Проект «Занимательная география» Рубрика «Где-то на белом свете, или путешествие в холодные страны»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Экологическое образование дошкольников – это формирование у них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать экологические основы сознания и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Занимательная география»
Рубрика «Где-то на белом свете, или путешествие в холодные страны»
Паспорт проекта
Вид проекта: Информационный, познавательно-творческий.
Участники: воспитанники 4 - 5 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Актуальность проекта: Экологическое образование дошкольников – это формирование у них экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, формирует познавательный интерес к окружающему миру, способствует формированию положительных моральных качеств. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Мы попытались найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать экологические основы сознания и бережного отношения к природе. Ведь широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру.
Проблема: отсутствие сформированных представлений о разнообразии животного мира планеты Земля.
Гипотеза: если дети будут больше знать о разнообразии животного мира нашей планеты, то они будут понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Когда Алиса принесла к нам в группу набор «Занимательная география», нам стало очень любопытно, что интересного можно встретить на нашей планете. Поначалу мы довольно увлеченно разглядывали географическую карту, перемещались по ней. Поэкспериментировав с занятиями, мы пришли к тому, что самый интересный и полезный способ изучать наш мир – это устраивать мини-путешествия в разные его уголки. Поэтому у нас возникла идея организации проекта по изучению разных уголков планеты Земля.
Сейчас мы изучаем географию так: отправляясь в путешествие в очередную точку земного шара, мы, прежде всего, находим его на карте и глобусе, а затем уже с головой погружаемся в атмосферу этого места. Играем в подвижные и сюжетно - ролевые игры на эту тему, рисуем, ставим опыты, отгадываем загадки, смотрим картинки и мультфильмы, которые помогают поближе познакомиться с изучаемой средой, которую мы создаем в своей группе. Первое наше путешествие в рамках новой рубрики «Занимательная география» – это путешествие на Северный и Южный полюса нашей планеты.
Эта экспедиция получилась у нас эмоционально насыщенной. Мы целый месяц всей группой играли в эскимосов, прыгали по льдинам, рисовали, смотрели на северное сияние, на прогулке из снега сконструировали и раскрасили северное сияние. Превращались в животных, пытались передать их повадки. Спорили и рассуждали о том, чем животные холодных стран отличаются от других животных. Для получения элементарных знаний об Арктике и Антарктике мы просматривали презентации, видео, в которых вкратце рассказываются самые интересные факты об этих уголках земли: какая здесь природа, какие животные обитают, какие народы живут и как выглядят их дома, презентации дают первое представление о полярной ночи и северном сиянии. Рассматривали альбомы, иллюстрации. А закрепить наши знания нам помогли различные дидактические игры. Также книги и мультфильмы помогли нам погрузиться в атмосферу северных стран.
Нами был разработан исследовательский проект «Занимательная география», первой главой которого стала рубрика «Где-то на белом свете, или путешествие в холодные страны»
Цель: формирование представлений о животных холодных стран (обитатели Арктики и Антарктики).
Задачи:
- Познакомить детей с климатическими условиями Арктики и Антарктики, с местными обитателями, их внешним видом, образом жизни;
- Сформировать у детей представление об особенностях природных условий Арктики и Антарктиды;
- Способствовать накоплению знаний по данной теме;
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран;
- Развивать связную речь, память, мышление, воображение, художественно-творческий потенциал детей;
- Развивать подражательные навыки, пробуждать к импровизации;
- Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
Ожидаемые результаты:
На основе полученных знаний дети будут иметь представления:
- Об Арктике и Антарктике как климатических зонах;
- О животных холодных стран, будут определять их по внешнему виду, узнавать и называть их детенышей;
- Знать о способах выживания в условиях вечной мерзлоты.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
- Разработка содержания проекта.
- Составление плана работы.
- Опрос детей по данной теме.
- Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
- Информирование родителей о начале проекта.
II этап. Основной.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
- Просмотр презентаций и фильмов о животных Арктики и Антарктики: «Путешествие по Арктике», «Северное сияние», «Плавающие животные холодных стран», «Все о пингвинах»;
- НОД: «Путешествие на Северный полюс», «Путешествие на Южный полюс».
