проект по патриотическому воспитанию детей средней группы «Оленеводство»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Нравственно - патриотическое образование и воспитание с юных лет – самый надежный путь для успешного и грамотного становления ребенка в социуме, большей привязанности к своим корням и родному краю, любви к стране, которая заключается в первую очередь, в любви и уважению к своей малой родине.В ходе игровой деятельности познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). Создать условия для развития познавательных способностей детей средней группы по формированию и ознакомлению знаний детей о жизни северного оленя в различных видах деятельности, способствуя приобщению дошкольников к духовной культуре народов Севера, их быту, культуре, традициям и основным видам деятельности – оленеводству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по патриотическому воспитанию детей средней группы «Оленеводство» | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт
социально–познавательного проекта по патриотическому воспитанию детей средней группы
«Оленеводство»
Автор: воспитатель
Продолжительность: Краткосрочный .
Тип проекта: социально-значимый, познавательно - развивающий
Участники проекта: Педагоги детского сада, родители (законные представители), дети средней группы.
Формы организации работы над проектом:
- Режимные моменты
- Совместная деятельность педагога с детьми
- Самостоятельная деятельность детей
- Совместная деятельность с семьёй
Актуальность темы проекта:
«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»
Мы живём на огромной земле, среди великого разнообразия по - своему уникальных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о зле и добре, красоте, отваге и мудрости. Любая страна, город или крошечная деревня уникальны и неповторимы. В каждом месте царит своя особая атмосфера, окружает особая природа, соблюдаются уникальные традиции и обычаи.
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда крепким фундаментом на всю жизнь закладываются основы моральных и социальных качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Восприятие Родины у детей очень крепко связано с их личными представлениями об окружающих близких им вещах. Семейный быт и жизненный образ, взаимодействие с ровесниками закрепляет в душе ребенка чувство любви и привязанности к месту его жизни. Любовь к близким людям, родному краю – важные качества каждого, даже юного человека. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле.
Нравственно - патриотическое образование и воспитание с юных лет – самый надежный путь для успешного и грамотного становления ребенка в социуме, большей привязанности к своим корням и родному краю, любви к стране, которая заключается в первую очередь, в любви и уважению к своей малой родине. В юном возрасте, когда сознание детей еще достаточно гибкое, очень важно привить им любовь и бережное отношение к природным и культурным ценностям своей Родины, формировать с детских лет знания и уважение к уникальным особенностям своего региона. Показать детям воочию красоту и совершенство родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, научить чувствовать ее и воспитать любовь к родным местам, ко всему, что знакомо с самого рождения - одна из важнейших и актуальнейших задач воспитания. Любовь и уважение к родному краю не возникает из ниоткуда. Без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. С дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребёнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в душах детей истинного патриотизма, понимания себя как гражданина великой страны. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом, этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста.
Новизна
Новизна деятельности состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов северного края посредствам проектно-исследовательской деятельности на основе тесного сотрудничества детского сада, родителей и воспитанников ДОУ.
Ребенок дошкольного возраста живёт - играя, поскольку, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Поэтому, при изучении тематики патриотического воспитания необходимо разбудить в ребёнке интерес к познанию духовной культуры, традиций и быта своего народа, представив все играх, рассказах, занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях. Ведь для того, чтобы привить детям любовь к Родине нужно еѐ любить самому. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
Основной задача педагогов МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» города Надым» воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь этнокультурного и нравственно-патриотического воспитания.
Проблема: дефицит знаний детей дошкольного возраста о малой Родине, ее особенностях, традициях и основном виде деятельности – оленеводстве.
Гипотеза: через формирование у детей дошкольного возраста знаний о жизни народов Севера и основном виде деятельности – оленеводстве, систематизировать знания детей о социально-культурных условиях жизни, обычаях, традициях, людей их малой Родины.
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей средней группы по формированию и ознакомлению знаний детей о жизни северного оленя в различных видах деятельности, способствуя приобщению дошкольников к духовной культуре народов Севера, их быту, культуре, традициям и основным видам деятельности – оленеводству.
Задачи:
1. Посредствам образовательной деятельности способствовать развитию у детей дошкольного возраста положительного эмоционально – ценностного отношения к малой Родине, к месту, где они живут.
