Проект "Сенсорное развитие"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Актуальность проекта
Актуальность вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Цель проекта:
- развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
4. Формировать сенсорные представления детей 2 -3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ГНОМИКИ»
- Проект:
- Познавательно - игровой, краткосрочный, продолжительностью 2 недели.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
- Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала способствует обогащению предметно – развивающей среды.
- Развивающие пособия дают возможность в условиях
пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
- Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Этапы реализации проекта:
- Диагностический:
. изучение литературы;
. проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития
детей
2. Организационный
. Родительское собрание «Участвуем в проекте»
. Обогащение развивающей среды
. Консультации для родителей
. Индивидуальные беседы с родителями
3. Практический
. Подбор и изготовление дидактических игр
. Подбор и изготовление наглядных пособий
. Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»
. Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
. Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
. Проведение индивидуальной работы с детьми
4. Обобщающий
. Оформление наглядного и дидактического материала
. Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
План реализации проекта:
Мероприятия с детьми;
Мероприятия с родителями;
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
Занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел».
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»;
Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», «Собери бусы» .
«Художественно-эстетическое развитие:
Лепка»: «Зёрнышки для петушка»,
Рисование»: «Лучики для солнышка»
«Ознакомление с художественной литературой»:
Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко»
Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку» .
Работа с родителями:
- Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет».
ВЫВОДЫ ПРОЕКТА:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
У детей сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Усовершенствовано умение обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по данным играм и как они важны в жизни ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
Венгер Л. А.
3.«Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
6. Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна.
7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта Актуальность вопросов , связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Цель проекта: - развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1 . Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. 3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 4. Формировать сенсорные представления детей 2 -3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. 5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков. 6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: ДЕТИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ГНОМИКИ» Проект: Познавательно - игровой, краткосрочный, продолжительностью 2 недели.
Ожидаемые результаты: . Дети : - Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов. - Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала способствует обогащению предметно – развивающей среды. - Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития. - Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
1. Диагностический: . изучение литературы; . проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей 2. Организационный . Родительское собрание «Участвуем в проекте» . Обогащение развивающей среды . Консультации для родителей . Индивидуальные беседы с родителями 3. Практический . Подбор и изготовление дидактических игр . Подбор и изготовление наглядных пособий . Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть» . Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». . Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию . Проведение индивидуальной работы с детьми 4. Обобщающий . Оформление наглядного и дидактического материала . Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию Этапы реализации проекта:
Мероприятия с детьми; Мероприятия с родителями; Оснащение развивающей предметно-пространственной среды Занятие по сенсорному развитию детей: «Зайка к нам пришел». Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», Изготовление развивающих пособий: «Найди пару», « Игры с пробками», « Собери бусы » . « Художественно-эстетическое развитие: Лепка »: «Зёрнышки для петушка», Рисование »: «Лучики для солнышка» «Ознакомление с художественной литературой» : Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А.Барто «Смотрит солнышко в окошко» Дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету» , «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками» , «Собери бусы», «Открой коробочку» , «Укрась ёлочку» . Работа с родителями: - Консультации для родителей «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет ». План реализации проекта:
Игры для развития зрительного восприятия.
Игра«Найди пару » Цель: учить детей находить одинаковые рукавички одного цвета и рисунка, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности .
Игра «Сложи пирамидку» Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
« Собери карандаши в стаканы» Цель : Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. ИгрА «Разложи по цвету» Цель : упражнять в различении 4 цветов (основные цвета) и находить нужный цвет. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Игра «вкладыши» Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме . Ирга «Шнуровка» Цели : укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
Игры для развития слухового восприятия
« Кто что услышит?» Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. « «Разноцветные шумелки » Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание « шумелок », развивать чувство ритма.
Игры для развития обонятельного восприятия
«Угадай на вкус» Цель : Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест. «Чем пахнет» Цель : Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
Игры для развития осязательного восприятия
«Сюрприз» Цель : Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действи й
«Мягкий конструктор» Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах. « Пересыпалочки » Цель : обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу, фасоль, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Консультация для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цели: 1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. 2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству .
ВЫВОДЫ ПРОЕКТА: В ходе проекта были созданы условия , обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них . У детей сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. Усовершенствовано умение обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по данным играм и как они важны в жизни ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. М . Д. Маханева , С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». 2. Э . Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет» Венгер Л. А. 3.«Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995. 4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997. 5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г. 6. Проект по сенсорному развитию детей. Рябцева Евгения Леонидовна. 7. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста. СПб.: Заневская площадь, 2014 .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...