- Беседы: «Знакомство с Арктикой и Антарктикой», «Самый холодный Континент», «Знакомство с животными Арктики и Антарктики», «Царство холода и льда», «Правила поведения на морозе»,
«Какие животные и птицы обитают в Арктике и Антарктике?», «В гостях у северного ветра». - Проблемные ситуации «Встреча белого медведя и пингвина», «Что случилось бы, если…»
- Исследовательская деятельность: «Лед тонет или нет?», «Вечная мерзлота», «Почему белого медведя не видно на снегу», «Почему тело пингвина при выходе из воды не покрывается льдом»
- Просмотр мультфильмов: «Умка», «Пингвинёнок», «Северная сказка».
- Прослушивание голосов животных холодных стран.
Речевое развитие:
- Чтение юкагирской сказки «Кто оленя научил быстро бегать?», чтение и иллюстрирование юкагирской сказки «Отчего у белого медведя чёрный нос», чтение ненецкой сказки (обр. К. Шаврова).
- Чтение рассказов Г. Снегирёва «Пингвиний пляж», «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Белёк». Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в книгах А.С. Барков «Кто, где живет?», Т. Хоботов «Где живет тюлень?», Г. Снегирев «Про пингвинов», сказка «Храбрый пингвиненок Пинг».
- Загадки, стихи о животных севера.
- Беседы: «Какой он белый медведь», «Пингвин-удивительные морские птицы», «Какие животные и птицы обитают в Арктике и тундре?».
- Ситуативный разговор «Почему жираф не живет на Севере?»
- Составление рассказов-описаний «Бурый и белый медведи» по картинкам и вопросам воспитателя.
- Игры-инсценировки «Медведи», «Совы», «Кто чем защищается».
- Речевые игры «Один-много», «Назови детеныша», «Посчитай-ка», «Назови лишнее слово», «Отгадай-ка», «Угадай по описанию», «Подумай, о ком можно сказать».
Социально-коммуникативное развитие:
- Рассматривание картины «Северные олени», альбомов, книг, журналов с иллюстрациями о животных холодных стран.
- Дидактические игры и упражнения «Четвертый лишний», «Испорченный телефон», «Чей? Чья? Чье?» «Опиши животное по схеме», «Найди отличия», «Собери картинку», «Кто чем питается».
- Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Путешествие на ледоколе»,
- Выставка книжек раскладушек с информацией, стихами, загадками о животных холодных стран.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Пингвин», рисование вилками «Белый медведь».
- Раскрашивание животных Арктики и Антарктики.
- Лепка «Пингвины»
- Выставка рисунков «Животные севера».
- Коллективная работа «Северные олени».
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Полярная сова», «Кто быстрее?», «Попади в цель», «Отбей льдинку», «Море волнуется», «Оленьи упряжки», «Прыгаем по льдинам», «Волк и олени».
Работа с родителями:
- «Интересные факты о животных холодных стран (наглядная информация)
- «Почитаем детям дома» (список литературы)
- «Поиграйте с детьми дома»
- Рисунки и поделки «Мое любимое животное»
3 этап (заключительный)
- Анализ и обобщение результатов.
- Составление отчета о проделанной работе.
- Подготовка презентации проекта.
- Итоговое мероприятие «Животные холодных стран»
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о животном мире, его разнообразии, среде обитания доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют считать географию животного мира отправной точкой воспитания маленького исследователя природы, так как воспитанники научились более осознанно воспринимать устройство, разнообразие, явления животного мира разных климатических зон, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения животного мира нашей планеты. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также удается добиваться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в ДОУ.
Работа по другим рубрикам («Животный мир жарких стран», «Подводный мир», «Животный мир под облаками» и т.д.) в рамках реализации данного проекта продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме «животные жарких, холодных стран, средней полосы» КВН «кругосветное путешествие»
Конспект совместной деятельности с детьми 6-7 лет детского сада по теме "животные жарких, холодных стран, средней полосы" проводится в форме игры. Используемые технологии: моделирование, мнемотехника,...
Педагогический проект "Путешествие в жаркие страны и холодные регионы"
В период дошкольного дества происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любовь...
проект "Добрым жить на белом свете веселей"
Добрым жить на белом свете веселей....
ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Где-то на белом свете, там где всегда мороз»
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детей интерес к живой природе, воспитывать любов...
Познавательно – исследовательский проект «Много стран на белом свете». Знакомство с США.
Расширять представления детей об окружающем мире. Дать представления о Соединенных Штатах Америки. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей....
Проект "Много мам на белом свете"
Главным человеком в жизни каждого ребёнка является мама.Задача педагога стремиться сформировать любовь, уважение, заботу к своей маме, умение радовать её хорошими поступками,ласковым...
Проект " Мы имеем право на всём белом свете. Мы дети"
Работа по формированию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному ...