Проект "Птицы Архангельской области"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект проводился в подготовительной группе, в ходе проекта был создан мини-музей птиц Архангельской области при помощи родителей, самым ценным экспонатом стаоло гнездо дрозда с яйцами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_arhangelskoy_olasti.docx | 106.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип проекта: познавательный, краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников
Актуальность
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что полезно.
Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей.
Формы работы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание, экскурсии, продуктивная деятельность, работа с родителями.
Цель проекта: расширение знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитание бережное отношение к пернатым друзьям.
Задачи:
• закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
• провести наблюдения за птицами нашего края;
• развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;
• уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;
• развивать связную речь детей, обобщать и уточнять словарь детей по теме;
• вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;
• Развивать творческие способности: учить детей рисовать,
• лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал
Предполагаемые результаты:
• Усвоение детьми знаний о птицах.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
• Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
• -Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.
• .Улучшение предметно-развивающей среды по теме проекта
Предварительная работа:
— наблюдение за птицами (где живут, чем питаются)
— поисковая работа по подбору иллюстраций, книг по теме «птицы"
Этапы реализации проекта:
I этап: подготовительный
•Создание необходимых условий для реализации проекта
•Перспективное планирование проекта
•Разработка и накопление методических материалов
II этап – основной (практический)
•Реализация проекта
•Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
III этап - заключительный
•оформление мини- музея "Птицы нашего края"
•Оформление результата проекта в виде фотоотчета.
Реализация проекта:
1. Познавательное развитие:
•экскурсия по территории д/сада;
•наблюдение и сравнение птиц на кормушках, участке
•рассмаотривание иллюстраций с изображением редких птиц
•наблюдение- какие звуки издают птицы
•счёт разных птиц на участке,
•беседы о птицах,
- НОД: "Птицы-наши друзья", "
• составление альбома "Птицы нашего края" «Красная книга Архангельской области»
•знакомство с народным календарем, обсуждение народных примет
•рассматривание проблемных ситуаций
•наблюдение и сравнение следов на снегу
•рассматривание энциклопедий, журналов
2. Развитие речи и чтение художественной литературы:
•оформление выставки книг и иллюстраций о птицах нашего края
•подбор иллюстраций с изображением птиц и оформление альбомов «Зимующие птицы», "Перелетные птицы"
•составление рассказов про птиц
•дидактические, словесные игры
•заучивание стихов, скороговорок, потешек, считалок, закличек о птицах, чтение сказок и рассказов по теме проекта
•рассматривание картин
• загадки про птиц.
•Прослушивание аудиоматериала «Голоса птиц»
•пальчиковая гимнастика
3. Продуктивная деятельность:
•рисование "зимующие птицы", "Птицы весной"
•лепка «Птицы на кормушке»,
•раскрашивание птиц в раскрасках
•Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.
•Выставка рисунков «Наши пернатые гости»
4. Экспериментирование
•опыт с перьями «Почему у птиц не намокает оперение во время дождя или плавания».
5. Конструирование:
•изготовление совместно кормушек для птиц из разного материала
6. Работа с родителями.
Консультация для родителей "Знать и уметь", "Покормите птиц зимой", конкурс - «Мастерим кормушки для птиц»
Список литературы
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
- Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012
- Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. –М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
- Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172http://festival.1september.ru/articles/419784/http://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103
Приложение 1
Стихи о птицах
Воробушек
Комочек серых перышек.
Веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится,
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
Снегири
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Синица
Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Стихи о перелетных птицах
А. Барто
« Журавли» .
Высоко летят над облаками
И курлычут журавли над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней.
В путь не ближний провожать их выйдем, -
Им простор земли далёко виден:
Ленты рек, озер разливы…
«До свиданья, птицы, путь счастливый! »
Клином в небо поднялись высоко, -
Вольным воля на пути широком, -
И летят не только днем, а ночью,
Видел кто-то не во сне – воочию.
В звездном свете от земли не близко,
Появились вдруг на лунном диске.
И мерцали, шевеля крылами,
Журавли над спящими полями.
Еще о журавлях .
Журавушки - журавли
Оторвались от земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки - журавли!
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну.
(Русская народная потешка)
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Перелетные - скворцы
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.
(Е. Тараховская)
Ласточка
Ласточка - тивит - тивит!
К нам летит,
Ах, к нам летит!
