Путешествие в страну насекомых
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Спасова Наталья Александровна

Дать представления о насекомых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pro_nasekomyh.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Путешествие в страну насекомых».

Цель: дать представления о насекомых.

Задачи:

Обучающая: уточнить и обобщить знания детей о насекомых, о внешних признаках, о их строении; устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами. Расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида пчелы, их жизненных проявлениях.

Развивающая: развивать логическое мышление, интерес к насекомым, желание узнать о них интересную информацию. Развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование и материал для проведения НОД: запись весенние звуки природы, письмо от Незнайки, картинки с изображением насекомых, схема-модель насекомого, подносы с манной крупой, перчатки ворсистые по одной на ребёнка.

Предварительная работа: беседы о насекомых, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов про насекомых; дидактические, подвижные игры.

Индивидуальная работа:

Ход НОД

1ч. Вводная часть.

Дети проходят в группу, встают полукругом.

-Ребята, улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу и подарите всем хорошее настроение! Здороваются с гостями. (проходят на стульчики).

- Ребята, слышите какие-то звуки в нашей группе.

- В какое время года можно услышать эти звуки?

- Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима?

 Стук в окно

Ой, кто-то постучал нам в окно.  Пойду посмотрю.

Кто-то бросил к нам в оконце письмецо. На письме написано: «Детям старшей группы от Незнайки хотите узнать, что написано в письме? 

Он пишет, что очень хотел бы попасть в страну насекомых и увидеть их разнообразие. Поможем Незнайке?

2ч. Основная часть.

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны угадать кто спрятался в загадках.

Загадываю загадки (после отгадывания выставляю картинку на доску).

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок (Бабочка)

Изумрудный вертолёт

У реки летает

Приоткрыв зелёный рот,

Комаров хватает.  (Стрекоза)

На берёзовом листочке
Кто-то красненький сидит.
Спинка-крылья –  в чёрных точках...
Замерла, как будто спит.
Посидела, посидела…
Вверх взвилась и улетела.
Симпатичная плутовка,
Эта ... (Божия коровка.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда сажусь.  (Жук)

Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь.  (Комар)

Всем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Позолоченное брюхо,
Догадались? Это-...(Муха.)

Домовитая хозяйка,

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Потом поделится медком.  (Пчела)

Скажите мне, пожалуйста, а как одним словом можно назвать бабочку, жука, пчелу и комара? Правильно, насекомые.

На земле великое множество насекомых. Насекомые очень маленькие и беззащитные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие —один день.

(Показ картинки схема-модель строение насекомого.)

- Давайте посмотрим на модель – схему насекомого и определим, какие части тела есть у насекомых. (ответы детей)

- У насекомых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два усика и глаза, средней части (грудка) и брюшко.

- Как вы думаете почему их называют насекомыми?

На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать».  

А сейчас немного отдохнем

      Физкультурная минутка «Кузнечики»

      Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
     Прыг – скок, прыг – скок, сели,
     Травушку покушали, тишину послушали,
     Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

- А чем же питаются насекомые? (ответы детей)

- Все насекомые питаются по-разному. Многие из них питаются листьями и стеблями растений, нектаром цветов, кусочками травы, соком растений, кровью.

Например, кузнечики едят растения. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы.

Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль.

Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, прокалывает кожу и сосёт кровь.

Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй.)

- Ребята, есть ли у насекомых враги?

          (птицы, люди, животные).

- А как же насекомые спасаются от врагов?

          (имеют специальную окраску).

- Где же живут насекомые?

          (в траве, на деревьях, в цветах, на водоёмах).

- А каких вы еще знаете насекомых?

Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний».

(дети бегут по кругу на носочках, если названо не насекомое, нужно остановиться)

             Муха, муравей, грач, пчела.

             Стрекоза, гусеница, жук, собака.

             Комар, кузнечик, бабочка, белка.

             Муравейник, муха, жук, пчела.

             Бабочка, комар, воробей, жук.

             Божья коровка, кузнечик, паук, гусеница

-А как вы думаете насекомые полезны для человека?

- А чем насекомые полезны для человека?

 (они уничтожают вредителей, собирают мед, опыляют растения, за ними интересно наблюдать, они красивые.

-А каких полезных насекомых вы знаете?  

  (пчела, муравей, божья коровка).

Чем полезна пчела?

  (дарят нам сладкий целебный мёд).

- А еще пчела не только даёт сладкий мёд, но и опыляет цветы.

- Давайте её рассмотрим. У пчелы есть голова, грудь, брюшко, 6 ног и крылышки. А на голове у неё есть усики и большие глаза, которыми она различает окраску цветов.

Тело и ноги пчелы покрыто волосками черного и оранжевого цвета, которые помогают им опылять цветы и собирать нектар, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.

- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу?

- Я предлагаю провести эксперимент и убедиться?

- У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в пчелок, надевайте.

- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

- Сейчас мы с вами увидим на какую руку, прилипнет больше пыльцы. Опустите руки и посмотрите, к какой руке прилипла манка?

- Почему именно к руке в рукавичке прилипла манка?

- Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.

- В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять. Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. 

Давайте же будем за природой наблюдать, любоваться и всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

-А картинки мы положим в конверт и отправим Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.

3ч. Заключительная часть.

- Вот и подошло наше путешествие в страну насекомых к концу.

- Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).

- А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания.

Молодцы, спасибо вам большое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...