Конспект НОД игра викторина "Знатоки природы" 23.04.2021г
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Мамонтенок»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
Экологическая викторина «Знатоки природы»
.
Воспитатель:
БабаеваС.А.
Цель: Углубление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе. Обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу.
Образовательные:
- формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде. Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы. Формировать устойчивый интерес к природе. Учить детей совместной командной деятельности: прислушиваться к мнению товарищей по команде, быть выдержанным, соблюдать правила игры, умение работать сообща.
- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.
- расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.
- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.
- узнавать и называть птиц, животных по их изображению.
Развивающие: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, развивать быстроту реакции,сообразительность, находчивость, речь детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе;развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, чувство товарищества, а также отстаивать своё мнение.
Словарная работа: викторина, ледоход, листопад, скворечник, названия животных, овощей, фруктов, перелетных и зимующих птиц.
Материалы: презентация на электронном носителе, магнитная доска с магнитами, эмблемы команд, жетоны, медальки «юный эколог», волчок, листы с заданием,рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки с вопросами для конкурса,
Предварительная работа:
Придумать название для команды и нарисовать эмблемы.
Знакомство с Красной книгой, чтение произведений о природе, рассматривание иллюстраций о природе.
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Методы и приёмы:
Словесные (художественное слово, вопросы к детям разного характера, игры и игровые упражнения, загадки, объяснение в сочетании с показом, повторение и уточнение, напоминание, поощрение от имени воспитателя, интонационная выразительность)
Наглядные (показ и рассматривание предметов и картинок, соответствующих тематике занятия, содержанию и гигиеническим требованиям);
Практические (самостоятельная умственная и практическая деятельность в играх и упражнениях с использованием дидактического материала, анализ выполненной работы);
Игровые (игровая мотивация, дидактические игры);
Методы контроля (анализ выполненных заданий жюри, самооценка детьми результатов деятельности, подведение итогов викторины жюри);
Ход викторины:
Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на минуту (психологический настрой).
Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы»
Ведущий:
Есть мир чудесный — он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.
Воспитатель: Дети, давайте совершим небольшое увлекательное путешествие в неизведанную страну,которая называется природой.
Чтобы подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвятим нашу игру.
В викторине у нас будут принимать участие две команды. Вначале мы считалкой выберем капитанов, а затем, при помощи нашей волшебной шкатулки, распределимся по командам. Капитаны, выбирайте, название для команды (на столе лежат эмблемы )
Команды готовы и мы отправляемся в удивительный мир природы.
Первая команда – «Умники», вторая команда – «Знатоки». Поприветствуем игроков.
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим, что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Давайте вспомним правила нашей игры:
Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет, какая команда должна будет отвечать первой.
Основная часть
Воспитатель: Вы веселые ребята, и не будете скучать.
На вопросы викторины будем с вами отвечать!
Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба владычицей побед.
И так начинаем!
Игра «Бывает — не бывает»
Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас пойти в лес
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. Здесь существуют свои правила поведения.
Конкурс «Правила поведения в лесу»
Игроки получают экологические знаки, которые обозначают правила поведения в лесу. Эти правила нужно объяснить, расшифровав знаки. (команды получают экологические знаки в виде рисунков).
«Подбери знак»
(Ведущий называет знак, а участники из всех знаков выбирают соответствующий знак и по очереди показывают).
- «Не разводить костёр»,
- «Не шуметь»,
- «Не ломать ветки»,
- «Не рвать растения»,
- «Не разорять птичьи гнёзда»,
- «Не трогать детёнышей животных».
«Блиц- опрос».
«Правила поведения в природе»
1.Бросать в лесу мусор можно или нельзя?
2.Вырубать деревья можно или нельзя?
3.Можно ломать ветки деревьев и кустарников или нет?
4.Хорошо или плохо разводить костёр в лесу?
5. Ловить диких животных и уносить их домой можно или нельзя?
6.Рвать и топтать полевые цветы, это хорошо или плохо?
7.Можно или нельзя ловить бабочек и других насекомых?
8.Заводы дымят, это хорошо или плохо?
9.Можно разрушать птичьи гнёзда или нет?
10. Громко слушать музыку в лесу, это хорошо или плохо?
«На лесной полянке».
Воспитатель: Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
Ответ: Правила сбора грибов.
- Не собирайте неизвестных, совершенно незнакомых и сомнительных грибов.
- Собирайте только те грибы, в безвредности которых вы совершенно уверены.
- Не покупайте грибы на рынках, не прошедшие предварительную ветеринарно-санитарную экспертизу.
- Не пробуйте на вкус сырые грибы.
- Не собирайте и не употребляйте в пищу старые и переросшие грибы.
- Все собранные или купленные грибы перебирайте для выбраковки сомнительных и подозрительных экземпляров.
- Если перебирая грибы, вы нашли ядовитые, выбросьте без сожаления и все остальные.
- Следуйте технологии приготовления блюд из грибов. Не забывайте, что грибы нужно дважды кипятить по 10 минут, меняя воду.
