Конспект познавательно-проблемного занятия в подготовительной группе «Почему рыбы живут только в воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект познавательно-проблемного занятия в подготовительной группе «Почему рыбы живут только в воде?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybki.docx | 156.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-проблемного занятия в подготовительной группе «Почему рыбы живут только в воде?»
Введение в ситуацию.
Дети заходят в зал, звучит шум прибоя, крики чаек.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, куда мы попали?
Ответы детей.
Ведущий. Да, мы находимся рядом с морем. А почему мы оказались именно здесь?
Ответы детей.
Ведущий. Верно. Мы изучаем рыб. А они есть и в море. Кто был на море? Чем оно вам запомнилось? Хотели бы вы снова там побывать? А какое море?
Ответы детей.
Ведущий. Да, море соленое. Значит, в морской воде содержится много соли.
В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Поэтому, морским воздухом полезно дышать. Морскую соль и минералы используют при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя! Поэтому и придумали такую загадку: «Кругом вода, а с питьем – беда!»
(Этот материал будет читать Игорь или Маша из энциклопедии. Или выучат и расскажут детям, что прочитали в ней эту информацию).
Актуализация знаний
Ведущий. У меня в ведерке много рыбы плавает. Давайте поможем мне разобраться, какая рыба поймана в пресной воде, а какую поймали в море.
Дети раскладывают рыбу на две группы. Называют их. Отпускают одну группу рыб в озеро, другую – в море.
Затруднение игровой ситуации
Ведущий. Ребята, а почему мы не оставили рыбу в ведре?
Ответы детей.
Ведущий. Почему погибнет? В воздухе много кислорода. Мы же дышим.
Ответы детей, предположения.
Давайте поиграем, что-то я запуталась!
Мои руки - это волны,
Ветер гонит их вперед.
Мои руки - крылья чаек.
Небо их к себе зовет.
Мои руки - рыбки в море,
Плавают туда - сюда.
Мои руки - это крабы,
Разбежались кто куда.
Спустимся на дно морское
Там кораллы, словно ветки
Водоросли изумрудом
Раскачалися без ветра.
Вот проплыл конек игривый
Как змея ползет мурена,
А акула отдыхает,
Снится море ей, наверно.
Открытие нового знания.
Ведущий. Ребята, мы остановились на том, что все живое на земле дышит кислородом. А чем же дышат рыбы? Давайте сравним дыхание человека с дыханием рыб.
Ответы детей.
Ведущий. Да, верно. Человек и рыбы дышат кислородом. Только человек при помощи легких, а рыбы – при помощи жабр.
Включение нового знания в систему знаний
Я расскажу вам рассказ про одного мальчика.
Отрывок из рассказа Николкины рассказы.
Почему рыбки погибли?
Ответы детей.
Ведущий. Да, они задохнулись. Мы же знаем, что в воде содержится кислород. А когда крышку закрыли, кислород закончился. Вот рыбки и погибли.
Осмысление (итог)
Ведущий. Ребята, чтобы рыбы не погибали, надо следить за чистотой воды, не загрязнять ее. А зимой, когда реки покроются льдом, делать проруби.
Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.
Цель: Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.
Оборудование:
1. Бутылка газированной воды.
2. Стакан.
3. Несколько некрупных виноградин.
4. Иллюстрации рыб.
Опыт: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.
Конспект НОД по экологи: «Кто такие рыбы?»
Айталина Захарова
Конспект НОД по экологи: «Кто такие рыбы?»
Непосредственная образовательная деятельность
По экологии «Кто такие рыбы?»
Программное содержание: 1. Продолжать развивать представления о рыбах, как живых существ, живущих вводе, имеющих типичное строение- форму тела, плавники, хвост и. т. п. ;
2. Ввести новое понятие- быстро плавающие;
3. Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;
4. Использовать для обобщения предметно- схематичную модель, доказательно строить суждения;
5. Воспитывать интерес к природе.
Ход занятия: Картина с изображением ласточки в подёте. В гости приходит Незнайка.
Н: Здравствуйте, ребята! Я Незнайка. Скажите пожалуйста, что это у вас на доске? Какая красивая рыбка.
В: Нет, Незнайка, это не рыба, это птица Ласточка.
Н: Но, она ведь похожа на рыбку. Смотрите, хвост, плавники (показывает на крылья, это настоящая рыбка.
В: Незнайка, ты не прав.
Н: Опять я всё путаю. Никогда не научусь отличать птиц от рыб. А Ласточка всё равно похожа на рыбку. Может быть вы ошиблись?
В: Ребята, давайте научим Незнайку узнавать рыб и не путать с другими птицами и животными. Незнайка, посмотри на картинки. Здесь много разных рыб. Ребята, расскажите, какие здесь рыбки? (дети называют).
Н: Какие они все разные. И названия сложные. Как вы их ребята запоминаете?
В: Правильно, Незнайка ты заметил, рыбки все разные, но чем они все похожи? (ответы детей).
Н: Ничего не понял, все сразу говорили.
В: Давайте расскажем по порядку Незнайке.
Сначала про форму тела, на что похожа форма тела у рыб?
Почему такая форма удобна? (ответы детей).
В: У рыб форма тела обтекаемая- удобная для плавания. Они очень быстро плавают в воде. Чем рыбы дышат? Правильно, жабрами.
Н: Раз они быстро плавают я буду их называть быстро плавающие. Здорово, я придумал!
В: Да, это ты хорошо придумал. Теперь мы тоже будем рыб называть быстро плавающими. Но разве ты больше ничего не хочешь узнать про них?
Н: Конечно, хочу. А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?
В: У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они выбирают из воды через жабры.
Н: А это вот как называется? (показывает на плавники и хвост).
Дети отвечают.
Н: А зачем им плавники и хвост?
