Улып - защитник и покровитель чувашского народа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulyp_-_zashchitnik_i_pokrovitel_chuvashskogo_naroda.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы
Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры
«УЛЫП – защитник и покровитель чувашского народа»
(Путешествие в прошлое)
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с историей, традициями чувашского народа;
- формировать обобщенные представления о родном крае, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
Развивающие задачи:
- способствовать расширению и углублению представлений о чувашском фольклоре, развитию воображения, обогащению словаря детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к культуре своего народа;
- воспитывать уважение и бережное отношение к национальным традициям физического воспитания своего народа;
- продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей родине, краю.
Предварительная работа с детьми:
-Беседа о жизни и быте древних чувашей.
- Знакомство с чувашскими пословицами и поговорками, с книгами, рассказывающими о традициях и обычаях чувашского народа, национальных костюмах, секретах чувашской вышивки.
- Чтение былин «О славном богатыре Илье Муромце», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», рассматривание картин о богатырях.
- Чтение чувашских легенд «Как чувашские богатыри спасали солнце», «Мост Азамата», «Дети ветра».
Оборудование: ноутбук, телевизор.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы уже прочитали с вами немало сказок и былин, смотрели мультфильмы о богатырях земли русской. Назовите мне их.
Ответы детей: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»…
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы знаете, у каждого народа есть свои герои. Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып (слайд №2). Переводится как «вождь» и как «великан». Сегодня мы поговорим о могучем и справедливом богатыре чувашского народа, о добром великане Улыпе. Земля Улыпа, так называли чуваши свой древний край (слайд №3). Из рода в род, из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, с гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро.
Воспитатель: Ребята, хочу отметить, что легендарный герой чувашских сказок Улып занял достойное место на виртуальной «Сказочной карте России» (слайд №4). Воспитатель: А как вы представляете себя богатырей?
Ответы детей: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, мужественные.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь угадайте, как зовут этих богатырей? Д/игра «Угадай богатыря» (слайды №5-№11).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как они защищали свой народ? Какое орудие было у богатырей?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно же, в первую очередь, это его сила. А какое орудие – угадайте. Сейчас я загадаю загадки, вы хорошо подумайте и ответьте: (слайд №12)
1. Он изогнут дугой,
С тонкой нитью – тетивой.
Он охотник, воин, спортсмен.
Для метанья создан стрел.
(Лук)
2. Натянули тетиву,
Стрелы выпустили… У-у-у
Полетели, не упали,
Прямо в яблочко попали.
(Стрельба из лука)
Ответы детей: Лук, стрельба из лука (слайд №13).
Воспитатель: Молодцы, ребята. По чувашским преданиям и сказкам Улып прекрасно владел луком и умел стрелять очень далеко. Лук ему нужен был для защиты от врагов, добычи пищи.
Угадайте еще одну загадку:
Не видать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
Ответы детей: Гора (слайд №14).
Воспитатель: Правильно. Из земли, которую Улып вытряхивал из своих лаптей, образовались большие холмы, горы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа. Почему же холмы такие большие? (слайд № 15). Потому что Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса перешагивал, словно мелкий кустарник. И вот однажды, спустившись с гор, Улып увидел в долине многочисленные стада. Их пасли очень маленькие, по сравнению с ним люди. Они помогали чувашам корчевать лес, пахать землю, защищали от врагов.
Воспитатель: Ребята, сейчас представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
Воспитатель: Ребята, вам сейчас по 6-7 лет. Вы все дома помогаете своим родителям, нам со Светланой Петровной помогаете. А как вы думаете, когда Улып начал помогать своим родителям? С 3 лет. Послушайте одну историю. Однажды Улып увидел в поле карликов, взял в карман и принес матери показать и сказал: «Какие-то зверушки у меня под ногами». Мама сказала сыну: «Что ты, это люди пашут, а это конь тащит соху, отпусти их. Они потом заменят нас» (слайд №16). Видите, как дедушка за сохой идет, упирается, на соху налегает, чтобы она в земле своими острыми ножками вот такие следы оставляла, борозды. Поле большое, быстро его не вспашешь. И лошадка устанет соху тащить, и дедушке нелегко спину гнуть, на соху налегать. Недаром в русской пословице говорится: «Поле пахать – не руками махать» (слайд №17). Ребята, подумайте и ответьте, зачем нужно пахать землю? Сейчас какую технику используют для обработки земли?
Ответы детей: Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. В наше время землю обрабатывает трактор.
Воспитатель: В старину люди не только упорно работали на земле, но и умели отдыхать, веселиться. Они знали много интересных подвижных игр. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дети ветра». (Воспитатель знакомит с новой игрой).
Игроки встают в круг. Один из игроков выбирается ведущим, остальные – дети ветра. Ведущий выходит в середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения: «Северный ветер - игроки поворачиваются к ведущему спиной», «Южный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему лицом, «Метелица» - игроки кружатся вокруг себя; «Слабый ветер» - игроки покачиваются на ногах вперед-назад; «Тихая погода» - игроки стоят не шевелясь.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о богатырях и традициях чувашского народа. Традиций у чувашей много. Дома поговорите с родителями, с бабушками и дедушками, узнайте у них, какие ещё традиции они знают, помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный завет (правило) оставили нам богатыри?
Ответы детей: Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину.
Ответы детей: Беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я подарю вам маленький талисман - листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и сильными как богатыри! В культуре чувашей дуб символизирует мужество, стойкость, долговечность, мудрость и силу.
(Воспитатель дарит вырезанные кружочки с изображением листьев дуба, благодарит всех за хорошую работу).
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть мультьфильм про жизнь Улыпа «Земля Улыпа». Этот уникальный мультфильм сняли воспитанники школы-интерната, героев они создавали, используя бересту.
(Просмотр детьми мультфильма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»
Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...
о первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу
Дети знакомятся с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым. Даются знания о первом чувашском букваре, сравнивается чувашский букварь с русским. Знакомятся, что И.Я.Яковлев оставил завещание чувашскому на...
«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»
laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)
Конспект НОД по приобщению к культуре чувашского народа...
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)
КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...
Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции
16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей. Цель...
НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Чувашском народе
История Чувашского народа...