Конспект занятия по экологии в старшей группе "Вот тaкие, удивительные муравьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кабанова Людмила Ивановна

Кто не знает силача?

Груз он носит не ворча.

Для него везде тропинка:

И дорожка, и былинка,

Может вниз незти и вверх,

Он работник лучше всех.

                                      (Муравей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ «ВОТ ТАКИЕ, УДИВИТЕЛЬНЫЕ МУРАВЬИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Вот такие, удивительные муравьи».

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задачи:

1. Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни.

2. Формировать представление о роли муравьев в жизни леса.

3. Развивать любознательность, внимание, мышление, память. 

4. Воспитывать гуманное отношение к муравьям.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на участке детского сада; загадывание загадок о муравьях; чтение художественной литературы; рассматривание картин, иллюстраций; беседа; рисование муравья (рассматривание особенностей внешнего вида насекомого); дидактические игры.

Методы и приемы: Загадки, показ картин, беседа, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, вопросы.

Оборудование: картины с изображением муравья, муравейника и внутреннее устройство муравейника.

Ход занятия.

Дети сидят на стульях полукругом, перед воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с животными (насекомым), а вот с каким, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Город, в котором жильцов миллион,

Город, в котором всего один дом.

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

Дети: (Муравьи).

Воспитатель: Правильно. О каком загадочном городе идёт речь?

Дети: (О муравейнике).

Воспитатель: Молодцы! Показать детям картину с изображением муравья и муравейника.

Воспитатель: Кто мне скажет, как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи?

Дети: (Из хвойных иголок, из кусочков коры деревьев, веточек, стебельков, листьев).

Воспитатель: Правильно. Муравьи строят свое жилище из всего, что смогут найти. Показать детям несколько картинок муравейника. Как вы думаете, а какой высоты бывают муравейники?

Дети: (Высота муравейника бывает большая).

Воспитатель: А точнее. Если измерить его сантиметровой лентой?

Дети: (Иногда более метра).

Воспитатель: Да, дети, муравейники бывают маленькие, а иногда и очень большие, которые достигают более одного метра в высоту. А вы знаете, как, устроен муравейник внутри?

Дети: (Внутри много проходов).

Воспитатель: Правильно. Я вам сейчас покажу картинки с внутренним строением муравейника, а вы внимательно рассмотрите их и послушайте меня. Показать картины с внутренним устройством муравейника. Дети видят множество входов и выходов, «комнат» и «коридоров».

Воспитатель: Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, с кладовками и складами, со спальнями, с детскими комнатами. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Чем занимаются муравьи? 

Дети: (Они строят, добывают пищу, растят малышей).

Воспитатель: Правильно. У каждого муравья есть свои обязанности, каждый имеет какую – либо профессию, есть строители – они строят муравейник, поддерживают в нём порядок. Охранники – защищают входы и выходы в муравейник от чужаков и охраняют Царицу; няньки – заботятся о потомстве и занимаются воспитанием; добытчики – добывают пищу; и даже есть пастухи или доильщики, потому, что у муравьев есть свои домашние животные – это тля. От нее они получают сладкую жидкость, которую очень любят. 

Воспитатель: Как вы думаете, почему муравьёв называют санитарами леса? 

Дети: (Они поедают мелких гусениц и насекомых, которые вредят здоровым растениям, а также растения, которые заражены гнилью и плесенью).

Воспитатель: Правильно. Кто мне может сказать, для чего муравьям нужны усики?

Дети: (Шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы).

Воспитатель: Правильно. У муравья плохое зрение, и по запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику. Почему муравья называют самым сильным животным?

Дети: (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

Воспитатель: Все верно.  Кто знает, как ведут себя муравьи зимой?

Дети: (Они впадают в спячку).

Воспитатель: Молодцы! Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры. Сбившись в большой ком, они там засыпают. Так они зимуют, а весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.

Проводится подвижная игра «Ручейки и озера».

Цель: развитие умения работать в команде.

Ход игры: Игроки стоят в колоннах с одинаковым количеством играющих – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут, держась друг за друга – паровозиком (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, чья команда быстрее построит круг. 

Прочитать детям рассказ Л.Толстого «О муравьях». Задать им вопросы.

- Что нового вы узнали о муравьях из рассказа?

- Как муравьи поняли, где стоит варенье?

- Что сделал муравей, чтобы рассказать другим, где находится варенье?

Итог занятия.

Дети, вам понравилось сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? О чем вы сможете рассказать мамам и папам дома?

  1. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Стрекоза и Муравей»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Стрекоза и Муравей»Цель. Закреплять знания о геометрических телах, фигурах, линиях, углах. Формировать умение соотносить геометрическое тело и геометри...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Знакомство детей со свойствами воздуха через опыты....

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отли...