Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Крылатое чудо»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Артамонова Ирина Борисовна

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Крылатое чудо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirabot.od_.krylatoe_chudo_6-7l.no2_.docx463.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Крылатое чудо»

                                                        Подготовила Артамонова Ирина Борисовна

                                                        воспитатель

                                                                           МАДОУ «Детский сад №23 «Орленок»

                                                            C:\Users\asus\Desktop\Пишем пером\IMG_6248.JPG

Цель: Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить детей с удивительными загадками и тайнами живой природы.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей о птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивающие:

Развивать коммуникативную функцию речи.

Активизировать познавательные способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к птицам и заботиться о них.

Предварительная работа. Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц, чтение природоведческой литературы о птицах, презентация «Зимующие птицы», выставка рисунков «Как прекрасен птичий мир».

Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, практические, игровые.

Материалы и оборудование. Мультимедийная система; заставка с изображением птицы в полете; слайд: схема строения пера; иллюстрации птиц; конверты с разрезными картинками; веер; два листа бумаги; перья разной длины; величины; цвета; чернила.

Ход образовательной деятельности

 воспитатель.- Ребята, вы готовы отправиться изучать тайны природы. Работать будете парами. Что, сегодня будем изучать, находится в конверте.

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением птиц.

Дети работают парами складывают из частей целую картинку и называет свою птицу. Рассказывают, какая это птица - перелетная или зимующая, почему их так называют?

воспитатель. - Как можно одним словом назвать свиристеля, дятла, соловья, снегиря, кукушку, сороку?

- Это — …птицы.

воспитатель. - За птицами наблюдают и изучают их ученые – орнитологи.

- Сегодня мы будем учеными орнитологами.

Дидактическое упражнение «Перекличка»

воспитатель. - Каких еще зимующих птиц вы знаете?

воспитатель. - Зима тяжелое время года. Как вы помогаете птицам пережить это трудное время? (Сделали кормушки, ежедневно подкармливаем зимующих птиц крупой и семенами, а для синичек специально кладем кусочки несолёного сала.)

- Зимой мы заботимся о птицах, летом птицы заботятся о наших садах, лесах, парках.

воспитатель. - Представьте, мы встретили человека, который не разу не видел птиц, ни чего о них не знает. Как ученые орнитологи мы, должны научить его узнавать птиц и не путать их с другими животными.

 - У птицы есть: клюв, 2 крыла, 2 ноги, перья, яйцо. Дети на мольберте выкладывают модель птиц.

физкультурная пауза «Птицы» (дети изображают птиц)

Отгадайте, кто поет «синь-синь-синь!» - синица.

Поем песенку синицы (низко, высоко – низким и высоким голосом.)

Вспомним звонкую песенку клеста: «цок-цэк, цок-цэк, цок-цэк, цок-цэк!»

Голубя?  (Воркуют: гру-гру-гру.)

Покажем ворона? (Важно ходит, громко каркает кар-кар-кар.)

Воробей прыгает прыг-скок, прыг-скок. Как поет песенку воробей (чик-чирик, чик-чирик.)

Дыхательное упражнение «Гуси».

На вдохе наклон: глядя вперед и вытягивая шею, произносим «ш-ш-ш».

воспитатель. - Ребята, а теперь послушайте загадку и попробуйте её отгадать.

Любит мышей, но не кошка

Большие, сильные когти, но не медведь

Летает бесшумно, но не ястреб.

-Как вы думаете, кто это?

 (Сова)

Рассказ ребенка о сове, опираясь на свой рисунок.

У совы – большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые большие желтые глаза. Сова хорошо видит в и слышит в темноте.

 Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Расправив широкие крылья, бесшумно летает над полями и лугами, выискивая мышей, птичек.

Пышное оперение совы защищает ее от холода, а закругленные крылья и хвост помогают летать бесшумно. У совы острые когти, которыми птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Зимой совы остаются в наших краях.

воспитатель. -Ученые орнитологи может кто-то дополнит рассказ.

Зрительная гимнастика «Совята».

Вопросы к детям:

- Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?

- А что помогает птицам летать?