В: Плавники помогают рыбам плавать, как людям вёсла на лодке, а хвост помогает держать направление, как руль у машины.
Н: Вот это да! Как интересно! А что есть у рыб, чего нет у животных?
В: Есть у рыб отличие от животных. Животные покрыты шерстью, птицы перьями, а рыбы…Чем покрыто тело у рыб? Правильно, чешуёй.
А чем отличаются рыбы друг от друга? (окраска, форма, размер, повадки, питание). Давайте, расскажем Незнайке почему все рыбы разные? (ответы детей).
В: Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Например: камбала прячется на дне морском, её и не видно. А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях. Все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, а морские рыбы в солёной воде.
Знаете, как рождаются рыбки? (ответы детей)
В: Большинство рыб откладывают икру, а из икры появляются мальки, а некоторые сразу рождают маленьких рыбок.
А теперь посмотри Незнайка, ребята расскажут тебе по схеме, чем отличаются рыбы или как ты их назвал быстро плавающие от других животных, смотри и запоминай.
(дети рассказывают по схеме).
СРЕДА ОБИТАНИЯ + ЧЕШУЯ + ПЛАВНИКИ + ХВОСТ + ОБТЕКАЕМАЯ ФОРМА ТЕЛА + ЖАБРЫ + ПОЯВЛЕНИЕ МАЛЬКОВ ИЗ ИКРЫ ИЛИ РОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ МАЛЬКОВ.
Н: Ну, теперь я никогда не спутаю рыб от птиц и животных. Дайте мне картинки и я выберу всех рыб.
В: Ну, ты молодец Незнайка! Всё очень хорошо запомнил и даже придумал, как по другому назвать рыб Ребята, давайте повторим это название.
Д: Быстро плавающие.
В: А теперь, давайте поиграем в игру «Ловля рыб».
Встанем в две группы, одна группа- рыбы, а другая группа- рыболовы.
Сначала между ними происходит разговор.
Рыбы: Рыболовы, что вы вяжете?
Рыболовы: Невод.
Рыбы: Что вы будете ловить?
Рыболовы: Рыбу.
Рыбы: Какую?
Рыболовы: Щуку.
Рыбы: Ловите!
Рыболовы догоняют рыб. Игра повторяется, на каждый раз называется новая рыба.
Конспект интегрированной-непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рыбы»
Юлия Макарова
Конспект интегрированной-непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рыбы»
Цели:
Образовательная область «Здоровье»
Закреплять у детей навыки выполнения упражнений (действий) согласно тексту.
Образовательная область «Социализация»
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать интерес к природе. Воспитывать бережное отношение к живым объектам. Развивать наблюдательность.
Образовательная область «Труд»
Воспитывать желание помогать взрослым и самостоятельно ухаживать за живыми существами.
Образовательная область «Познание»
Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: об обитателях вод – рыбах. Развивать представления детей о рыбах как о живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д. Использовать для обобщения предметно-схематическую модель. Закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.
Образовательная область «Коммуникация»
Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи. Способствовать развитию звуко - буквенного анализа.
Образовательная область «Музыка»
Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве со звуками природы.
Образовательная область «Художественное творчество»
Стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла и умение создавать выразительный образ.
Материалы: прозрачные сосуды на каждый стол с водой, кусочки пластилина, иллюстрации с изображение рыб, насекомых и т. д. ; карандаши, карточки для звуко-буквенного анализа.
Ход ИНОД:
Звучит музыка (шум воды). Дети закрывают глаза и слушают. Воспитатель читает стихотворения:
Красавица река! В теченье твоем
Сверкает звезда молодая.
Сияет и светит твой водоем,-
Цветною каймой отражаются в нем
Огни обновленного края.
- Кто знает, как называется наш край, в котором мы живем?
(ответы детей)
- Что такое водоемы?
(ответы детей)
-Отгадайте загадку: «В воде жива, на суше мертва» или «У родителей и деток вся одежда из монеток».
Кто это? Как вы догадались?
(ответы детей)
- Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить сегодня?
(О рыбах)
- Мы побеседуем о рыбах, которые живут в реках и озерах.
- Может кто- то из вас знает, какие рыбы обитают в нашей реке и водоемах?
(ответы детей)
Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением рыб: щука, карась, сом, налим и др.
- Посмотрите, какие разные рыбы на картинках. Давайте рассмотрим их, скажем, как они называются.
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
- А теперь поиграем в игру «Какой рыбы не стало?
Опыт с соленой и пресной водой.
- Чем все рыбы похожи?
(есть плавники, голова, два глаза, хвост, овальное туловище)
- Все рыбы очень интересные и такие разные, но какой одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет?
(они живут в воде, тело покрыто чешуей, у рыб есть жабры)
-Чем рыбы отличаются от зверей
(рассказ детей по схемам)
Дид. Игра «Кто лишний?»
- Рыба живое существо?
(ответы детей)
- Почему вы так думаете? Докажите.
(рыбы плавают в воде, двигаются, дышат, кушают, вырастают большие и т. д.)
- Детеныши рыб появляются из?
(из икры)
-Они называются?
(мальки)
Почему детеныши рыб называются мальки?
(потому что маленькие, крошечные, их плохо видно)
- А кто знает, чем дышит раба в воде?
(ответы детей)
Опыт: в сосуд с водой положить кусочек пластилина. Что вы заметили?
(на пластилине пузырьки)
- Что за пузырьки? Правильно, пузырьки- это воздух. Значит, в воде есть воздух и рыбы им дышат.
- А сейчас превращаемся в рыбок! Физкультминутка
«Рыбки»
Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,
То помашут плавниками, то закружатся кругами.
-Сядем за столы и проведем звуко-буквенный анализ слов: сом, рак, вода, рыба.