А под крылышком ее Весна сидит,
Ах, весна сидит.
(армянская песенка)
Приложение 2
Загадки.
Он живет на крыше дома – |
(аист) |
Весной прилетает птица. |
(грач) |
В синем небе голосок - |
(жаворонок) |
Встали братья на ходули, |
(журавль) |
Кто такой весенним днем (аист) |
Так важно она по болоту шагает! |
(цапля) |
На шесте - дворец, |
(Скворец)
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее ... (ворона).
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел)
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень, тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Кто летает, кто стрекочет —
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде. ( Клёст)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках — хохолки! (Свиристели)
Маленький певец лесной
Лучше всех поет весной! (Соловей)
Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (Сова)
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем. (Скворцы)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)
Над вешним привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,
Словно нежный звук свирели. (Жаворонок)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
«Гуля-гуля, Гуля-гуля!» —
Позовет меня бабуля.
Нету бабушки добрей:
Она кормит ... (голубей).
Птица декоративная,
Смышленая, активная.
Она умеет говорить
И может нас развеселить. (Попугай)
Дорогу к дому он найдет
И весточку нам принесет. (Голубь)
Желтая птичка,
Птичка-невеличка.
В клетке живет,
Звонко поет,
Овсянке подражает.
Как птичку называют? (Канарейка)
Щиплем травку на лугах,
На зеленых берегах.
Мы гогочем: га-га-га!
Как красивы берега!
Осенью, собравшись в стаи,
В теплый край мы улетаем.(Дикие гуси)
Я похожа на гуся,
На шее белое колечко.
И, поверьте мне, друзья,
Люблю плавать в речке. (Казарка)
Она поет как соловей,
Передник голубой на ней. (Варакушка)
Полярная птица —
Пухом гордится. (Гага)
В тундре холодной зимой
Дует ветер ледяной.
Птица в снег зароется
И снежком укроется.(Белая куропатка)
Когти остры, глаза зорки,
Тонкий слух отменный.
Если мышь услышит в норке,
Схватит непременно. (Сова)
Рыбку поймай-ка,
Быстрая ... (чайка)
Птицы красивые,
Будто из сказки,
Перышки их
Черно-белой окраски. (Гагары)
Он похож на петуха,
Песенка его громка. (Глухарь)
На нем красный берет,
И крупнее дятла нет.
Он, присев на толстый сук,
Целый день стучит: тук-тук.
(Дятел-желна)
Кедровые орешки добывает ловко
И зовут ее ... (кедровкой).
Потешки
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку...
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.
- Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!
— Га-га-га
А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
— Ко-ко-ко!
— Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Ой-люли, та-ра-ра!
На земле стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точёная, позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Все сбегаются зверьки -
Ворона послушать, прянички покушать.
Долгоногий журавель на мельницу ездил,
На мельницу ездил, диковинку видел,
Ай-люли, ай люли, диковинку видел:
Коза муку мелет, козёл засыпает,
Малы козлятки, муку выгребают,
Ай-люли, ай-люли, муку выгребают.
А барашки - круты рожки - в дудочку играют,
Ай-люли, ай-люли, в дудочку играют.
Две сороки-белобоки пошли танцевать,
Ай-люли, ай-люли, пошли танцевать.
А сова из-за угла ногами топчет,
Ногами топчет, головою вертит,
Ай-люли, ай-люли, головою вертит.
На улице
Три курицы
С петухом дерутся
В окошечко три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!
Пожалейте петуха!»
На улице
Три курицы
С петухом дерутся
В окошечко три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!
Пожалейте петуха!»
Селезень и уточка
Сели на минуточку
Отдохнуть на лавочку.
– Отдохнём минуточку, –
Предложила уточка, –
И пойдём вразвалочку.
"Где была, сорока?"-
"Далеко-далеко!"-
"Что несешь?"- " Игрушки"-
"Где нашла?"- в Избушке,
На окошке- брошки,
На столе- сережки,
Колечки- на печке,
Гвозди- на крылечке,
Шпильки да иголки
Утащила с полки..."
Считалки
По тропинке в старом парке
ходят чёрненькие галки,
галкам можно здесь бродить,
а тебе пора водить!
Три тетери во лесу,
вдруг увидели лису,
птицы начали дрожать,
мне водить, тебе бежать!
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Тили-тели, птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить,
Кто не вьет, тому водить!
