ОД "Пищевые цепочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Открытое занятие по теме "Взаимосвязи растений и животных в природе. Пищевые цепочки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 54»
Тема ОД:
«Взаимосвязи растений и животных в природе. Пищевые цепочки»
Подготовительная к школе группа «Академики»
Подготовила и провела
воспитатель ВКК
Черноусова Алла Геннадьевна
2021 г.
Тема: «Взаимосвязи растений и животных в природе. Пищевые цепочки»
Цель:
создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста представления о пищевых взаимосвязях растений и животных, существующих в природе.
Задачи:
— расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
—формировать умение составлять пищевые цепочки, обосновывать их;
— развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе;
— воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, выполнения игровых заданий; любовь и заботу по отношению к природе.
Виды деятельности:
- интеллектуально-познавательная;
- коммуникативная;
- игровая;
-двигательная;
Оборудование:
демонстрационный: упаковки от молочных продуктов, ширма, кукла «Бабушка», магнитная доска, картинки-круги «клевер», «мышь», «сова», маски мыши и совы, предметы «цепочка-украшение», «собака на цепи», сова-игрушка, макет дерева, картинки с изображением растений, травоядных и хищников;
раздаточный: круги зелёные, серые и красные, карточки для составления пищевых цепочек.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Содержание ОД.
- Организационный момен (выходят из спальни и становятся у стульев возле ковра)
Приветствие.
- На нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуйте их.
- Мотивация.
– Вы заметили, что на полках нашего магазина выставлены какие-то продукты? Давайте рассмотрим их (упаковки: молоко, йогурт, мороженое, коробки от сырков, творожки, коктейли и т.п.)
(Дети берут упаковки и называют)
- Как эти продукты назвать одним словом? (молочные)
- Вы любите молоко и молочные продукты? Почему вы их любите? (вкусные и полезные)
- А знаете, в чём польза молока? Присядьте, я расскажу (садятся на стулья)
- В молоке много витаминов и полезных веществ. Больше всего в нём кальция, который нужен детям для того, чтобы кости развивались и были прочными, а зубы крепкими.
- А кто даёт нам молоко? 3. Введение в тему. - Я очень люблю молоко. А летом, когда уезжаю в деревню, покупаю молоко у знакомой бабушки, которая держит корову. Молоко летом очень вкусное и душистое. Как вы думаете, чем оно пахнет? (луговыми травами) - И вот однажды такая история приключилась с моей знакомой бабушкой. - Да вот и сама она. (Кукла находилась за ширмой, рядом – дерево)) Хочу рассказать вам историю, которая произошла у нас в деревне. Живём мы возле леса. Жители нашей деревни пасут коров на лугу, который находится за деревней у леса. Коровы наши питались клевером и давали много молока. На краю леса, в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал жителям деревни спать, и они её прогнали. Сова обиделась и улетела. И, вдруг, через некоторое время коровы стали худеть и давать очень мало молока, потому что стало мало клевера, зато появилось много мышей. Мы не можем понять, почему так произошло. Помогите нам все вернуть назад!
4. Целеполагание.
- Как вы думаете, надо помочь жителям деревни? Почему? (молоко полезно и ещё нужно всем помогать, кто нуждается в помощи)
- А как помочь, знаете? (разобраться в ситуации)
5. Совместная деятельность по решению проблемы. (Дети проходят к магнитной доске, на которой прикреплены карточки лицом вниз и становятся полукругом) - Почему коровы стали давать мало молока? (стало мало клевера) (Ребёнок переворачивает картинку клевера) - Почему стало мало клевера? (погрызли мыши) (Переворачивает картинку мыши) Сообщение ребёнка в маске мышки. Мыши, которые живут на лугу и в лесу, питаются сочными стеблями и луковицами-корешками растений, семенами трав, ягодами и даже небольшими насекомыми и их личинками. - А почему развелось много мышей? (сова улетела и некому ловить мышей) (Переворачивает картинку совы) Сообщение ребёнка в маске совы. Одна сова уничтожает за лето тысячу мышей. Это - очень много! Мы слышим шорох мышки, находясь далеко от неё. Для этого раздвигаем перья, которые накрывают уши. Тихо приближаемся к своей добыче и ловим её. Посмотрите сами, как мы охотимся. (Садятся на просмотр видео) Видео «Охота совы» Обращаю внимание детей на доску! - Посмотрите, ребята, что у нас получилось! На что это похоже? Это похоже на цепочку (подходят к доске) Клевер – мышь – сова (мелом