- На что похожа рыбка?
(на капельку, на листочек, на ложку, на овал – картинки помогают сделать выбор)
- А теперь попробуем с помощью геометрических фигур определить форму рыб.
(ответы детей)
- Человек научился у птиц летать. Как вы думаете, чему он научился у рыб?
(плавать, плавать на лодках, кораблях)
- Какую пользу принося рыбы человеку?
(люди едят рыбу, она полезная, вкусная)
- Давайте, вместе сделаем полезное и нужное дело – покормим в нашем аквариуме рыб.
(дети кормят рыб)
- Поиграем в игру «Скажи правильно»
Суп из рыбы (рыбный)
Котлета из рыбы (рыбная)
Пирожки из рыбы (рыбные)
Пирог из рыбы (рыбный)
- А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили рыб, которые живут в наших реках и озерах. Я буду загадывать загадки, а картинки вам помогут найти отгадку.
1. Перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
(рыбы)
2. Хвостом виляет, зубаста, а не лает?
(щука)
3. Колюч, да не еж, кто же это?
(ерш)
4. На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(сом)
5. Есть клешни и долгий ус
Я и сам его боюсь.
Он щипает, как гусак,
А зовут щипаку…
(рак)
- Молодцы, все загадки отгадали.
В заключительной части детям дается задание в заготовленных сюжетных картинках нарисовать, кто живет в реке.
Итог:
- О ком мы сегодня говорили? Зачем нужна рыба? Надо ли беречь рыб и почему?
Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: «Обитатели водоёмов: рыбы».
Анастасия Сметанюк
Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: «Обитатели водоёмов: рыбы».
Конспект интегрированной НОД в старшей группе на тему: " Обитатели водоёмов: рыбы".
Цель: закреплять и расширять знания о морских обитателях. Развивать навыки работы с различными изобразительными материалами (фломастеры,гуашь,акварель,восковые мелки,флопены). Учить использовать закрученные полоски бумаги,ткани,макаронные изделия,нитки,яичную скорлупу).Продолжать развивать творческие способности детей. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи. Развивать эмоциональную сферу детей. Развивать общую и мелкую моторику рук. Воспитательная:Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей. Материалы и оборудование: презентация с изображением рыб наших водоемов
Материал: гуашь и акварель разного цвета,флопены,пластилин,крупа,ракушки,макаронные изделия,манка,бумажные полоски. Музыка (в записи).Видио. Картинки с изображением рыб. Аквариум с живой рыбкой.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. У каждого человека есть мечта! И каждый хочет,чтобы она исполнилась. А кто нам в этом может помочь?
Дети: Щука,волшебная палочка,фея,джин,золотая рыбка.
Воспитатель. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к волшебству.
Дети закрывают глаза. Звучит музыка. Появляется аквариум с рыбкой.
Воспитатель:Посмотрите! Это золотая рыбка,не простая а волшебная. Утром я ей корм насыпала,но она почему –то от него отказалась. Рыбка что случилось? Что тебя беспокоит?
Золотая рыбка (запись на диске) Ядовитые вещества попали в морскую воду. Морские обитатели заболели. Рыбы стали вялыми,бесцветными,прозрачными,не веселыми. Помогите нам!
Воспитатель:Хотите помочь морским обитателям? Давайте вылечим заболевшихрыбок,давайте им вернём былую красоту. Какие только удивительных рыб не водится в морях!Предлогаю вспомнить некоторых из них. Есть рыбы,похожие на различные инструменты и орудия труда. Например рыба- пила. Ребята а почему ее так называют, как вы думаете? Ответы детей.
Воспитатель:верно. У нее множество маленьких зубов,расположенных,как зубья у пилы. Ими она буквально прочёсывает днов поисках добычи. А вот электрический скат. Что мы о нем знаем? Ответы детей.
Воспитатель:Да, он электрическим током отгоняет врагов. У него сильно сплюснутое тело;из-за этого впечатление,что он не плавает,а летает по воде. А вот огромная рыба –луна. Её длина –три метра. Она медленно плавает и похожа на луну. Это крылатка. Её плавники похожи на крылья. А сейчас вы увидите,насколькопластичны рыбки,насколько красивоморское дно,похожее на волшебное,сказочное царство.
Все смотрят видеоролик «Морское дно».
Воспитатель: как красиво!Волшебный подводный мир. Как в сказке. А вот разноцветные кораллы,которые похожие на сказочный лес. Но нам пора за дело. Мы же пообещали помочь золотой рыбке вернуть былую красоту.
Воспитатель:А как мы сможем ей помочь? (ответы детей)
Воспитатель: правильно,мы раскасим наших рыбок в яркие цвета.
Дети рисуют.
Воспитатель:Давайте полюбуемся своими работами. Какое красивое подводное царство у нас получилось!Угадайте,о какой рыбке эта загадка.
Всё ко дну я прижимаюсь
В темноте морских глубин.
Незаметно быть стараюсь,
Превратилась в плоский блин. (Камбала)
Воспитатель: Ребята, что вы можете о ней сказать (ответы детей)
Воспитатель:верно. Она лежебока,оба глаза на одной стороне. Какого она цвета? Ответить не просто. Эта рыбка замечательно маскируется. Ляжет в водоросли – позеленеет,на чёрном камешке устроится- сама почернеет,расположится на песке-станет как песок. Я вижу рыбку,похожую на шахматную фигуру. Это морской конёк. А это рыбка попугай. Почему? (ответы детей).Правильно ребята,потому что у неё разноцветные чешуйки,как радуга,как пёрышки у попугайчика. В нашем море живет рыбка,похожая на кораблик. Это парусник. Что в ней необычного? (ответы детей)Да ребята,у неё плавник как парус. А это рыба –спинорог у нее плавник на спине в виде рога. А еще ребята есть рыбы,которые машут плавниками,как птицы. Что же это за рыбы? (ответы детей) Их называют летучими. А это морская звезда. Оказывается,она бывает не только на небе,но и в море. Есть и рыба –шар. Внутри у нее воздушный мешок,который раздувается при опасности,и чешуйки в виде иголок.