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробышек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся. Воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду.
И кричала: ку-ку, мак –
Отжимай один кулак!
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Кукушечка-горюшечка
Плетень плела, детей вела.
Дети шли, до конца дошли,
До конца дошли, обратно пошли.Кук!
Аист птица, аист птица,
Что тебе ночами сниться?
-Мне? Болотные опушки!
-А ещё?
-Ещё? Лягушки!
Их ловить, не изловить.
Вот и всё! Тебе водить!
Погляди на небо,
Звёзды горят.
Журавли кричат:
-Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь.
Начинается считалка:
На дубу – скворец и галка.
Улетел домой скворец,
И считалочке конец!
Ходит цапля по болоту,
Ищет жабку на работу.
Жабка скажет: «Не пойду!»
Цапля скажет: «Поведу!»
Жабка скажет : «Не хочу!»
Цапля скажет: «Проглочу!»
Прилетела к нам галочка,
Стала по травке ходить.
Палочка – выручалочка,
Кому из нас водить?
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – шли домой.
Вслед за ними плёлся пятый,
Впереди бежал шестой,
А седьмой от всех отстал,
Испугался, запищал:
«Где вы? Где вы? Не пищи!
Мы тут рядом поищи!
Приложение 3
Рассказы для детей о птицах.
Скворцы.
(Отрывок)
Автор: Куприн Александр Иванович
... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.
Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.
... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.
Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...
Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.
И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.
... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»
И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...
Песня скворца.
Автор: Куприн Александр Иванович
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец, как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.
Жаворонок.
Соколов-Микитов Иван Сергеевич
Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.
Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.
Лебедь.
Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.
Приложение 4
Подвижные игры
«Голуби и кот».
Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».
«Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
«Птицы в клетке»
Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» — это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу й выходят из клетки. Игра повторяется 2—3 раза.
«Птицелов»-2
Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каж-дая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу, крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», характерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характерный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий-«птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова» и произносят:
Птицы крылья расправляют,
К югу птицы улетают,
Птицы весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Птицы, улетайте!
«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя, а «птицелов» начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов»старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим-«птицеловом». Игра повторяется 2—3 раза.
«Скворцы и кошка»
Выбираются 3—4 ребенка — «скворца», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 1—2 «скворца». «Кошка»находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.
«Филин и пташки»
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т. д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.
Вариант. Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
Приложение 5
Конспект НОД по аппликации на тему :
«Домик для Скворца»
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать вариант аппликации, располагать скворечник , учитывая его форму, величину.
Задачи.
Образовательные: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, полоска); уточнить знания цветов; продолжать знакомить с правилами наклеивания, выкладывать на бумаге готовые фигуры. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Воспитательные: продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать птицам в любое время года; воспитывать организованность, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.
Развивающие: развивать цветовое восприятие, воображение, внимание, мышление, память, речь.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Материал: альбомного листа, бумажные фигуры (прямоугольник (стенка), прямоугольник (полочка), круг (окошко), полоска (крыша), клей, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
В группу влетает птица.
«Здравствуйте, дети! Я принесла вам письмо»
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Здравствуй, птичка-невеличка.
Спасибо за письмо» (предлагает детям прочитать письмо)
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель: Молодцы. Да, это время года весна. Назовите мне какие признаки весны вы знаете, отличающие её от зимы, лета и осени. (Ответы детей)
Да многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц).
Послушайте, что вы услышали? (птички поют)
А как вы думаете, почему они так радуются? (весна пришла).
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
Да есть птицы, которые зимовали у нас, а другие только прилетели. Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец? (Ответы детей)
(Самыми первыми из теплых краев прилетают скворцы, а домик называется скворечник).
Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит. А кто делает для скворцов домик? (Человек.)
ПТИЧКА: «Наступила весна. Птицы прилетели из теплых краев, а домиков у нас нет. Помогите нам».
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Дети поможем птичкам?»
ДЕТИ: «ДА»
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА «ПТИЧКИ»
Ну-ка, птички, полетели Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели, Медленно приседают.
Поклевали зернышки, Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке, Кружатся на месте.
Водичку попили, Двигают носом сверху вниз.
Перышки помыли, Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели, Смотрят по сторонам.
И на стулья тихо сели.
