Конспект занятия "свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Коровина Светлана Владимировна

Данная методическая разработка поможет познакомить детей со свойствами воды,уточнить значение воды для всего живого  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_svva_vody.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  №115  компенсирующего  вида  Фрунзенского  района  Санкт-Петербурга.

«Свойства воды»

НОД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе

Конспект-пояснение к презентации

Используемые технологии:

                             - ИКТ

                              -Интерактивные

                             -Технологии исследовательской

                             деятельности

Воспитатель: Коровина С.В.

Санкт- Петербург

2021

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе

«Свойства воды»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.

Программные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  • Развивать наблюдательность, приёмы поисковой деятельности.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе наблюдений и опытов
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  • Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
  • Практический (опыты)
  • Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Материал и оборудование:

  • Запись: журчание ручейка;
  • Мультимедийная презентация,
  • картинки с изображением предметов, кому нужна вода;
  • стаканы с водой;
  •  разноцветные полоски бумаги,
  •  таз с водой,
  •  кубик, шарик,
  • лист белой бумаги,
  •  прозрачные ёмкости разной формы  и  чайные ложки по количеству детей,
  •  сахар, пакетики с чаем.

Ход занятия:

(Слайд1)

 Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются) (Слайд 2)

Капелька: Здравствуйте, ребята, я подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы будем говорить.

- Меня пьют, меня льют

  Всем нужна я. Кто я такая? (вода).

- Верно! Значит тема нашей беседы – вода.

(Звучит аудиозапись журчания ручейка) (Слайд 3)

Капелька: 

 Вы слыхали о воде?

 Говорят, она везде!

 В луже, в море, в океане

 И в водопроводном кране…

Воспитатель: Ребята, наша Капелька много видела, много интересного знает о воде и хочет поделиться своими знаниями с вами. Сегодня мы будем заниматься исследованием воды, делать открытия как настоящие ученые. А кто такие учёные и чем они занимаются? (ответы детей).

-Итак, представьте, что вы учёные.

     Все ученые проводят свои исследования и опыты в лаборатории. Капелька поможет нам там очутиться.

- Ты лети, лети, лети,

И меня с собой неси.

Раз, два, три,

Мы в лаборатории, внутри.

Ух ты! Вот мы и попали туда, где проводятся различные опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Попробуем узнать, какие же свойства есть у воды?

Для проведения опытов нам понадобятся стаканы с чистой водой, пакетики с чаем, сахар, цветные полоски бумаги, чайные ложки. Все это стоит у вас на столе.

Опыт № 1: Форма воды.

Воспитатель: Посмотрите на кубик и назовите его форму. (На глазах у детей поворачиваю кубик в разные стороны). Меняется ли форма кубика? Квадратная как была, так и осталась.

Посмотрите на шар. У него какая форма? (Круглая). (Прокатываю шарик по столу). Меняется ли при этом форма шара? Он стал каким–то другим? (Ответы детей).

На столе расставлены ёмкости разной формы. Давайте перельем воду из кувшина в эти ёмкости.

Что происходит с водой? (Ответы детей).

Вывод: Вода приняла форму того предмета, в который мы её перелили. У неё нет формы. (Слайд 4)

Опыт № 2: Определение прозрачности воды.

— Перед вами стакан с водой и чайная ложка. Давайте в стакан опустим чайную ложку.

Дети кладут в стакан чайные ложки  и видят их. Скажите, всем видно, что находится в стакане? Почему мы видим то, что кладем в стакан? (Ответы детей).

Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.

 (Слайд 5)

Опыт № 3: Цвет воды.

Как вы думаете, а какого цвета вода?(Ответы детей) Может быть, цвет воды похож на синий цвет? (дети берут полоску цветной бумаги и прикладывает к стакану с водой) Нет, цвет воды не синий!

- Посмотрите у меня в руках кусочки бумаги различного цвета, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Предлагаю вам сравнить цвет воды с цветами бумаги.

(Аналогично дети исследуют цвет воды, прикладывая зелёный, синий и белый кусочки цветной бумаги к стакану с водой. Т. о. дети выясняют, что вода не синяя, не зеленая и т. д.).

-Итак, можно ли сравнить цвет воды с одним из этих цветов? Правильно нельзя! У чистой воды нет цвета. Вода бесцветна.

- Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна. (Слайд 6)

Зрительная гимнастика: (дети выполняют движения глазами по ходу текста)

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Воспитатель: Капелька предлагает нам немного отдохнуть.

Физкультминутка

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить нельзя.

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)

Опыт № 4: Вкус воды.

Ребята, Капелька говорит, что вы еще не все узнали о свойствах воды и предлагает поиграть в игру. Я вам буду показывать предметы, а вы должны назвать, что это и его вкус. (Изображение лимона, конфета, лука, чеснока, и т. п., а потом стакан с водой).  (Слайд 7) (Слайд 8) (Слайд 9)                                                            - А вода? Ведь вы все пили воду. У неё есть вкус? Какая вода на вкус? (без вкуса). Кто не верит, что вода не имеет вкуса, подойдите и попробуйте.

 Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей).

Вывод: Вода безвкусная! (Слайд 10)

А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана (она сладкая). А теперь положите в другой стакан немного соли, размешайте и попробуйте воду из этого стакана. Какая она? Она соленая.

Вывод: вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили.

Опыт № 5:Чем пахнет вода?

Скажите, а чем пахнет вода? Давайте понюхаем! (Ответы детей). А теперь возьмите пакетики с ароматным чаем и опустите в стакан с водой.

Чем пахнет вода? (Ответы детей)

Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей). (Слайд 11)

Вывод: Вода не имеет запаха! Но пахнет теми веществами, которые в нее положили.

Молодцы! Вы замечательно справились со всеми заданиями, а теперь давайте поиграем!

Игра «Кому нужна вода» (Слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? Что это такое? (Ответы детей) Правильно, это глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земли, на которой изображена ее поверхность. 

Почему на глобусе различные цвета и что они обозначают?

Ответы детей: Голубой цвет – это вода, а коричневый – суша, земля.

Воспитатель: Чего больше у нас: воды или суши?

Дети дают различные ответы, но после обсуждения приходим к выводу, что воды на земле больше.

- А все ли воду можно пить? Нет, соленую воду в море пить нельзя, и, к сожалению, на Земле всего 1% питьевой воды и ее надо беречь.

- А как мы можем беречь воду?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)

(ответы детей: без цвета, без вкуса, прозрачная, без запаха, не имеет формы). 

Ребята, наша Капелька очень гордиться вами! Но ей пора собираться к себе домой. Она говорит вам спасибо и до свидания! (Слайд 13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...