Воспитатель: А вот и осминожка хочет поиграть немножко. (Изображение рыб разрезаны пополам и перепутаны. Детям предлагается найти правильные соответствия. Звучит музыка.)
Золотая рыбка: Спасибо вам ребята! Вы спасли нас. Жители подводного царства стали веселыми и разноцветными. За вашу доброту я с удовольствием исполню заветное желание каждого.
Звучит музыка. Тоже загадала желание,и оно уже исполнилось! Мне очень хотелось помочь морским жителям,и у вас это отлично получилось. А мои морские камушки превратились в сладкие и съедобные. Угощайтесь.
Конспект НОД на тему «пресноводные рыбы».
Ирина Ежова
Конспект НОД на тему «пресноводные рыбы».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на тему «Пресноводные рыбы». Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
ЗАДАЧИ: - расширять и углублять знания детей о реке и её обитателях; - формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе; образование притяжательных прилагательных); - совершенствовать диалогическую речь; - развивать внимание, память, воображение; - создать у детей эмоционально-позитивное настроение; - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, бережного отношения к природе. НЕОБХОДИМЫЕ ПОСОБИЯ: мольберт, плоскостное изображение рыбы (её составных частей, пластиковая бутылочка с запиской внутри, предметные картинки «Пресноводные рыбы», таз с водой, воздушный шарик,пустые пакеты из-под сухариков и чипсов, пустые бутылки из-под лимонада, клей, кисточки, клеёнки, салфетки, плоскостные изображения аквариумных и пресноводных рыб для аппликации, плоскостное изображение аквариума и реки.
ПРЕДВОРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание предметных и сюжетных картинок с речными и аквариумными рыбками, отгадывание загадок про рыб, чтение художественной литературы.
ХОД РАБОТЫ: Дети получают письмо от речных обитателей, из которого узнают, что река очень загрязнена и все её обитатели в опасности и просят помощи. Воспитатель: - Ребята, ну, что поможем речным обитателям? Для этого нам надо попасть в подводное царство. Как вы думаете, на чём мы туда попадём? Какие приспособления нам могут в этом помочь? Ответы детей (акваланг, водолазный костюм, маска, подводная лодка, батискаф). В: - На чём вы хотите опуститься на дно нашей реки? (предложения детей) В:- Какими качествами должен обладать человек отправляясь в такое опасное путешествие? (ответы детей) В: - Ну, тогда в путь! Приготовились к погружению (дети садятся на ковёр и закрывают глаза) В: - Заводим моторы! 3, 2, 1…пуск. Погружаемся. В: - Вот и мы с вами на дне реки. В иллюминаторе мы можем разглядеть всех обитателей реки. Посмотрите, как много разных рыб живёт в нашей реке. Давайте их назовём! Только помните, что на нашей подводной лодке правила: «Отвечает на вопрос тот, кого спрашивают. Если знаешь ответ, подними руку». – Назови самую хищную рыбу нашего края. (щука) - Чем питаются рыбы? (червями, насекомыми, водорослями, мелкой рыбёшкой) - Как называют детёнышей рыб? (мальки) - Из чего они выводятся? (из икринок) - Чем покрыта кожа рыбы? (чешуёй) - Все ли рыбы покрыты чешуёй? (сом, налим без чешуи) - Как называются рыбы у которых нет чешуи? (бесчешуйчатые) - А почему рыбы не тонут? (ответы детей) - Что-то не верится. Давайте проверим! (дети подходят к столу, где воспитатель показывает им опыт с помощью воздушного шарика) - Ну, что, плывём дальше. Посмотрите, какие красивые водоросли повсюду. (воспитатель обращает внимание детей на водоросли сделанные из бумаги и развешенные по всему периметру группы). – В водорослях спрятаны слова. И все эти слова похожи на слово «рыба».Давайте попробуем угадать какие это слова! (воспитатель проводит игру «Подскажи словечко») ПЛАВНИКИ У НАС РОСЛИ БЫ МЫ БЫ ПЛАВАЛИ КАК (РЫБЫ) Я Б ХВОСТОМ МАХАЛА ГИБКИМ И РЕЗВИЛАСЬ, СЛОВНО ….(РЫБКА) ВОТ С КРЮЧКА СРЫВАЕТ КРОШКИ ОЧЕНЬ МЕЛКАЯ (РЫБЁШКА) ВЫПЛЫВАЕТ КОРМ ИЩА ПРЕБОЛЬШАЯ…. (РЫБИЩА) РЫБА НЕ КЛЮЁТ НИКАК ВИДНО, Я, ПЛОХОЙ (РЫБАК) - Молодцы, ребята. Давайте вспомним слова, которые прятались в водорослях! (дети повторяют слова) - Посмотрите, кто- то ещё спрятался в водорослях (воспитатель приглашает детей подойти к магнитной доске, рядом с которой лежат составные части рыбки на магнитах, проводит игру «Чей, чья, чьё?»