Рассматривание картины «Скворец» Воспитатель показывает и спрашивает, дети отвечают: Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик — (Прямоугольной формы), крыша — (Треугольной), лаз с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик – (круглой), а снизу у лаза — длинная, узкая дощечка — жердочка (Маленький прямоугольник).
Воспитатель: ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1.Из какой геометрической фигуры, какого цвета мы построим скворечник?
2.Из какой геометрической фигуры, какого цвета построим крышу?
3.Как они расположены?
4.На какую геометрическую фигуру похож вход в скворечник и какого он цвета?
5.Где мы наклеим жердочку?
ПОКАЗ расположения частей на фланелеграфе. Смотрите, ребята, какую геометрическую фигуру я взяла? Правильно, сначала я беру прямоугольник и кладу посередине дерева. Сейчас какую геометрическую фигуру я взяла? … (Треугольник) и кладу его на прямоугольник. Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Потом наклеиваю (Круг), вход в скворечник. Какого цвета круг я положила? И последней наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Куда я наклеиваю жердочку? Вот какой скворечник получился, прямо дворец!
А сейчас пройдите на свои места. Составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геометрическую фигуру мы положили первую? Какую сверху?
Рассмотреть образец. Вспомнить из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть, какого цвета. Предложить вначале выложить скворечник на столе. Спросить какую часть дети наклеют первой. Выполнение работ детьми. По ходу помочь затрудняющимся советом.
Воспитатель: Молодцы. Теперь настало время наклеить для скворцов домик. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.
Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку)
Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток) и полоски (насест).
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
После окончания аппликации.
Воспитатель: Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Ребята, посмотрите, а к нам прилетели скворцы. Сколько их? Я думаю, что скворцам очень понравились домики, и они с удовольствием поселятся в них и своим друзьям расскажут о ваших домиках, где они смогут все поселиться. Птички очень довольны и говорят вам спасибо
«Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца»
Приложение 6
КОНСПЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
«В гости к синичке»
Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Предварительная работа
-Наблюдения за птицами.
- Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц»; Н. Сладков «Еловая каша»; В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь»; В. Бианки «Кто к кормушке прилетел».
-Слушание аудиозаписи “Звуки живой природы”;
Дидактические игры:
«Четвертый лишний»:
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• медведь, дятел, лось, барсук;
• сорока, скворец, курица, журавль;
• ворона, синица, воробей, соловей;
• синица, скворец, трясогузка, утка;
• сова, снегирь, дятел, сорока;
• воробей, соловей, ворона, кукушка (не вьет гнезда);
• сорока, синица, клёст, дятел (появляются зимой птенцы).
«Игра в слова»:
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице.). Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, перелетная птица.
Работа с наглядностью:
• Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
• По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
• Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.).
• Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
• Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
• Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
• Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
• Какие это птицы? (Зимующие).
• Почему мы их так называем?
• Подумайте и определите, кто из этих птиц поет: “Синь-синь”? (Синица).
• Кто из них чирикает? (Воробей).
• Кто из этих птиц трещит? (Сорока).
-А сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза. Представьте, что вы идете по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес («Птицы в лесу»).
• Давайте вспомним, как вести себя в лесу?
• Назовите птиц, которых вы узнали?
• Скажите, что делают снегири? (Клюют рябину).
• Что делает сорока? (Прыгает, скачет по снегу).
• А дятел? (Стучит по дереву).
-А сейчас мы с вами поиграем. Ко мне подойдет. Встань лицом к детям. Мы с ребятами загадаем любую из этих птиц. Ты задашь нам вопросы и попытаешься угадать, какую птицу мы загадали.
Воспитатель за спиной ученика показывает, о какой птице пойдет речь. Ребенок задает вопросы. (Эта птица большая или маленькая? Какая у нее грудка? Ходит или прыгает? Как поет? Чем питается). Затем приглашаются по очереди еще два ребенка.
-Отгадывание загадок:
1. Посередь деревьев кузнецы куют.
(Дятел)
2. От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг и к зиме не улетает на далекий знойный юг. Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь — раз красавец прилетел к нам, житель севера. (снегирь).
3. Черный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)
4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая!
(Сорока)
5. Днем спит, ночью летает, прохожих в лесу пугает. (Сова)
6. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
7. На голом суку сидит, на весь двор кричит: «Кар-кар-кар!»