2. В ходе игровой деятельности познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Способствовать формированию познавательного интереса к культурному наследию народов Севера через просмотр обучающих презентаций по теме проекта.
4. Способствовать развитию чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми) посредствам комплекса тематических бесед.
5. Посредствам дидактических игр продолжать воспитывать у детей дошкольного возраста уважение и гордость за северный край.
В основу проекта легли следующие принципы:
- Принцип историзма – основной целью данного принципа является сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации – основан на ориентацию образовательного процесса, направленного на воспитание любови к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – направлен на оптимизацию условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения темы проекта с учетом возрастных, физических и психологических особенностей дошкольника.
- Принцип интегративности – основным витком данного принципа является тесная взаимосвязь воспитателя и родителей в ходе работы над проектом.
- Принцип наглядности - использование наглядно – демонстрационного материала (игрушек, пособий, картинок, технических средств), создающих развернутую картину действий и результатов.
При непосредственном планировании и дальнейшей реализации проекта принципы побобраны с учетом возрастных особенностей индивидуально-личностного развития детей и интеграции всех образовательных областей.
Обогащение словаря: поголовье, выпас, хорей, малица, кисы, хор – самец, важенка – самка, яловая важенка, ездовой бык, теленок.)
Ожидаемый результат:
Использование различных форм и методов работы в сфере нравственно- патриотического воспитания дошкольников в процессе детей с краем, где живет ребенок, с бытом, культурой и традициями народов Севера у детей формируются и укрепляются такие нравственные и социальные качества, как: любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по формированию в душе юных граждан патриотизма так же содействует пополнению знаний детей. Ребята открывают много нового о северном крае, о его особенностях и уникальности, об обычаях и устоях северных народов. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В коллективной игровой и трудовой деятельности между детьми укрепились товарищеские отношения, усовершенствовалась система взаимодействия детей и родителей.
Ознакомление с жизнью народов Севера, их устоями и традициями, культурой, народными промыслами и праздниками, а так же образом жизни и бытом.
Формирование у детей новых и утверждения уже приобретенных знаний в области культурных особенностей северных народов.
Раскрытие и реализация творческих способностей у детей и родителей, создание комфортной среды для реализации.
Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.
Расширение понятия о здоровом образе жизни.
Этапы проекта
№ | Этапы проекта | Мероприятия | Участники | Сроки |
1 | Подготовительный | На первом этапе был подготовлен паспорт проекта, сформулированы его цель и основные задачи. Определены участники проекта. Расписано содержание проекта, разработано краткосрочное планирование работы с детьми, продуман план взаимодействия воспитателя с родителями. Сделана подборка методической литературы и иллюстрированных материалов по теме. Подборка материалов, игрушек и атрибутов для игровых занятий, музыкальные композиции по тематике проекта, визуальный материал создается с использованием ИКТ - технологий. Сбор информаций о жизни коренных народов севера. Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. | Дети Родители педагоги | с 1.03.21 по 09. 03. 2021 |
2 | Организационный | Это непосредственно реализация самого проекта, в котором работа велась по трем направлениям: работа воспитателей с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. Этническая принадлежность оказывает огромное влияние на способность ребенка к позитивному взаимодействию и социализации. | Воспитатели Дети Муз.руководитель. | 09.03.2021- 15.03.2021 |
3 | Итоговый. Заключительный | На последнем этапе проекта выявлены приобретенные у детей знания, оформлены результаты проекта. Проведено заключительное мероприятие. Спортивное развлечение: «Праздник оленевода». Презентация проекта на педагогическом совете | Воспитатели | 16.03.2021 |
Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников
Календарно – тематический план проекта
Период | ООД | Работа с родителями | Рассматривание | ЧХЛ | Игровая деятельность |
09.03. 21 | ООД. Составление описательного рассказа «Знакомство с жизнью оленевода». Тематическая беседа: «Природа и жизнь людей Севера». | Привлечь родителей к изготовлению макета «День оленевода». Создание патриотического альбома: «Животные северного края». Консультации для родителей на темы: «Как приобщить ребёнка к родной культуре». | Рассматривание иллюстрации «Северный олень». | Народная Мансийская сказка «Гордый олень». «Заучивание стихотворения Ю. Шесталова «Северное сияние». | Д/И «Узнай, чей след», С/и: «Скажи по-другому». П/и «Ловля оленей», «Важенка и олененок», «Пастух и олени», «С/р игра: « Айога», |