- Это чья голова? (это рыбья голова) - Это чьё туловище? (это рыбье туловище) - Это чьи плавники? (это рыбьи плавники) - Это чей хвост? (это рыбий хвост) - Молодцы, ребята! Посмотрите, какая красивая рыбка у нас получилась! - Мы с вами заигрались и забыли о том, зачем мы с вами здесь оказались. Посмотрите вокруг, все ли здесь предметы нужные дл обитателей реки (по группе разбросаны пустые бутылки, пакеты, бумага) - Как вы думаете, хорошо ли живётся речным обитателям среди такого мусора? Что нужно сделать, чтобы река стала чистой? (ответы детей)(Дети собирают мусор в пакет для мусора) - Посмотрите, какая стала чистая и светлая без мусора вода. Теперь нашим речным обитателям ничего не угрожает. Что же нам делать с мусором, который мы собрали? Может быть выбросим снова в реку? (ответы детей) - Правильно ребята, мы этот мусор выбросим в положенное для этого место. Мы выполнили просьбу речных жителей, помогли им отчистить речку от мусора, теперь нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места, будем всплывать. (во время перехода детей на ковёр они находят на полу бутылку с запиской внутри) - Что же это такое? Давайте посмотрим, что внутри. (дети вместе с воспитателем достают из бутылки записку и читают.) - «Я речной владыка. Кто попадает в моё подводное царство, не сможет вернуться назад, не выполнив моего задания. А задание моё такое: нужно разобрать всех рыбок и поместить их туда, где они обитают. Выполните задание без ошибок - вернётесь домой.» (Воспитатель приглашает детей к столам, на которых лежат плоскостные изображения речных и аквариумных рыб, кисточки, клей, клеёнки, салфетки. Дети выполняют задание, отбирают аквариумных рыб и приклеивают их на изображение аквариума, речных рыб приклеивают на изображение реки. После выполнения работы дети с воспитателем находят сходства и различия между речными и аквариумными рыбками.) - Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь можно спокойно возвращаться домой. Занимайте свои места, всплываем. (дети садятся на ковёр и закрывают глаза, воспитатель ведёт счёт 3, 2, 1…. ПУСК! - Ну, вот мы и дома. Вам понравились наши приключения? Что вам больше всего понравилось? Что вам особенно запомнилось? Чем мы с вами занимались на дне нашей реки? Что вы нового узнали? Хотите ли вы ещё отправиться в путешествие? И пр.
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Речные обитатели»
Эльвира Фаизова
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Речные обитатели»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе
Тема «Речные обитатели"
Фаизова Эльвира Шарифулловна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад № 266 компенсирующего вида
Город Уфа Республики Башкортостан
Цели: Продолжать знакомить детей с родным городом и природой родного края: рекой Уфа и речными обитателями (рыбы, раки, речные ракушки, лягушки). Развивать умение на основе обобщенного представления о речных обитателяхпередавать в поделке их образы, используя нетрадиционные приемы рисования. Формировать основы экологической культуры поведения в природе. Развивать чуткость к восприятию красоты обитателей подводного мира и родного края. Воспитывать аккуратность в рисовании по гипсу, умение работать в коллективе.
Оборудование. Макет речного дна, загрязненного бытовым мусором, акварельные краски, кисти, материалы для нетрадиционных приемов рисования (ватные палочки, поролон, гипсовые фигурки рыб и речных обитателей.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
2. Сюрпризный момент. Обсуждение проблемной ситуации.
Раздается стук в дверь. Почтальон вручает воспитателю телеграмму.
Воспитатель: - Ребята, вам интересно узнать, что в телеграмме? Давайте прочитаем.
В ближайшей речке случилась беда-
Стала грязной речная вода!
Скорее нам помогите:
Мусор с берега и воды уберите!
Речные жители.
- Ребята! Вы готовы помочь речным жителям? Только здесь не сказано, как называется река. Ведь в нашем городе протекают несколько рек. Давайте попробуем разобраться.
- Как называется город, в котором мы живем? (Город Уфа).
- Какие реки протекают в нашем городе? (р. Дема, р. Агидель, р. Уфа)
- А какая из рек ближе всего к нам? Да, это Уфа. Река называется так же как наш город. А в народе ее ласково называют Уфимка. Итак, нам надо отправиться к Уфимке.
- Как мы можем добраться до реки? (Дети предлагают различные способы путешествия).
- Действительно, ребята, вы предложили интересные способы передвижения. Но речным жителям требуется срочная помощь, поэтому сегодня давайте отправимся к реке на автобусе.
В пути воспитатель задает вопросы:
- Почему вода в реке становится грязной? (В реки попадает мусор.)
- Как мусор попадает в реку? (Люди бросают мусор, заводы и фабрики сбрасывают грязную воду).
- Почему грязная вода опасна для рыб и животных, которые живут в ней? (В грязной воде обитатели воды плохо себя чувствуют, начинают болеть и даже гибнут).
- Как люди должны вести себя, чтобы не разрушить жизнь речных обитателей, чтобы вода оставалась чистой? (Нельзя бросать мусор в воду и на берег, мусор надо собирать в пакет и выбрасывать в мусорный контейнер в городе, не сливать грязную воду).
- Вот уже слышен шум воды (звучит шум воды). Мы подъезжаем к реке.
3. Физкультминутка «На дне».
Улитки ползут, Ходьба полуприсядом, сложив руки за спиной.
Свои домики везут
Рогами шевелят, «Рожки» из пальчиков,наклоны головы вправо-
На рыбок глядят. влево.
Рыбки плывут, Гребковые движения руками.
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот, Повороты туловища влево-вправо и наоборот
А потом наоборот.
- Друзья, мы выйдем на берег и осмотрим его (Воспитатель с детьми подходят к макету реки).
- Ребята, что вы здесь видите? (Вода очень грязная, много мусора вокруг, речных животных и рыб нет.)
- Как мы можем помочь? (Дети собирают с речного дна и берега «мусор»).
- Река стала чистой, а где же ее обитатели?
- Кто живет в реке? Давайте назовем речных рыб.
- А кто еще обитает в воде и рядом с водой? (Улитки, лягушки, раки, речные моллюски.)
