Конспект НОД "Этот загадочный космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект предназначен для закрепления пройденного материала с детьми старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_2.docx38.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Центр образования №12»

(МООД, Литейная, 34)

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по основам науки и естествознания

по теме: «Этот  загадочный  космос»  

Возрастная категория детей: старшая группа

Место проведения: групповая комната

Дата проведения: 14.04.2021г.

                                                                                                                 Воспитатель: Югова Алена Вячеславовна

г. Тула

2020-2021 уч.г.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие.

Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая деятельность.

Лексическая тема: Космос

Вид НОД: тематическая.

Тип НОД: итоговое.

Формы образовательной деятельности: фронтальная.

Цель:  расширение представлений детей о космосе.

Образовательные: Закреплять и систематизировать знания о космосе и планетах;  дать детям представление о том, что Земля – наш общий дом;  познакомить детей с особенностями планет Солнечной системы; пополнять и активизировать словарь детей (космос, планеты, Солнечная система, космонавт, космический корабль) , формировать навыки речевого общения.

Развивающие:  развивать умение наблюдать, делать выводы; развивать любознательность и познавательную активность; формировать умение детей ясно и последовательно излагать свои мысли, давать полные ответы на вопросы воспитателя;

Воспитательные:  воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства;  воспитывать инициативу и самостоятельность.

Планируемый результат: у детей сформированы элементарные представления о космосе и Солнечной системе.

Оборудование и материалы для педагога: интерактивная доска, компьютер.

Оборудование и материалы для детей: карточки со зрительной гимнастикой.

Предварительная работа: беседа на тему «Космос»; просмотр презентации «Полёт в космические дали»; рассматриванию иллюстраций, энциклопедий; рисование «Полёт на Луну»; чтение худ. литературы Я. К. Голованов «Дорога на космодром»; ситуативный разговор «Кого берут в космонавты?» «Что едят космонавты?

Технологическая карта НОД

Этап НОД

Структурные компоненты деятельности

Ход НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы и формы работы

Результат

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

- Ребята, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Звучит космическая музыка.

- Сейчас я вам кое-что расскажу. Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Дети стоят в кругу.

Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой.

Фронтальная форма работы.

Словесный метод.

Дети настроены на дальнейшую работу, заинтересованы темой.

3 мин.

2.

Мотивация , постановка и принятие детьми цели занятия

- Давайте мы с вами узнаем, какие же ответы нашли люди  о космосе. Присаживайтесь на стульчики.

- Какие вы знаете планеты?

- А что ещё есть в космосе?

Дети садятся на стульчики.

- Земля, Марс, Юпитер…

- Луна, звёзды, Солнце, кометы…

Словесный метод.

Дети вспоминают информацию о космосе

1 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки.  (Раскрыть пальчики)

На ватмане выставляется фото подснежников.

Дети, мы отправляемся дальше, на следующую полянку.

Давайте произнесём наши волшебные слова (Артикуляционная гимнастика повторяется

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

- А сейчас приготовьте свои ручки.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять -

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

Просмотр презентации.

Наша Земля — это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосомКосмос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды — огромные светящиеся огненные шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси. Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 7 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Все планеты Солнечной системы различаются по размеру, составу, температуре поверхности, удаленности от Солнца.

- Давайте  рассмотрим, что находится в космосе.

- Нептун - Это самая удаленная планета в нашей Солнечной системе. На поверхности Нептуна невозможно ходить, так как планета состоит из ядра, которое окружено оболочкой из жидких газов. Как вы думаете, можно ли жить на этой планете?

-Уран-седьмая по отдаленности от солнца планета. Уран – ледяной гигант среди планет. Как вы думаете, жить можно такой планете?

-Венера - вторая от Солнца планета. Ее поверхность недоступна оптическим наблюдениям с Земли, так как планета окутана облаками.

-Сатурн- шестая планета Солнечной системы. Сатурн обладает мощной системой колец, состоящих из частиц льда и пыли.

-Юпитер — планета-гигант, пятая по счету от Солнца и самая крупная в Солнечной системе. Ряд явлений на Юпитере — такие, как штормы,  молнии,  полярные сияния,  — намного мощнее, чем на нашей планете. А на Юпитере жить можно?