(Ворона)
8. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют: не боится он простуды, с первым снегом Тут как тут (Снегирь)
9. Странный доктор есть на свете, он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут. (Дятел)
10. Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй, не робей, кто это (Воробей)
11. Синяя косынка, темненькая спинка, маленькая птичка, звать ее. (синичка).
12. Выпал снег, а эта птица снега вовсе не боится. Эту птицу мы зовем красногрудым. (снегирем).
13. Ты с модницей этой, конечно, знаком: вертушке на месте никак не сидится — все хвастает, синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится. (синица).
14. В серой шубке перовой и в морозы он герой, скачет, на лету резвится, не орел — а все же птица! (Воробей)
Цель прогулки:
-обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц;
-воспитывать бережное отношение к птицам;
-обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, при-летевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.
-обратить внимание детей на повадки птиц. Вспомнить, каких зимующих птиц они знают. Отметить, что у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв.
-на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
-воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим;
-вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
-обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;
-воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
-активизировать внимание и память детей, развивать логическое внимание:
учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Ход наблюдения:
Рассказ воспитателя о воробье:
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет озорной воробьишка небольшую лужицу с талой водой, то норовит «принять ванну», смыть поскорее зимнюю грязь — поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.
Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.
Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлями, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений.
Живут воробьи и в городе, и в деревне. Они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека.
Почему же воробьи так любят соседство с людьми?
Да потому, что, живя возле нас, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить весной гнездо. Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или за резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробышки могут поселиться под козырьком подъезда или балкона.
Строительство гнезда — дело нелегкое. Птицы летают, суетятся, тащат в клювах перышки, кусочки ваты, сухие травинки, ссорятся из-за лоскутка и громко чирикают.
Воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители «сбиваются с ног», чтобы накормить малышей мошками, комарами и другими насекомыми.
Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. За лето в гнезде появятся еще одно или два новых поколения. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.
В народе воробьев нередко называют воришками. Есть такая загадка:
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота.
Смелые и дружные воробьи могут дать отпор даже ястребу! Когда хищник хочет напасть на птиц, воробьи мгновенно сбиваются в плотный рой, и все вместе бросаются навстречу врагу. Ястребу ничего не остается, как улететь прочь.
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь про-кормиться и согреться возле него.
Рассказ воспитателя о синице:
В ясный мартовский полдень кажется, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики. Это звенят синицы. Птицы радуются солнечному дню, синеве небес. Они взлетают на верхушки кустов и беззаботно щебечут: «Синь-синь-синь!»
Синий день
На сугроб ложится голубая тень, тенькают синицы: «Синий, синий день!»
Оперение синицы яркое и красивое — кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.
Синица всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.
Весной семья синиц ищет место для гнезда. Иногда птицы занимают прошлогоднее дупло дятла. Ведь дятел каждую весну устраивает себе новое жилище. Если не удается подобрать готовую квартиру, синицы старательно вьют гнездо из тонких прутиков и соломы, устилают его пухом и перьями. Для утепления жилища птицыприносят шерстяные волоски и кусочки ваты.
Серых перьев комок на морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)
Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Примета: воробьи дружно собирают пух, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы.
Подвижные игры:
«Птицы и кукушка»
Цели:
— развивать ловкость, быстроту;
— выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
“Мы птицы”
-Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь. (Каждый ребенок определенная птица)
- Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
В круг вылетает воробей.
-Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил.
В круг вылетает дятел.
-А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
-Известная персона,
А зовут ее.
В круг вылетает ворона.
-Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
В круг вылетает снегирь.
-Вещунья белобока
А зовут её.
В круг вылетает сорока.
-А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.
• У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
• Крылья у неё какие? (Большие, черные).
• Как ворона передвигается? (Ходит).
• Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать.
• Покажите, как вы будите это делать?
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются.
-Зимующие птицы вокруг себя повернитесь в мальчиков и девочек превратитесь.
-В какую игру мы играли? Какие птицы были в нашем хороводе?
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. «Угадай по описанию» — дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель — научить составлять описательный рассказ.
Б. «Кто как поет?» — дети произносят звукоподражательные слова, изображая разных птиц.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
- Покрошить хлеб птицам.
- Пальчиковая гимнастика «Кормушка»:
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжи-
Прилетело? Мы расскажем: мают кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева
Художественное слово:
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые,
Голодные, усталые. И жмутся поплотней.
С. Есенин
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок. А. Барто
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
• Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).