4. Раскрашивание гипсовых фигурок.
- Давайте все вместе поможем появиться новым речным жителям! Вы можете их раскрасить необычно, ярко. Перед вами на столах лежит все для осуществления вашего желания. Подберите для себя все материалы для рисования, чтобы оживить речную фигуру. Приступайте к работе.
В ходе рисования воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
- Ребята, размещайте своих обитателей на речном дне. (Дети раскладывают раскрашенные фигурки на макете.)
- Назовите свои фигурки. Как себя чувствуют новые речные жители: рыбки, ракушки, раки? (Воспитатель предлагает детям высказаться от имени своих фигурок о своем самочувствии).
- Да, теперь я вижу, что все речные жители очень довольны вашей работой и благодарны вам. Вы очистили реку, поселили в нем рыб и животных. Река стала красивой. Вы – дружная команда. Молодцы! Я надеюсь, что вы будете беречь воду, сохранять ее чистой не только в реке, но и в море, ручейке и даже дома в кране. А теперь нам пора отправляться в обратный путь. Обратно мы пойдем пешком, потому что это полезно для здоровья и безопасно для природы!
Конспект НОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Рыбы»
Ирина Марьенкова
Конспект НОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Рыбы»
Задачи:
• Развивать связную речь детей, побуждать к речевой фантазии
• Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о рыбах.
• Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, пополнять словарь детей прилагательными.
• Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работу над дикцией.
Предварительная работа.
Знакомство с моделями, беседы по мнемотаблице «Рыбы», рассматривание красочных иллюстраций водного мира, загадывание загадок о подводных обитателях, чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки и др., рисование «Рыбное царство».
Оборудование.
Мнемотаблицы «Рыбы», цветные иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей около себя и говорит: «Везёт цапля щучку в чешуйках».
- Давайте сначала скажем скороговорку медленно, чётко проговаривая каждое слово, затем быстрее, а потом совсем быстро. Ничего не получилось? Давайте попробуем ещё раз.
- Цапля – кто это? (Большая белая птица, питается лягушками и рыбой)
- Щучка – кто это? (Это маленькая щука – хищная рыба)
- Что такое чешуйки? (Это маленькие переливающиеся пластинки – кружочки, чешуя предохраняет кожу рыб)
- Ребята послушайте стихотворение и помогайте мне заканчивать фразы.
По воде идут круги -
Ищет щука … (сапоги!
Обыскала все базары,
Осмотрела все … (товары,
Примерять взяла сапог.
Спохватилась: Нету … (ног!
Огорчилась: - Вот так штука!
Не учла. Вздохнула …. (щука)
И махнула плавником:
- Буду плавать … (босиком!
Е. Липатова
- О ком говорится в стихотворении?
- Что искала щука?
- Где она искала сапоги?
- Что случилось когда примерить хотела сапог?
- Расстроилась щука или нет?
- Щука живёт в реке, значит она какая рыба? (речная)
- Если рыба живёт в море? (морская)
- В нашей группе есть рыбки? Дети подходят вместе с воспитателем к аквариуму, воспитатель загадывает загадку:
Стоит на комоде стеклянный сосуд,
Улитки и рыбки в сосуде живут,
Но только оттуда ты рыб не лови,
На рыбок красивых ты просто смотри.
Е. Липатова
- Что это? (аквариум). Что такое аквариум? Кто живёт в аквариуме? Как называются рыбки которые живут в аквариуме? (аквариумные, декоративные).
Физминутка «Аквариумные рыбки».
- Покажите как плавают рыбки.
Аквариум, аквариум,
Кусочек дна морского,
Аквариум, аквариум,
Я не видал такого,
Здесь рыбки золотые,
Резвятся в глубине
Желания простые
Рождаются во мне,
Хотел бы я как рыбки
И плавать и нырять
И быть таким же гибким
И хвостиком вилять!
Под любое музыкальное сопровождение рыбки – дети «плавают».
- Присаживайтесь ребята, посмотрите, я вам приготовила мнемотаблицу «Рыбы», по которой мы с вами составим точный рассказ об обитателях рек и озёр.
- Скажите каких речных рыб вы знаете? Ответы детей.
- Молодцы, много рыб вы знаете. Послушайте я вам по таблице расскажу. В реке есть рыба карп. Тело у карпа овальной формы, покрыто крупной чешуёй, есть плавники. Плавник на спине называется спинной, на брюшке 2 плавника – брюшные. Все рыбы живут в воде. Размножаются икринками.
- Ребята, скажите, а рыбы дышат?
- Да правильно, у всех рыб есть жабры, через них проходит вода, насыщенная кислородом.
- А какие же рыбы, кроме карпа, живут по соседству в реках и озёрах? Расскажите о рыбах, опираясь на модели. Рассказы детей.
Дидактическая игра «Вопрос - ответ».
Хвост у рыбы чей? (Рыбий)
Плавники чьи? (Рыбьи)
Чешуя чья? (Рыбья)
Глаза чьи? (Рыбьи)
Суп из рыбы как называется (Рыбный, уха)
Человек который ловит рыбу, как называется? (Рыбак).
- Молодцы, прекрасно справились с заданием, послушайте шуточное стихотворение, и может быть мне кто – нибудь нарисует этот стих.
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй! Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю – чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушёл, хитрец, сорвался!
Конспект занятия «Обитатели воды – рыбы»
Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».
Задачи:
Образовательная:
1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.
3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
Развивающая:
1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.
2. Развивать эмоциональную сферу детей
Воспитательная:
Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).
Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.
Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:
Жива в воде она,
Поймаешь, вытащишь ее –
Умрет она тогда.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком эти загадки? (о рыбах).
Характеристика рыб (по тексту загадок)
Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...
Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.
Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите – отгадки.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Колюч, да не еж
Кто это? (ерш)
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка... (золотая)
Ярко – красный или черный,
Очень резвый и проворный,
Длинный острый хвостик носит
И зовется ... (меченосец)
На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).
Работа с карточками.
Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.
Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?
Рассказ – сравнение.
Чем они отличаются и чем похожи?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».
Физкультминутка
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
Дети изображают резвящихся рыбок.
Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.
В гости приходит Незнайка.
Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)
Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?
А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...
Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.
Как вы догадались, где какая рыба?
О ком мы сегодня говорили?
Что нового мы узнали о рыбах?
Занятие окончено.
Литература
1. Интернет – ресурсы
2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика – синтез» 2011г
3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г
Экологическое занятия для старших дошкольников
Тема: «Рыбье царство в реке Усманке».
Цель: дать понятие, что в водоеме, также как на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, раков, насекомых, растений; пополнять словарь новыми словами: рогоз, стрелолист, кубышка, клоп-водомерка, жук-плавунец и т. д.; воспитывать бережное отношение к водным обитателям.
Ход занятия
- Ребята, кто из вас летом купался в реке? А какие реки вы знаете в нашем воронежском крае? (Ответы детей).
- А хотите, мы с вами отправимся в путешествие по замечательной реке Усманке? (Дети соглашаются.)
Воспитатель предлагает детям посмотреть карту Воронежской области, и вместе они находят на ней реку Усманку.
- Как можно добраться до реки? (На машине, на автобусе, на электричке.)
- Поедем все вместе на электричке. Электричка быстро доставит нас на место.
(Обыгрывают электричку, отправляются в музыкальный зал, оформленный в соответствии с тематикой: пол накрыт желтой скатертью - песок, нарисованы водоросли, рыбы, сверху все накрыто голубой марлей - водой.)
- Ребята, мы попали в речное царство. Посмотрите, как здесь красиво! Какой чистый желтый песок на дне Усманки! Интересно познакомиться со всеми жителями этого таинственного царства.
- Кто знает, как называется это растение? По берегам Усманки часто встречается этот житель. (Это камыш.) В народе его просто называют камыш, а научное его название - рогоз. У него длинные узкие листья, а вверху коричневый, будто бархатный, початок. А рядом с рогозом другое растение - стрелолист. Как вы думаете, почему его так назвали? (Ответы детей).
- Правильно, у него листья крупные, похожие на треугольные стрелы. В листьях стрелолиста много крахмала и, если их высушить и растолочь, то можно испечь вкусные лепешки.
- Посмотрите на это красивое растение, вы его наверняка знаете. Как оно называется?
- Это кувшинка и лилия. Листья кувшинки и лилии лежат сверху воды. Посмотрите, а это их корни, они крепко держатся за илистое дно.
- Как вы думаете, на что похожи листья кувшинок? (Плавающий островок, блюдо, аэродром для стрекоз.)
- Посмотрите, кто это бегает по воде? (Жучки.)
- Это клоп-водомерка. Как вы думаете, почему его так назвали? (Меряет шагами воду.)
- По воде он бегает очень быстро и не тонет, так как он очень маленький и легкий. Его ножки смазаны жиром и широко раздвинуты, он как будто скользит на лыжах по воде.
- А это жук-плавунец. По названию можно догадаться, что он - хороший пловец. Этот жук - хищник. Сам маленький, а питается головастиками и рыбешками.
- Ребята, а хотите поиграть? Вы будете рыбками и головастиками, а Артем будет жук-плавунец. (Подвижная игра.)
- Ребята, а кто из вас знает, кто такие головастики? (Ответы детей).
- Правильно, это маленькие дети лягушки. Мама-лягушка откладывает икру, из каждой икринки вылупляется головастик. Головастики совсем не похожи на свою маму. Посмотрите чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
- Постепенно у головастиков отпадает хвост, вырастают лапки, и он становится лягушонком.
Кухни из МДФ недорого на заказ! tesoromebel.rutesoromebel.ruЗакажите сейчас кухню из МДФ и получите подарок! Изготовим за 7 дней!Скрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контента
|
Лягушки приносят большую пользу в природе: поедают комаров, очищают воду, являются кормом речных птиц, а еще лягушки украшают реку своим пением - кваканьем.
- Давайте попробуем спеть песню, как лягушки. (Дети квакают на разные голоса и прыгают по-лягушачьи.)
- Ребята, посмотрите, кто это ползет к своей норке? (Это рак.)
Дети рассматривают рака, описывают его внешний вид.
- Своими клешнями рак защищается и ловит добычу, а усами ищет себе дорогу. Пятиться назад ему помогает хвост. Раки живут только в чистой воде. Если люди будут беречь водоемы от загрязнений, в них будут обитать раки.
- А вот и рыбье царство - гордость реки, пища для животных и людей. Чтобы было в реке много рыбы, надо реку охранять.
- Посмотрите, какие красивые рыбы водятся в нашей реке Усманке. Кто знает этих рыб, как они называются? (Ответы детей).
- Что помогает рыбам плавать в воде? (Тело, хвост, плавники и т. д.)
Дети рассматривают рыб, отмечают характерные особенности, рассказывают из личного опыта, где они встречали таких рыб, и т.д.
- Ребята, а это что за страшная рыба притаилась в зарослях? (Щука.)
- Щука - опасный хищник, об этом можно догадаться по ее острым зубам.
Игра «Караси и щука».
- В реке Усманке много разных рыб. Давайте перечислим еще раз, кто живет в рыбьем царстве (сом, щука, угорь, карась, лещ, плотва, окунь, сазан и т.д.)
- А теперь послушайте сказку про Сазанчика.
Воспитатель читает стихотворение.