соединены звенья) - А какие ещё цепочки бывают? (украшение-цепочка, дверная цепочка и собака на цепи) - Из чего состоит цепочка? (из звеньев) - Что произойдёт, если одно звено цепи сломается? (цепочка порвётся) - Посмотрим на нашу цепочку: клевер-мышь-сова. - Чем является клевер для мыши? (пищей) Мышь для совы? (пищей) - Как же можно назвать эту цепочку? (пищевой или цепью питания) - Клевер, мышь, сова – звенья пищевой цепочки. - А можно ли из пищевой цепочки убрать звено? Попробуем. Д/игра «Что будет, если …» - Что будет, если уберём клевер – мышам нечего будет есть (убираю) - Что будет, если исчезнут мыши – сова голодная (убираю) - Что будет, если улетит сова – разведутся полчища мышей (убираю)
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (на ковре) Вышли мышки.
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте) - И сели в норку. (садятся на ковёр и я с ними)
7. Алгоритм «Составление пищевых цепочек» 1) - 1-ое звено пищевой цепочки занимает … (клевер). А можно его заменить? (Да, травой, ягодами, корой деревьев, ветки деревьев и кустарников, т.е. другими растениями) (показываю картинки) - Какие животные наших краёв питаются растениями? (заяц – трава, земляника, кора деревьев; лось – листья деревьев, осина, трава; жёлудь, корни, листья, ветки деревьев – кабан) - Как назвать животных, которые питаются растительной пищей? (растительноядные или травоядные). Это 2-ое звено цепи питания. - А к каким животным отнести сову? (хищник) - Каких хищников ещё вы знаете? (волк, лисица, куница - мыши, крупные птицы, белки, уж – мыши, ящерицы, лягушки, птицы. Хищники занимают 3-ье звено пищевой цепочки. - Итак, растениями питаются растительноядные, травоядных едят хищники. (встают и берут круги на полках стенки) 2) Образная игра «Живые цепочки» (под музыку «Звуки леса») - Выберите себе кружок. У кого красный – тот будет хищное животное, серый круг - травоядное животное, зеленый – тот растение (догадываются) - Подумайте, какое растение или животное вы будете изображать и покажете нам его. 3) П/и «Цепочка, стройся!» - По команде «Цепочка, стройся!» вы разобьётесь на три пищевые цепочки. Воспитатель проверяет
- Каждая живая цепочка будет командой.
8. Продуктивная деятельность. Составление пищевых цепочек. Уходят команды по очереди! (команды подходят к большому столу, на котором находятся карточки-круги для пищевых цепочек)
- Каждой команде нужно выбрать три карточки для пищевой цепочки, выложить её и рассказать о ней. Итог игры.
Примеры: ветки деревьев-лось-медведь
кора деревьев-заяц-лиса
жёлуди-кабан-волк
- Расскажите про свою цепочку.
9. Решение проблемы.
- Вы готовы объяснить, что произошло в деревне?
Сова улетела – развелись мыши, стали грызть клевер, коровам стало не хватать травы, она исхудала и стала мало давать молока.
- Какую ошибку совершили жители деревни, в которой живёт бабушка? (разогнали сову, тем самым разрушили цепь питания)
- Какой важный вывод можно сделать?
Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Это закон природы!
- Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока? (вернуть сову, этим самым восстановить пищевую цепочку)
- Подойдём к большому старому дереву с дуплом и попытаемся вернуть сову.
(Дети зовут сову: «Сова возвращайся, пожалуйста!») Звучит музыка «Уханье совы»
(Сова возвращается в дупло старого большого дерева) (появляется бабушка и благодарит детей за помощь: «Спасибо вам, ребятишки! Теперь моя коровушка снова будет давать много вкусного душистого молока. До свидания!»
9. Рефлексия - Что было интересно? - Что людям нужно помнить, чтобы не случилось беды, как у жителей деревни, в которой живёт бабушка? (не вмешиваться в мир природы и беречь её).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Занятия для развития речи, хорошо развивает восприятие звуков....
Конспект занятия "Пищевые цепочки в лесу"
Тема: "Пищевые цепочки в лесу"Цель: Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме "Лес".Задачи: формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса ...

Проект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Экологическая цепочка»
Данное занятие разработано с использованием принципа интеграции, причем интеграция не только образовательных областей, видов деятельности, но и ин...

"Цепочка слов"
Выполняя это задание, ребёнок упражняется в выделении начального и конечного звука в слове....

Дидактическая игра «Цепочка слов». Часть1.
Методическая разработка на тему: "Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников старшего и подготовительного возраста"....