• Да в такую погоду очень много птиц погибает от холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм. Например, где можно встретить снегиря? (В лесу и городе).
• И в лесу, и рядом с жильем человека, потому что снегирь питается рябиной, а рябина растет как в лесу, так и в городе. Если запасы рябины кончаются в лесу, то снегири перебираются поближе к жилью человека.
• А такую птицу как дятел где можно увидеть? (В лесу и роще).
• Почему дятла называют “лесным доктором”? (Он лечит деревья, уничтожая вредных насекомых).
• Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).
• Чем вы подкармливаете птиц?
Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать).
-А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках).
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
Посмотрите и скажите из чего сделана эта кормушка? (Из дерева). Скажите, из чего можно изготавливать кормушки?
• Кто такие зимующие птицы?
• Почему птицы остаются у нас зимовать?
• Для чего подкармливаем птиц?
• Куда насыпаем корм?
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
-Запасы корма в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц зима – очень тяжелое время года. С утра до вечера они заняты поисками пищи. Пуховые теплые шубки защищают птиц от холода, но не от голода. Я думаю, что горсточка семечек, маленький кусочек несоленого сала найдется у каждого из вас. Зная как тяжело птицам, вы теперь не будете их обижать, потому, что они верные друзья леса и сада. Если подружитесь с птицами, будете внимательны к ним, они откроют вам множество птичьих тайн. В конце зимы, когда прибавляется день и пригревает солнце, птицы начинают петь. Послушайте их пение.
Итог:
• У кого мы были в гостях?
• Почему птицы, у которых мы были в гостях, так называются?
• Каких птиц мы сравнивали?
• Как люди помогают зимующим птицам?
• Как называется “птичья столовая”?
• Из чего можно изготовить кормушки?
• Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках?
• Какая зимующая птица называется “санитаром леса”? Почему?
• Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?
• Что вам больше всего запомнилось сегодня на прогулке?
Приложение 7
Конспект наблюдения на тему:
«Зимующие птицы»
ЦЕЛИ:
• Развивать и расширять словарный запас у детей по теме
• Закрепить название зимующих птиц в речи
• Развивать связную речь –
• Развивать память, внимание, логическое мышление
• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:
• Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.
Сюрпризный момент – волшебная палочка.
• Наглядные – иллюстрации птиц, дерево с птицами.
• Практические – отгадывание загадок.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: картинки с изображением птиц, птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.
Виды деятельности: коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.
Ход занятия:
Организационный момент (Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.)
Воспитатель:
-Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы.
-Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)
-Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)
-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)
Физкультминутка: «Прогулка»
1, 2, 3, 4, 5
Мы опять идем гулять.
Мы на солнце посмотрели,
Друг на друга поглядели.
Лево ножка, право ножка,
Носом вдох и выдох ртом
Воздух — вот помощник мой.
Основная часть:
Воспитатель: Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.
Дети: Да.
Воспитатель, а давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей). У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.
(Дети закрывают глаза. Звучит запись голосов птиц.)
Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы. Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем его.
(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)
Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос ка топор. (Дятел)
Белые щечки,
Синяя птичка,
Остренький клювик.
Собой невеличка,
Желтая грудка,
Это (Синичка)
Ходит важно, вперевалку,
И воркует, и клюет. (Голубь)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)
Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)
Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи?
Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.
Воспитатель: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?
Дети: Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.
Воспитатель: В какое время года мы наблюдаем за этими птицами?
Дети: Мы за ними наблюдаем зимой.
Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?
Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.
Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?
Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.
Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева
Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками)
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая
руками, как крыльями).
За метелью! За метелью!
Воспитатель: Ребята, в названии какой птицы слышится:
звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;
звук «р» - сорока, ворона, воробей;
звук «л» - дятел, глухарь, голубь;
звук «в» - воробей, ворона, сова.
Воспитатель: Назовите птиц, в названии которых:
1 слог – клест;
2 слога – сова, дятел, глухарь, снегирь, голубь;
3 слога – сорока, ворона, воробей, синица, свиристель.
Воспитатель: Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.
Черный ворона – черная ворона.
Белый сова – белая сова.
Серое голубь – серый голубь.
Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.
Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.
Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.
Воспитатель: Скажите, что могут делать птицы?
Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.
«Игра с мячом»
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У кошки лапы, а птицы лапки.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Один снегирь, а много снегирей.
Один глухарь, а много глухарей.
Один дятел, а много дятлов.
