Использование макета казачьего куреня в ознакомлении дошкольников с историей донского края.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Мы заметили, что детям очень нравится играть с различными макетами, интерес детей сохраняется довольно долго, игры эмоциональны и разнообразны. Так возникла идея создания казачьего куреня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_kurenya.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование макета казачьего куреня в ознакомлении дошкольников с историей донского края.
Актуальность. С самого рождения ребенок живет в многонациональном мире и очевидна необходимость разработки более современных подходов, новых методов в воспитании гражданских и патриотических чувств у дошкольников. Ребенок эмоционально и с интересом воспринимает всю новую информацию, но впечатления кратковременны и полученные знания быстро забываются. Задача педагогов помочь ребенку более глубоко прочувствовать, «пропустить через себя» и в дальнейшем ориентироваться на исторические ценности. В силу своих психологических особенностей дошкольники более глубоко воспринимает информацию, которая преподносится с помощью наглядности. Возможность рассмотреть, потрогать, поиграть вызывает интерес, а впоследствии прочные знания. Мы заметили, что детям очень нравится играть с различными макетами, интерес детей сохраняется довольно долго, игры эмоциональны и разнообразны. Так возникла идея создания казачьего куреня.
Цель. Формирование чувства патриотизма, интереса к истории и культуре донского края.
Задачи: – познакомить с историей края, бытом и традициями казаков; - повышать познавательный интерес к событиям прошлого; - воспитывать гражданско – патриотические чувства, гордость за свой народ.
Содержание работы с детьми и родителями, значение и итог:
Одним из основных направлений в работе с дошкольниками по воспитанию нравственно – патриотических качеств, является краеведение, как начальный этап развития у детей дошкольного возраста гражданских чувств. Знакомство с родным краем, городом лучше всего начинать с близлежащих объектов. Это знакомство с улицами города, микрорайоном, основными достопримечательностями, людьми, прославившими город. Чем больше будут знать дети о своем крае, тем сильнее будут его любить, интересоваться его историей, стремится улучшить свой город, участвуя в общественно значимых мероприятиях. Огромную роль играет и сотрудничество с родителями. Родителей знакомят с содержанием работы, привлекают их к подготовке различных мероприятий, сбору информации, а также к изготовлению наглядных пособий. Как показал опыт, особое место среди различных форм и методов работы по развитию у дошкольников познавательного интереса, наблюдательности и любознательности, занимает работа с различными макетами. Главным преимуществом является то, что макет содержит в себе существенные особенности натуры, в интересной для ребенка форме преподносит основные качества и признаки объекта. Макет можно рассматривать, с ним можно играть, использовать при драматизации произведений, проявить себя в роли экскурсовода. Педагог использует макет в таких видах деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, наблюдения, тематические беседы, словесные игры, чтение и обсуждение произведений. Опыт работы показал, что использование макета дало положительные результаты в развитии познавательных интересов у дошкольников, заинтересованность к истории родного края, народности, проживающей на Дону. Данный подход в развитии и обучении дошкольников способствовал развитию у детей желания получать информацию самостоятельно и с помощью взрослых, использовать полученные знания и умения в повседневной жизни, отражать свои впечатления в творческой деятельности. Использование макета способствовало развитию познавательного интереса к истории донского края и, как следствие воспитанию нравственно – патриотических чувств.
Приложение.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы « Наши предки - казаки».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, музыкальная, изобразительная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей.
Материалы и оборудование: Макет куреня, картинки казаков, карта ростовской области, России, иллюстрации куреня, донской природы, казачьих костюмов.
Предварительная работа: Чтение казачьих сказок, отгадывание загадок по теме, рассматривание иллюстраций, слушание муз. материала.
Планируемые результаты: Дети проявляют желание отражать свои впечатления в речевой, художественной, музыкальной, игровой деятельности.
Задачи: -познакомить с обычаями, традициями Донского края; -развивать интерес и любовь к своей Донской земле; -воспитывать чувство восхищения своим народом; - побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в художественно- эстетической деятельности.