-Марс-Четвертая планета Солнечной системы. Многие называют её еще одной «мертвой» планетой или красной планетой.

-Меркурий - ближайшая к Солнцу планета. Она очень быстро перемещается. Из-за близкого расположения к Солнцу, температура планеты достигает 450 °C. Ho  тeплo здесь  не задерживается и ночью планета сильно остывает, там может быть даже - 600°C. А на Меркурии могут существовать живые организмы?

-Луна - о Луне немало написано и, пожалуй, ни одно другое небесное тело не может соперничать с Луной по числу превосходнейших фотопортретов, в том числе сделанных с близкого расстояния с борта автоматических космических станций. В какое время суток мы видим Луну?

-Солнце - Наше дневное светило, Солнце, могучий источник энергии. Ежесекундно с его поверхности излучается такое количество тепла, которого было бы вполне достаточно, чтобы растопить слой льда толщиной в тысячу километров, окружающий шар, равный по размерам Земле.

-Земля - не самая большая и не самая маленькая планета в Солнечной системе. Однако ее положение среди остальных планет уникально. Земля в среднем удалена от Солнца на 149,6 миллионов километров, и именно это расстояние обеспечивает на поверхности нашей планеты температуру, при которой может существовать жизнь. А почему ещё может существовать жизнь на Земле?

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

 А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

 А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

По одному загибают пальчики на обеих руках. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». Загибают пальчики обеих рук

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

- Нет, по этой планете невозможно ходить.

- Нет, там очень холодно

Нет, из-за природных явлений.

-Нет, там то жарко, то холодно.

- Ночью, иногда утром и вечером

- На Земле есть воздух, вода.

Словесный метод.

Игровой метод.

Наглядный метод. А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

Наглядный метод

Развитие мелкой моторики, речи

Получение новой информации о планетах и космосе.

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?  (Они занесены в Красную книгу)

8 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их.

За каждое слово дети кладут в копилку красивых слов фишки.

Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые. 

Народная примета гласит: «Первый цветок ломает ледок?». Как вы понимаете эту пословицу?

 (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!»

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Физкультминутка.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс.

Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост

И поднимется до звезд.

- Отдохнули, молодцы!

Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?»

- Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»                                        

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Гимнастика для глаз.

- Посмотрите на листочки, нужно глазками проследить от ракеты до планеты.

- Сейчас мы проверим, кто самый сообразительный и внимательный.

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.  

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,      

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом.

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Повороты в стороны)

 (Наклоны вперед)

(Приседают)

(Кружатся)

– (руки назад, в стороны)

(тянемся вверх)

Ответы детей: Космонавт  должен  быть смелым, сильным, храбрым, решительным,  умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Дети: Знать.                                

Дети: Труд.

Дети: Планеты.

Дети: Экипаж.

Дети: Полетим.

(Комета)

(Метеорит)

(Луна)

(Земля)

(Космос)

(Солнце)

(Луна)

(Звезды)

Словесный метод.

Наглядный метод.

Игровой метод.

Дети учатся согласовывать действия со словами.

Развитие речи, обогащение словаря.

Снятие напряжения с глаз.

Развивается смекалка, внимание, речь.

6 мин.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Чем мы сегодня занимались?

- Разговаривали о космосе, планетах, отгадывали загадки, играли

Словесный метод.

Происходит подведение итогов, дети повторяют , что узнали про космос.

1 мин.

7.

Рефлексия

- Ребята, вы сегодня отлично занимались! Мне очень понравилось наше занятие. Если вам оно тоже понравилось, то похлопайте в ладоши.

Дети хлопают в ладоши

Словесный и игровой методы.

2 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта "Загадочный космос" старшая группа

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет ...

Конспект занятия «Загадочный космос»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Загадочный космос» поможет расширить  представления детей о космосе...

Конспект занятия Загадочный космос в старшей группе

Ознакомление с окружающим миром на тему "Загадочный космос"....

Конспект НОД «Загадочный Космос» В старшей группе

Расширять и углублять представления детей о космосе....

Конспект "Этот загадочный космос"

Способствовать формированию у детей  знаний о космосе...