Сказка про Сазанчика
Жил Сазанчик в приветливой речке;
Прогуляться любил недалечко:
В камышовую рощу мохнатую,
На речную полянку покатую,
Где трава, и тростник, и песок,
И весла голубого кусок.
Стало скучно Сазанчику в речке,
Неуютно в уютном местечке.
Он подумал: «Что же мне ждать?
В глупой речке зачем пропадать?»
А навстречу ему Окунек:
«Эх, Сазанчик, тебе невдомек:
Рыбам жить можно только в реке,
Пропадешь от реки вдалеке!»
Но Сазанчик махнул плавником
И не стал говорить с Окуньком.
Вот и берег - большая страна
Над спокойной водою видна.
И Сазанчик глядит, не дыша:
До чего же земля хороша!
И Сазанчик подпрыгнул разок
И упал на горячий песок.
Эх, Сазанчик, попал он в беду –
Даже думать забыл про еду!
Стал Сазанчик метаться и биться,
Шепчет: «Надо назад воротиться!»
Еле-еле до речки добрался,
Сам не помнит, как жив он остался.
А в реке столько свежей воды!
А в реке столько вкусной еды!
Светит доброе солнце зеленое,
Не горячее, не раскаленное,
И трава золотая растет...
И счастливый Сазанчик плывет!
(И. Токмакова)
- О чем эта сказка? Что случилось с Сазанчиком? Почему Сазанчик чуть не погиб? Какой вывод для себя можно сделать, прослушав эту сказку? Почему нельзя забирать животных из тех мест, в которых они живут?
- Ребята, понравилось вам в рыбьем царстве?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить это рыбье царство в реке Усманке? (Не засорять реку, не бросать мусор, не мыть в реке машины, не срывать кувшинки, не ловить маленьких мальков и головастиков, не мучить лягушек, не пугать в камышах диких уток и гусей; если увидим живую рыбку на берегу, поможем ей добраться до воды в свой дом.)
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек - природе друг!
Детские загадки про рыб с ответами
Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут.
Заколдован, будто в сказке,
Старый, тихий ... (пруд).
Если пляшет поплавок,
Значит клюнул ... (окунек).
Вьются стайкой
Рыбки-сестрички.
Попробуй, поймай-ка
Резвую ... (плотвичку).
В зыбкой темной глубине
День-деньской лежит на дне.
На одном боку лежит
И добычу сторожит. (Камбала)
Словно зеркальце сверкает
Его чешуя,
А под ним блестит, играет
Светлая струя. (Зеркальный карп)
Она — гроза морей,
Прочь от нее скорей! (Акула)
По ее велению
Чудеса случаются,
По ее хотению
Желания сбываются. (Щука)
Из моря в ручеек
Путь труден и далек.
Рыба этот путь пройдет
И родной ручей найдет. (Лосось)
Он колючий, словно еж,
И зовем его мы ... (ерш).
Он веселый, молодой,
С золотою чешуей. (Карась)
Там, где много тины,
Прячутся ... (налимы).
Ход логоритмического занятия РЫБЫ
1. Оргмомент.
2. Знакомство с темой.
Прослушивание стихотворений о рыбах.
Где спит рыбка? (И. Токмакова)
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень. Только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Про сома. (Б. Заходер)
Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся –
Сам
С усами!
Трудно жить
Без папы и мамы!
Трудно
Маленьким сомам!
Но зато
Уж взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе
На дне —
Самостоятельный вполне!
3. Пение «Сом» Гавришева, Нищева (Логопедические распевки, с. 5).
4. «Отгадай загадки».
В воде живет –
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)
Крылья есть,
Да не летает,
Ног нет,
Да не догонишь. (Рыбка.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
6. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения (по выбору детей 4-5 упражнений).
- «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.
- «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.
- «Акула» — показать зубы, оскалиться.
- Испугаться при виде акулы.
- Обрадоваться золотой рыбке.
- Огорчиться уплывшей рыбке.
Дыхательное упражнение «Большой и маленький».
Исходное положение — стоя.
Взрослый: — В море водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»
7. Слушание произведения «Аквариум» К.Сен-Санса.
8. Подвижная игра «Аквариум» — координация речи и движения, развитие подражательности.
Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.)
Свои домики везут.
Рогами шевелят, (Останавливаются, делают «рожки» из пальцев, ритмично наклоняют голову вправо, влево.)
На рыбок глядят.
Рыбки плывут, (Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед – назад.)
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот.)
А теперь наоборот.
9. Танец-упражнение «Любитель-рыболов» (Т.И.Буренина «Музыкальная мозаика»).
10. Релаксация «Сон на берегу моря» (звучит спокойная музыка).
Дети ложатся на ковёр в удобных позах.
Педагог: — Всем вам снится один и тот же сон. Вы видите море с голубой прозрачной водой, через толщу которой можно разглядеть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, морских черепах, диковинных рыб. А вот в морской водице плывёт рыбок вереница чешуёй златой сверкая, кружится, играет стая. Тишина их манит вниз! Рыбка-рыбка, спать ложись!
11. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Почему исчезают животные"
ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир...
Театрализованное представление в средней группе «Почему рыбы живут в воде» по мотивам ненецкой сказки
Цель данного мероприятия: формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, национальной культуре...
Конспект занятия в подготовительной группе. Какие люди живут на земле?
Показать сходство и различие людей разных рас и национальностей; вызвать у детей уважение к людям разной расовой принадлежности, интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту различн...
Занятие для подготовительной группы "Почему меня дразнят - очкарик?"
Беседа с детьми. Как научить детей защищать себя от обидных дразнилок....
Конспект занятия в подготовительной группе «Какие народы живут в России»
сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, и культуре русского, чукотского, кавказского народов....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Какие народы живут в России».
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе«Какие народы живут в России»....