Улып - защитник и покровитель чувашского народа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulyp_-_zashchitnik_i_pokrovitel_chuvashskogo_naroda.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

«УЛЫП – защитник и покровитель чувашского народа»

(Путешествие в прошлое)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с историей, традициями чувашского народа;

- формировать обобщенные представления о родном крае, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

Развивающие задачи:

- способствовать расширению и углублению представлений о чувашском фольклоре, развитию воображения, обогащению словаря детей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к культуре своего народа;

- воспитывать уважение и бережное отношение к национальным традициям физического воспитания своего народа;

- продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей родине, краю.

Предварительная работа с детьми:

-Беседа о жизни и быте древних чувашей.

- Знакомство с чувашскими пословицами и поговорками, с книгами, рассказывающими о традициях и обычаях чувашского народа, национальных костюмах, секретах чувашской вышивки.

- Чтение былин «О славном богатыре Илье Муромце», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», рассматривание картин о богатырях.

- Чтение чувашских легенд «Как чувашские богатыри спасали солнце», «Мост Азамата», «Дети ветра».

Оборудование: ноутбук, телевизор.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы уже прочитали с вами немало сказок и былин, смотрели мультфильмы о богатырях земли русской. Назовите мне их.

Ответы детей: «Илья Муромец и Соловей - разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»…

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вы знаете, у каждого народа есть свои герои. Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып  (слайд №2). Переводится как «вождь» и как «великан». Сегодня мы поговорим о могучем и справедливом богатыре чувашского народа, о добром великане Улыпе. Земля Улыпа, так называли чуваши свой древний край (слайд №3).  Из рода в род, из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, с гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро.

Воспитатель: Ребята, хочу отметить, что легендарный герой чувашских сказок Улып занял достойное место на виртуальной «Сказочной карте России» (слайд №4). Воспитатель: А как вы представляете себя богатырей?

Ответы детей: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, мужественные.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь угадайте, как зовут этих богатырей? Д/игра «Угадай богатыря» (слайды №5-№11).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как они защищали свой народ?  Какое орудие было у богатырей?

Ответы детей: 

Воспитатель: Конечно же, в первую очередь, это его сила. А какое орудие – угадайте. Сейчас я загадаю загадки, вы хорошо подумайте и ответьте: (слайд №12)

1. Он изогнут дугой,

С тонкой нитью – тетивой.

Он охотник, воин, спортсмен.

Для метанья создан стрел.

 (Лук)

2. Натянули тетиву,

Стрелы выпустили… У-у-у

Полетели, не упали,

Прямо в яблочко попали.

(Стрельба из лука)

Ответы детей: Лук, стрельба из лука (слайд №13).

Воспитатель: Молодцы, ребята. По чувашским преданиям и сказкам Улып прекрасно владел луком и умел стрелять очень далеко. Лук ему нужен был для защиты от врагов, добычи пищи.

Угадайте еще одну загадку:

Не видать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

Ответы детей: Гора (слайд №14).

Воспитатель: Правильно. Из земли, которую Улып вытряхивал из своих лаптей, образовались большие холмы, горы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа. Почему же холмы такие большие? (слайд № 15). Потому что Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса  перешагивал, словно мелкий кустарник. И вот однажды, спустившись с гор, Улып увидел в долине  многочисленные стада. Их пасли очень маленькие, по сравнению с ним люди. Они помогали чувашам корчевать лес, пахать землю, защищали от врагов.

Воспитатель: Ребята, сейчас представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Воспитатель: Ребята, вам сейчас по 6-7 лет. Вы все дома помогаете своим родителям, нам со Светланой Петровной помогаете. А как вы думаете, когда Улып начал помогать своим  родителям? С 3 лет. Послушайте одну историю. Однажды Улып  увидел в поле карликов, взял в карман и принес матери показать и сказал: «Какие-то зверушки у меня под ногами». Мама сказала сыну: «Что ты, это люди пашут, а это конь тащит соху, отпусти их. Они потом заменят нас» (слайд №16). Видите, как дедушка за сохой идет, упирается, на соху налегает, чтобы она в земле своими острыми ножками вот такие следы оставляла, борозды. Поле большое, быстро его не вспашешь. И лошадка устанет соху тащить, и дедушке нелегко спину гнуть, на соху налегать. Недаром в русской пословице говорится: «Поле пахать – не руками махать» (слайд №17). Ребята, подумайте и ответьте, зачем нужно пахать землю? Сейчас какую технику используют для обработки земли?

Ответы детей: Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. В наше время землю обрабатывает трактор.

Воспитатель: В старину люди не только упорно работали на земле, но и умели отдыхать, веселиться. Они знали много интересных подвижных игр. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дети ветра». (Воспитатель знакомит с новой игрой).

Игроки встают в круг. Один из игроков выбирается ведущим, остальные – дети ветра. Ведущий выходит в середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения: «Северный ветер - игроки поворачиваются к ведущему спиной», «Южный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему лицом, «Метелица» - игроки кружатся вокруг себя; «Слабый ветер» - игроки покачиваются на ногах вперед-назад; «Тихая погода» - игроки стоят не шевелясь.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о богатырях и традициях чувашского народа. Традиций у чувашей много. Дома поговорите с родителями, с бабушками и дедушками, узнайте у них, какие ещё традиции они знают, помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный завет (правило) оставили нам богатыри?

Ответы детей: Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину.

Ответы детей: Беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Воспитатель: Правильно. Сейчас я подарю вам маленький талисман - листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и сильными как богатыри! В культуре чувашей дуб символизирует мужество, стойкость, долговечность, мудрость и силу.

(Воспитатель дарит вырезанные кружочки с изображением листьев дуба, благодарит всех за хорошую работу).

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть мультьфильм про жизнь Улыпа «Земля Улыпа». Этот уникальный мультфильм сняли воспитанники школы-интерната, героев они создавали, используя бересту.

(Просмотр детьми мультфильма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

о первом чувашском букваре и о завещании И.Я.Яковлева чувашскому народу

Дети знакомятся с чувашским просветителем И.Я.Яковлевым. Даются знания о первом чувашском букваре, сравнивается чувашский букварь с русским. Знакомятся, что И.Я.Яковлев оставил завещание чувашскому на...

«Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о чувашской национальной культуре и ознакомление с традициями чувашского народа»...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы» (старшая группа)

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельностипо приобщению к культуре чувашского народа «Чувашские умельцы»(старшая группа)...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...

НАРОДЫ ПОВОЛЖЬЯ _ О Чувашском народе

История Чувашского народа...