Три совы, а пять сов.
Две синицы, а пять синиц.
Ворона вышагивает, а воробей прыгает.
Синица, а ласково синичка.
Сова, а ласково совушка.
Воробей, а ласково воробушек.
Голубь, а ласково голубок.
Воспитатель: Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.
Голубь, голубок, голубка, голубика.
Ствол, сова, совята, совушка.
Снегирь, кормушка, синица, воробей.
Свиристель, дятел, сорока, сова.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию»
Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)
У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)
Пальчиковая гимнастика: «Дятел»
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко.
Игра «Назови ласково»
Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц)
Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.
Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?
Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц, а я прочитаю вам стихотворение:
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц»)
Игра «Дорисуй»
А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.
Рефлексия: Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам. У меня такое прекрасное настроение. А у вас?
Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. Спасибо, занятие окончено.
Приложение 8
Конспект НОД на тему: «Наши друзья птицы»
Цель: формирование у детей представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
• учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представления детей о птицах об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания;
• учить находить признаки, сходства и различия; активизировать внимание, память и мышление.
Воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике "Оригами" и пальчиковых игр).
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, строением их клювов, перьев, птицы оригами.
Предварительная работа: изготовление птиц из бумаги в технике «Оригами», прослушивание пение птиц в природе.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята сегодня мы проведем занятие, о природы. Если сможете отгадать загадку – поймете, о ком пойдет речь.
Загадка
Мы бываем разные:
Грудки ярко-красные,
Желтые, любые,
Даже голубые.
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас зовут в полет,
Кто отгадку назовет
(Птица)
К нам пришло письмо, посмотрим от кого оно и что в нем написано (Открывает конверт).
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы изучаете птиц. Мы посылаем вам загадки. Попробуйте отгадать их. До скорой встречи! Ваши друзья птицы».
Воспитатель:
-Ребята, а сейчас мы проверим, хорошо ли Вы знаете птиц, сможете ли вы догадаться, о какой птице идет речь?
Загадки о птицах
1. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
В США в Бостоне этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (Ворона.)
3. Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (Сорока).
Воспитатель:
- Ребята, а что случится, если птиц вдруг не станет? Может быть, мы сможем прожить без них? Для чего нам нужны птицы? (Ответы детей)
Вредные насекомые: гусеницы, жуки расплодятся в больших количествах. Тогда погибнут растения лесов и полей. Не услышим мы их звонкие трели, не увидим их красоты. Без растений не смогут выжить и животные, которые питаются растениями.
Чем птицы отличаются от других животных? (Птицы умеют летать)
Какие части тела помогают им летать? (Крылья) Как же крылья помогают в полете?
Проводится опыт
Воспитатель:
- Возьмем два листа бумаги. Один лист скомкаем в шар. Бумажный шарик выпустим из рук. Как он падает? (Быстро словно камень) Другой лист бумаги осторожно также выпустим из рук. Как он падает? (Плавно словно летит). Ребята, почему же листы бумаги одинаковые, а падают по- разному?
Вывод: Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).
Воспитатель:
- Что еще есть у птиц? (Клюв).
Дети рассматривают различные клювы птиц.
Воспитатель:
- Строение клюва зависит от способа питания птиц. У птиц, которые питаются зернами и плодами растений клюв имеет форму конуса. У клестов, питающихся шишками, он перекрещенный. У гуся клюв плоский. У хищных птиц и у совы острые клювы загнуты вниз и снабжены крючком. Эти птицы питаются живой добычей, которую убивают клювом.
Что же еще отличает птицу от других животных? (Наличие перьев)
Дети рассматривают перья птиц. Замечают отличия (Размером, цветом, строением).
Воспитатель говорит о том, что перья выполняют различную работу: одни обогревают птицу, другие помогают ей летать. Знакомит с новыми названиями перьев: маховые и пуховые.
Ребята, вы, наверное, заметили, что зимой в городе птиц становится меньше. Почему так происходит?
(Птицы улетают в теплые края).
Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные).
Но, не все птицы улетают от нас, многие остаются с нами зимовать. Как мы называем этих птиц? (Зимующие).
Игра «Зимующая или перелетная»
Воспитатель показывает на изображение птицы, дети относят ее к одной из категорий (перелетная или зимующая.)
Физкультминутка
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню
Рассказ воспитателя о зимующих птицах.