10 | ООД. Обрывная аппликация «Северный олень». Тематическая беседа: Беседа «Из чего шьют ханты одежду?» «Кто такие оленеводы?» | Домашнее задание: просмотр с детьми документальных видеоматериалов о животных Севера. Создание патриотического альбома: « Северные просторы». | Рассмотрение демонстрационного материала из серии «Дикие животные | «Сказки народов Севера». Прослушивание музыкального отрывка «Звуки окружающего мира», муз. Т. Э. Тютюнниковой. | П/и «Олени и пастух», «Ловкий оленевод», «Полярная сова и евражки». С/и «Угадай по описанию». Конструирование: «Построй стойбище». С/р ира:«Кукушка», |
11 | ООД. «Оленеводство – основной промысел народов Ханты и Манси». Тематическая беседа: «Кто такие оленеводы?» | Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе по теме проекта. Создание патриотического альбома: «История и традиция праздника «День Оленевода»». | Рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных Севера на тему «Песец и Северный олень - коренные жители тундры». | Народная Немецкая сказка «Два оленя». Прослушивание музыкального фрагмента из м/ф «Снежная королева, муз. А. Минкова. | Д/И «Составь картинку». Словесная игра: «Отгадай загадку», «Объясни пословицу». |
12 | ООД: «Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Севера». Тематическая беседа «Из чего оленевод мастерит свое жилище»? | Создание патриотического альбома: «Национальная одежда жителей севера». Консультации для родителей на темы: «О любви к родному краю», | . | Разучивание песни «Олененок». Чтение сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце». | Д/И«Выложи хантыйский узор». Музыкально - интеллектуальная игра «Оленевод – профессия героическая». |
15 | Тематическая беседа: «Северный олень». Спортивное развлечение: «Праздник оленевода». | Создание патриотического альбома: « Красная книга нашего округа»; «Моя малая Родина».
| Чтение загадок о животных Севера | С/р игра: «День оленевода» Д/и: «У кого кто?». Интеллектуально-познавательная игра «Оленевод – профессия героическая» | |
16 | ООД: Рисование в технике пластилинография «Северный олень» | Создание патриотического альбома: «Северный олень. Интересные факты». | Прослушивание музыкального фрагмента «Пурга». Чтение юкагирской сказки «Кто Оленя научил быстро бегать» | Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру». |
Практическая значимость проекта:
Данный проект разработан с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возрасьта, следовательно может использоваться в воспитателями при планировании образовательной деятельности в дошкольных учреждениях.
Результат деятельности педагогов:
• Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с укладом жизни людей, проживающих на территории округа, в частности – оленеводов.
• Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений о культуре, быте и уникальных особенностях традиционного жилища оленеводов во все виды детской деятельности.
Заключение:
Подводя итог проделанной работы по теме проекта можно утверждать, что данная тема была и будет актуальной, поскольку для жителей Севера и Сибири оленеводство является основным источником жизни, а разработанный и реализованный проект в рамках ДОУ максимально близко движется по пути к расширению мировоззрения детей дошкольного возраста о родном крае. Важным является обогащение и систематизация представления детей о быте коренных северных народов, их традициях и обычаях, мудрости и умения жить в гармонии с окружающей природой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Акимов Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М., 2007.
- Иванова А.И. Живая экология. М., 2006.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2003.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Я. Мир в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М., 2006.
- Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "КНИГА" для детей средней группы детского сада.
Педагогический групповой, информационно-познавательный , творческий проект...
Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.
. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...
Проект "Театрализованная деятельность детей средней группы."
Проет направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. На создание условий, чтобы ребёнок получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций....
Проект "Театрализованная деятельность детей средней группы."
Проет направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. На создание условий, чтобы ребёнок получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций....
проект "Одежда" для детей средней группы.
Проект "Одежда" для детей средней группы детского сада, педагогов и родителей....
Проект праздника для детей средней группы Тема «Здравствуй, лето»
Проект праздника для детей средней группыТема«Здравствуй, лето»...
Проект "Безопасность" для детей средней группы
Цель: систематизация знаний о правилах безопасного поведения на дорогах....