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
Вводная часть (мотивационный этап) 1.Приветствие: Ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать друг друга. Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок. Мы живем в одном краю Я тебя ,приветствую! 2.Вступительная беседа: Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом. Это место называется Родина. - Как называется город в котором мы живем? А область? Покажите это место на карте России. -Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? –Сегодня я хотела бы познакомить вас с бытом наших предков, донских казаков. Из поколения в поколение передавались нам традиции от наших любимых бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек, но самое главное все, что создавалось веками, не забыто и мы с вами можем познакомиться с историей нашей родины. – Вы знаете, что наш край, где мы живем, где расположена ростовская область - называется казачьим краем? Почему? – Как вы думаете, кто такие казаки? А вас так можно называть? – Хотите узнать, откуда на Дону появились казаки? Тогда слушайте.
Основная часть (содержательный этап)- 3.Рассказ воспитателя о донских казаках. Очень давно на месте нашей области не было городов, деревень, были свободные земли. Сюда, спасаясь от злых хозяев, бежали крестьяне, селились здесь на берегах Дона. Этих людей называли казаками, что означало «дикий вольный человек». Казаки принимали к себе всех кто приходил лишь с одним условием- вера в Христа. Хозяева пытались вернуть своих работников, но казаки отвечали: «С Дона выдачи нет!». В наших местах хорошо было жить казакам: в реках водилось много разной рыбы, в лесах- ягоды, грибы, звери, на которых охотились, на полях можно было пасти домашних животных, выращивать овощи, хлеб. Казаки строили дома-курени, добровольно охраняли границы своего государства. В своей среде были щедры, гостеприимны, даже с чужими были честны, добродушны, уважали и почитали старших. В хрипенье сабельных атак Круша лихого супостата, Казак, про то, что он казак Веками помнил зло и свято, А синий Дон все тек и тек, И тек над ним полынный запах И возвращались на восток Не все, кто уходил на запад Но возраждалась сила вновь, И не скудела степь клинками, Дон на коней сажал сынов И нарекал их казаками. В казачьих семьях глава семьи- казак. Как вы думаете, чем он занимался? Он добывал пищу, работал в поле, защищал границу. 4. Пословицы о казаках. Дети вспоминают пословицы и объясняют их. Казак в беде не плачет. Казак сам голодает, а конь его сыт. Терпи казак - атаманом будешь. Казаку честь - родину беречь. Казачьему роду - нет переводу. Где казак - там и слава. 5.Рассматривание макета, казачки и казака в костюмах. Кто из вас знает, как называли жену казака? Чем она занималась дома? Посмотрите на предметы быта (печь, люлька, грабли, коромысло и т. п. ) и попробуйте рассказать для чего их использовали в старину. Самое главное в казачьей хате- это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили одежду, в холодное время года спали на ее лежанке. Хлеб пекли в печи сами. У каждого казака в доме была печь. А летом пользовались печью стоящей во дворе, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом . ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Обязательно было много подушек, перин. Возле кровати родителей находилась люлька. Она передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Детей у казаков было много, родители были рады рождению и мальчика и девочки. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находится в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. 6. Рассматривание иллюстраций быта ( курень, утварь). Воспитатель выставляет посуду, деревянные ложки и приглашает детей рассмотреть предметы, рассказывает о назначении. Чугун тяжелый, каша в нем очень вкусная получалась. Глиняный сосуд назывался глэчик- в нем хранили молоко. 7.Д/И «Собери продукты на борщ и уху». Два ребенка выбирают муляжи продуктов на борщ и уху и складывают их в чугунок. 8.Отгадывание загадок. 1)Погоны желтые, шашки острые, Пики длинные, кони борзые, Полем едут с песнями Искать царю чести, а себе славы. (казаки). 2) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (подкова). 3) На чужой спине едет, на своей груз несет. (седло). 4) Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник на коне). 5) Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля). 6) Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.(печь). 9. Рисование «Наши предки- казаки».
Заключительная часть (рефлексивный этап)- Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня узнали. Как жили казаки, и был устроен их быт много лет тому назад, узнали много новых слов. Донской край- наша родина и мы должны знать его историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».
Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....
Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны.
Статья написана из опыта работы со старшими дошкольниками по ознакомлению их с историей Старооскольского края в годы Великой Отечественной войны....
Методы и приемы ознакомления дошкольников с историей родного края
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивид...
Ознакомление дошкольников с историей родного края через различные формы работы
Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание"...
Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».
Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...
консультация для педагогив "Игры ТРИЗ-технологии при ознакомлении дошкольников с историей родного края"
Знакомя дошкольника с современной жизнью, с историческим наследием можно включать элементы ТРИЗ в проведение образовательной и совместной деятельности, для того чтобы воспитан...
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)
ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...