- Грибы запрещается включать в рацион питания пожилых людей, особенно больным заболевания ЖКТ, почек.
- Ни в коем случае не позволяйте собирать и употреблять грибы детям.
- При подозрении на отравление грибами немедленно обратитесь за медицинской помощью к специалисту. На сегодняшний день не существует надежных способов определения истинных грибов. Утверждение о том, что в отваре грибов, где есть ядовитые, чернеют изделия из серебра, приобретают бурый цвет луковица или зубок чеснока, что ядовитые грибы не едят насекомые и слизни, что все грибы в молодом возрасте можно употреблять без предостережения и т.п. ошибочны.
«Разрезные картинки»
Командам предлагается как можно быстрее собрать пейзаж и назвать время года, которое изображено на картинке.
«Угадай животное» Под музыку дети одной команды изображают движения какого-либо животного (медведь, заяц, змея), а другая команда отгадывает. Затем команды меняются.
«С какого дерева лист?»
«Что художник нарисовал неправильно?»
Воспитатель: Рассмотрите то, что нарисовал художник и найдите ошибки в его рисунке. Затем возьмите карандаши (картонные) и разложите на незакрашенные овощи и фрукты карандаши тех цветов, которыми нужно было раскрасить тот или иной фрукт.
Игра «Расчистим родник».
Воспитатель: Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой родник. Каждый участник команды, преодолев «болото», должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Итак, начали!
Молодцы, вы спасли сегодня три родника с чистой водой!
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке заблудилась девочка в лесу?
Ответы детей: (маша и медведь)
Как она нашла дорогу домой? Как кричала в лесу, чтобы ее услышали?
Ответы детей:
Воспитатель:А что нужно сделать, чтобы не заблудиться в лесу?
Ответы детей:
Воспитатель:Правильно. Нельзя далеко уходить от мамы и папы, нужно быть послушными.
Воспитатель:Ой! Слышите? Кто-то жужжит! Кто же это?
Ответы детей:
Воспитатель:Да. В лесу очень много разных насекомых.
Давайте с ними познакомимся. (рассматривают иллюстрации с насекомыми) Как вы думаете, насекомые могут быть опасны?
Как себя вести при встрече с ними?
Ответы.
Воспитатель: Да. Есть среди них и полезные насекомые. Послушайте стихотворение:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужжен:
Я берегла его на ужжин!»
Воспитатель: Как нужно себя вести, чтобы нас не кусали насекомые.
Ответы детей:
Воспитатель: Ребята, а почему еще нельзя обижать насекомых, только ли потому что они кусаются?
Ответы детей:
«Если я приду в лесок…»
Воспитатель: Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо - говорите «да», если плохо – «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы всё правильно ответили.
Конкурс «Правила друзей природы».
Воспитатель: Вспомните правила друзей природы?
Называют правила по очереди.
Ответ: Десять правил друзей леса.
1. Сохраните леса такими, чтобы они могли радовать нас, наших детей и внуков наших внуков.
2. Сохраняйте "зеленое" равновесие – новые посадки должны полностью восполнять срубленные и погибшие деревья.
3. Приходите в лес с любовью к природе.
4. Леса несут успокоение нашему перегруженному мозгу, они успокаивают душу. Слушайте таинственную музыку леса.
5. Относитесь к старым, полу высохшим деревьям как к выполнившим свой долг солдатам – пусть их участь еще раз напомнит вам о необходимости беречь лес.
6. Уважайте жизнь в лесу, даже ту, что невидима, включая микроорганизмы.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.
— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
Нас в любое время годаУчит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения игры-викторины "Своя игра" с родителями детей старшей группы по теме: "Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма"
Игру можно проводить на родительском собрании....
КОНСПЕКТ занятия «Играй везде, играй всегда…»
Конспект занятия с элементами тренинга для родителей и детей старшего возраста...
План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»
Задачи: совершенствовать у детей бег; закреплять умение детей в прыжках с места; развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции....
Конспект театрализованной игры по недели игры и игрушки в старшей группе «УМНИКИ» Тема: «Муха-Цокотуха»
Конспект театрализованной игры по недели игры и игрушки в старшей группе «УМНИКИ» Тема: «Муха-Цокотуха»...
План-конспект подвижной игры для детей средней группы Тема: Игра «Лиса в курятнике»
Движения, входящие в игруДозировкаТемпОрганизационно методические указанияПримечаниеБег, прыжки4-6 разбыст-рыйНа противоположных сторонах комнаты ставлю скамейкиРебята мы сегодня будем играть и игру «...
Конспект интерактивной игры для старшего дошкольного возраста Тема игры: «Загадки окружающего мира»
Конспект интерактивной игры для старшего дошкольного возрастаТема игры: «Загадки окружающего мира»...
Конспект познавательной игры по ТРИЗ в первой младшей группе детского сада Тема игры: "Встреча с собачкой"
ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная системавоспитания и развития мышления человека,которая подразумевает активное и одновременноеразвитие у детей процессов мышления, речи ивоображения,п...