Воспитатель:
Сорока
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Послушайте загадку:
Всюду я летаю,
Всё на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут “лесной газетой”? (Читает ребенок)
Дятел
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Воспитатель:
- Отгадайте, о какой птице пойдет речь?
Загадка
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря.)
Снегирь
- Зимой на снегу хорошо видны птицы с ярко- красной грудкой. Это снегири. Причем такой окраской могут похвастаться только самцы. У самочки грудка темно- серая.
Весну, лето и осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят птицы свои гнезда. Самка откладывает бледно- зеленые яички. И самка, и самец заботятся о потомстве. Пока самка насиживает яйца, самец приносит ей корм: насекомых, семена растений. Осенью небольшие стайки снегирей направляются в парки и леса в поисках ягод шиповника, рябины. Зимой снегири прилетают поближе к жилью людей.
Послушайте стихотворение Прописновой Т. З:
Снегири
Попросили снегири
Алой краски у Зари
- Мне не жаль, -
Заря сказала,
Грудки им разрисовала,
Лишь за крылышки взялась.
Стайка раз - и поднялась.
Вот теперь всем ясно,-
Почему у снегирей
Только грудки красные. (Читает ребенок)
1. Как выглядит снегирь?
2. Где можно увидеть эту птицу?
Воспитатель:
- Ребята, а о ком поговорим дальше?
Загадка
Непоседа, невеличка
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель:
Синица
- В марте можно услышать в лесу словно звенит колокольчик. Так поют синички: «Зинь- Зинь».Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав,веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.
Издавна, отмечали Синичкин день: пели заклички (от слова звать, кликать):
Синиченька – невеличенька,
Прилетай ты к нам.
Из чужих краёв.
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную.
Синиченька - сестриченька,
Созывай снегирей.
И лети к нам скорей.
Послушайте стихотворение Т. Лавровой об этой птице. (Читает ребенок)
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтогрудая синичка.
Игра «Птичий концерт»
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
• Воробьи – чирик – чирик
• Синицы – тинь – тинь
• Ворона – кар – кар
• Дятел – тррр – тррр
• Снегирь – дю – дю – дю
• Клёст – цок – цок – цок
Зимой птицам приходится очень трудно, многие из них в это время погибают от холода. Чем мы можем помочь им? Подкармливая птиц зимой, мы спасем от гибели многих из них.
Дети:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать, улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Яшин А.)
Воспитатель:
- Чем можно кормить птиц?
Дидактическая игра «Птичья столовая»
Воспитатель:
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Воспитатель:
-Ребята, а Вы знаете, что у каждой птицы есть свое лакомство.
Семечки подсолнечника едят почти все птицы (синицы, поползни,голуби.).
Воробьи очень любят пшено и просо, дятлы и синицы - несоленое сало на ниточке.
Сырое мясо - вороны, сороки,
Семечки - тыквы, дыни, почти все птицы (откажутся поползни и синицы)
Ягоды рябины очень любят снегири
Нельзя кормить птиц ржаным хлебок, корочками цитрусовых.
Ребята, мы сделали бумажных птиц, возьмите в руки волшебный карандаш, нарисуйте птицам глаза и клюв. Теперь они могут нас видеть и говорить.
Группа №6 «Розовые щечки»
ПРОЕКТ
«Птицы нашего края»
Воспитатели: Книгина Валентина Андреевна
Чечуева Анна Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Природный мир Архангельской области"
Пособие познакомит детей с наиболее характерными обитателями фролы и фауны Архангельской области. Игра состоит из 9 игровых полей и 54 разрезных карточек....
"Животные Архангельской области"
В презентации рассказывается о животных Поморья...
Познавательно-творческий проект " Наш край- Поморье. Животные и растения Архангельской области"
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...
Познавательно - творческий проект «Животные и растения Архангельской области»
В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...
Познавательно-творческий проект "Наш край -Поморье. Животные и растения Архангельской области".
Цель проекта-Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного мира Архангельской области....
Обобщающий опыт работы по экологическим играм в системе использования ИКТ при ознакомлении дошкольников с флорой северного края (Архангельской области). Воспитатель МБДОУ № 27 «Сказка» корп.2 - Старицына И.В.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В результ...
Проект "Дикие животные Архангельской области"
Проект рассказывает о жизни диких животных Архангельской области ,их зимовке.питании,образе жизни...