используемые технологии:
игровые технологии;
технология театрализации; технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; ЭОР.
Цель: познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного праздника, с народными играми.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о народных традициях нашего края. Познакомить детей с русской традицией встречи весны, с традициями выпекания праздничного печенья «Тетерки», «Жаворонушки».
Развивающие: Развивать связную речь детей. Развивать наблюдательность и интерес детей, логическое мышление, воображение. творческие способности, вовлекая детей в исполнение стихов, песен, танцев; воспитывать интерес к русской культуре, расширить знания о фольклорном творчестве (заклички, скороговорки, загадки)
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родине.
Материал: элементы народных костюмов для детей, магнитофон, печенье «тетерки».
Основная часть:
Хозяйка – Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам да радости! Давно вас поджидаем, праздник не начинаем. Каждому найдется и словечко и местечко!
В народе бытовал красочный праздник встречи весны – «Веснянка». Приходу весны радовались все от мала до велика. Складывались приветственные песни в её честь. Радовались теплу, солнышку, ждали прилета перелетных птиц. И пекли специальное праздничное печенье, если помните, мы тоже пекли его в прошлом году на такой праздник, «Жаворонушки». А теперь у нас другое праздничное печенье – «Тетерки» Кто догадается, на что похожи названия этого печенья? Правильно, на название птиц – жаворонков и тетерок, тетеревов. А почему они такие коричневые? Это потому, что пекли их из ржаной муки. Вот на них какие красивые закрученные узоры А еще тетерок вешали на ветки деревьев, как и жаворонушек, приманить и угостить птиц. И конечно же, угощались сами и угощали родных и друзей. Дети, которых угощали тетерками, всегда смотрели сквозь них на весеннее солнышко, радовались теплу и свету. А еще
с помощью такого печенья закликали весну:
Весна-красна,
приди ясна!
Нам зима надоела,
весь наш хлеб поела.
Ребенок 1 (Маша) Вот и открыли замки жаворонушки да тетеры,
И отпустили на волю Весну Красную!
Идёт красавица Весна
Отворяйте ворота.
Первый март пришел
Белый снег сошёл
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
Уж ты, пташечка, ты залётная!
Ты слетай на сине море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни Зиму, отомкни Лето!
Жаворонки, перепёлушки!
Да тетерочки!
Прилетите к нам!
Зиму холодную унесите!
Весну ясную, Весну Красную принесите!
Веселились стар и млад! Поиграем в народную игру «Как у бабушки Маланьи».
(Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.все идут по кругу и поют:
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей, все без бровей,-вот с такими ушами, вот с такими глазами,вот с такой головой,вот с такой бородой
(слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.)Ничего не ели на нее глядели делали вот так! Присаживаются на корточки. Руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. )
Русская народная игра "Тетёра"
Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:
Тетёра шла,
Меховая шла,
Шла по удалью
По заудалью
Сама прошла
И детей провела
Самого лучшего оставила.
На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново
О праздниках в народе говорили: «Всякая душа празднику рада». Слушайте, как в этот день веселились дети в деревнях: Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.
В тесноте – не в обиде.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленый – погляжу!
Загадки про птиц :
1. Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей) — Спереди у птички шильце,
Позади у птички вильце!
Сама птичка мала,
А за морем была. (Ласточка.)
— Всех перелетных птиц черней,
В пашне ищет он червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
— В лесу ночном горюет птица,
Она назвать себя боится.
– Ку-ку… Ку-ку…
Не спит опушка,
А птицу эту звать… (кукушка).
— Мы построили вдвоем
Для гостей весенних дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай сюда… (скворец).
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей).
Не царь, а в короне,
не всадник, а со шпорами,
не будильник, а всех будит.
(Петух)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и...
(Cовы)
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
(Петух)
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)
У бравого вояки красная пилотка
Сапоги со шпорами и важная походка
Пестрый мундир, у кур он командир.
(Петух)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
(Дятел)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
из мертвого живого (курица-наседка)
Загадки про птиц, Вы отгадали. Молодцы.
Выходи, честной народ,
Не пыли дорожка!
Выходите в дружный круг
Поиграть немножко!
Народная игра: «Родничок».( Дети становятся друг за другом по одну сторону
«ручья»(голубая лента, обхватывают друг друга руками за пояс
(паровозиком) и поют:
1. Разлился родничок, золотой рожок.
У-ух.! (все вместе перепрыгивая на противоположную
сторону ручья не бросая рук.
2. Разлился ключевой, белый снеговой!
У-ух! (так же обратно)
3. По лесам по болотам по гнилым колодам.
У-ух! (так же обратно.)
Народная игра «Плетень»
(Дети становятся в 2 шеренкги, заплетая руки наискось. Шеренги идут другтк другу, со словами: «Тень, тннь, потетень, закрутился наш плетень, , встретившись, топают на месте: рады вас мы повстречать, не пора ли нам сплясать?» Разбежавшись, пляшут под народную музыку (плясовая на баяне), когда музыка останавливается – быстро собираются в «плетень», кто быстрее).
А теперь давайте и мы с вами весну закликать.
Весенние заклички
2 ребенок (Яся): Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
3 ребенок: (Айза)
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
4 ребенок: (Леша) Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло гнёздышко!
Ведущий: Дальше “бой скороговорок”
Разрешите нам начать,
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Конкурс скороговорок (поочередно)
· Приучить сороку - одна морока. а сорок сорок - сорок морок.
· Сел сокол на гол ствол.
· Орел на горе, перо на орле. орел под пером, Гора под орлом.
· Проворонила ворона вороненка.
· Перепелка перепелят перепеленовывала.
· Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю"
. Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".
· Солнце садится, струится водица. Птица синица в водицу глядится.
· Дятел дуб долбил, да недодолбил.
· Галка села на палку, палка ударила галку.
· Перепелка перепелят прятала от ребят.
· Сидел воробей на сосне, заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
· Курица волнуется. Не пугайте курицу.
· Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
· Слушала старушка, как куковала кукушка на опушке.
· Галдят грачата на галчат, глядят галчата на грачат.
Ведущий: А теперь, господа,
Проходите сюда!
Будем в игры играть,
Чтобы вам показать
Молодецкую стать!
Забавы-поединки: «Сорви шапку». У каждого на голове «картуз» – кепочка. Двое вошли в круг. Задача – кто первый сорвет шапку с головы противника.
Поединок – «Петушиный бой» или «вырви хвост»: повязываются пояса. А за них сзади подтыкаются девичьи платки, как петушиный хвост. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача – быстрее выдернуть платок из-за кушака и поднести, вернуть его хозяйке.
А теперь – угощенье, полетели тетерки ! (угощаем детей предварительно выпеченными «тетерками»). Угощайтесь, гости дорогие,
Милости просим, побывать
У нас в следующий раз!
Заключение:
При проведении досуга достигнуты следующие результаты: привлечение детей к совместной творческой деятельности, развитие у детей интереса к фольклору и народным традициям, гармонизация педагогического процесса с помощью совместного досугового мероприятия,
Мероприятие вызвало положительный эмоциональный настрой, его цели и задачи были достигнуты. Использованные источники:
http://rodnichok-polyany.ru/pages/41/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Весна, весна красная, приди весна с радостью, с великою милостью."
Конспект занятия....
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру "Весна, приметы весны, весна в лесу"
Конспект занятия для средней группы...
Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"
В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....
Проект- презентация "Весна,весною,о весне."
Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн
По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
Весна, весна, весне дорогу!
Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...