- А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

Бумажный шарик падает очень быстро, как камень. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом, она опирается на воздух.

Вот еще посмотрите на примере веера. Так складываются и раскладываются перья, когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

В нашей лаборатории мы узнаем, как устроено перо?

Работа за столами.

Пальчиковая игра «Птичка прилетела»

Птичка прилетела,          (Машем кистями рук)

Головкой повертела       (Пальцы собраны в щепоть, повороты кистями)

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.          (Машем кистями рук.)

                              Опыты с пером

Рассказ воспитателя. Перья покрывают почти все тело птицы. Они нужны ей, чтобы летать и согреваться: ведь у летающих птиц нет теплого меха или жировых отложений, как у животных. Если приглядеться к птичке, то можно увидеть, что не все перья у нее одинаковые.

- Какие у птиц бывают перья? (Ответы детей.)

- Самые большие перья называются маховыми и растут на крыльях. Перья на хвосте помогают птице разворачиваться в полете и поэтому называются рулевыми. Раскинув крылья и хвост, птица как будто опирается них в полете и так держится в воздухе.  Найдите самое длинное перо. Рассмотрите, потрогайте перо, обследуют перо пальчиками, рассмотрите его в лупу. Какое оно? (плотное, жесткое, большое).

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

 Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась.) А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой.

Строение перьев можно сравнить с деревом. Стволом является центральный стержень пера. Нижняя часть пера, находится в коже птицы подобно тому, как корни дерева уходят под землю. От центрального стержня отходит много тоненьких веточек, их называют бородками первого порядка, а от этих бородок отходят совсем маленькие веточки, которые называются бородками второго порядка. На конце их находятся крючки, которые соединяют все бородки пера в одно целое. А если бородки расцепляются, то птице надо только провести клювом по перу и бородки снова закроются, как застежка молния. Так устроены маховые и контурные перья.

- Как называется это перо?

– Где расположены маховые перья?

- А какие перья лежат у вас ещё?  - Пуховое (маленькое, мягкое, пушистое.)

Водим по руке, рассматриваем в лупу, сравниваем эти перья (бородки в опахале пухового пера не сцеплены, иногда нет стержня, или он мягкий).

- Зачем такое перо птице? (Пуховые перья покрывают тело птицы и помогают ей сохранять тепло.)

Поверх пуховых перьев лежат контурные перья, которые придают телу птицы обтекаемую форму. Они устроены так же, как и маховые, только значительно меньше по размеру и защищают пуховые перья от намокания.

Если нижняя часть пера соединена крючочками, а в верхней части находятся гибкие мягкие бородки. Благодаря таким перьям птицы летают очень тихо. (Сова.)

Когда птенец вылупляется, его тело покрыто только нежным пухом, а потом вырастают контурные и маховые перья. Перья в течение жизни птицы много раз выпадают и вырастают снова. Происходит это постепенно и поэтому совсем незаметно для окружающих. Этот процесс называется линькой.

- Сколько перьев у птиц? Количество перьев у птицы зависит, как известно, от её размеров.

 Дети схематично зарисовывают контурное перо, пуховое. Называя части: стержень, опахало, бородки.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Вода скатывается с перьев, не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Как человек использует перья? (Одежда летчиков, полярников, пуховые подушки, одеяла.) 

Интересный факт. Когда не было ручек, люди писали гусиными перьями, потом придумали перья, которые писали чернилами.

Попробуем писать перьями птиц, используя фиолетовые чернила.

   C:\Users\asus\Desktop\Пишем пером\IMG_6266.JPGC:\Users\asus\Desktop\Пишем пером\IMG_6271.JPG

Итог. Исследователи орнитологи, вспомним что мы сегодня изучали?

- Что у вас получилось?  В чем вы испытали трудности?

Спасибо, орнитологи. Свою работу мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные открытия в мире птиц. Сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»

Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект по познавательно–исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы «Чудо природы – радуга»

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы  «Чудо природы – радуга»...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Пластилиновые  секреты»

Формирование предпосылок поисковой деятельности. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Развитие умения определять возможные ме...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...