Прогулка "Весеннее путешествие по экологической тропе".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Викторовна Разливаева

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

- определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

- закреплять представления детей о растениях (деревьях, кустарниках, травах), находящихся на территории участка д/с;

- обобщить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих;

- дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

- формировать бережное отношение к окружающей природе;

- развивать дружеские взаимоотношения во время игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Весеннее путешествие по экологической тропе.

старшая группа "Пчёлки"

воспитатель: Разливаева И.В

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

- определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

- закреплять представления детей о растениях (деревьях, кустарниках, травах), находящихся на территории участка д/с;

- обобщить знания детей о знакомых птицах: перелётных и зимующих;

- дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

- формировать бережное отношение к окружающей природе;

- развивать дружеские взаимоотношения во время игр.

Ход НОД:

- Ребята! Послушайте загадку и отгадайте, о каком времени года идет речь?

        За зимою вслед идет,

        Перелетных птиц несет,

        Солнечна, тепла, нежна

        Это к нам идет ...

Дети: (Весна!)

- А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная).

- Сегодня мы с вами превращаемся в ученых экологов, будем находить на территории нашего участка экологические объекты и изучать их. А чтобы мы не заблудились, Весна прислала нам схему маршрута по своей экологической тропе, где  вас ждет много интересного. Готовы к путешествию?  

Дети: (Готовы!)

- Как ходят по тропинке? (Пешком.) Верно, ведь во время прогулок  пешком можно внимательно рассмотреть мелкие детали: кусты, травы, деревья, облака в небе. Согласны? (Ответы детей) Отправляемся в путь.

Нам нужно сделать 6 шагов вперед.

Первая остановка на нашей экологической тропинке «Приметы весны»

- По каким приметам можно догадаться, что сейчас весна?

(Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы).

- Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

- Какое солнце? (Яркое, жёлтое, теплое, доброе, лаковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое.)

- Поднимите руки вверх, что вы чувствуете? (Тепло.)

- Да, правильно, весной солнце светит всё ярче и теплее.

Вторая остановка на нашей экологической тропинке  «Сирень»

        В солнечный весенний день

        В гости нас зовет сирень.

- Давайте вспомним, что мы знаем о сирени? (Сирень это цветущий кустарник.)

- Ребятки, а что это за шишечки на ветках сирени? (Почки.)

Послушайте, какое интересное стихотворение выучили Катя Федорова.

        - Расскажите, почки,

        Что у вас внутри?

        - Клейкие листочки!

        Хочешь, подсмотри,

        Как чешуйки сдвинув,

        Выглянут на свет.

        И дивнее дива

        У природы нет!

        В стужу ли, в метели, 

        Всем зима страшна,

        В нас, как в колыбели,

        Пряталась весна!

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, какая наша следующая остановка.

        Разбежались по опушке,
        В белых платьицах подружки (Береза.)

Третья остановка на нашей экологической тропинке «Береза»

- Давайте вспомним, что мы знаем о березе. (Это дерево. У березы гладкий белый ствол с темными черточками, от него отходят коричневые веточки.)

- Сегодня я раскрою вам один секрет - через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички».

- Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.) 

- Береза не только красивое дерево. Она приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди используют березу? (Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры березы - бересты красивые изделия: туески, хлебницы, шкатулки, из древесины - посуду.)

- Наша экологическая тропа продолжается, и нужно отгадать следующую загадку.

        Очень интересный дом

        С круглым маленьким окном.

        Сядет на крыльцо скворец —

        Замечательный певец. (Скворечник)

Четвертая остановка на нашей экологической тропинке «Скворечник»

- Как вы думаете, ребята, кто будет жить в этом домике? (В домике будут жить скворцы.)

-  Почему скворечник так высоко расположен на дереве? (Скворечник так располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.)

-  Добраться до следующей остановке будет нелегко.

Нам нужно будет выполнить задание.

Физминутка «ТРОПИНКА».

1. Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке (по волнистой линии).

2. Идем спокойным шагом друг за другом. Впереди лужи - идем большими шагами, перешагивая лужи.

3. Вот и пришли к болоту. На пути появились кочки - прыгаем с кочки на кочку на двух ногах.

4. Перед нами брошенное бревно идем осторожно, сохраняя равновесие.

5. Идем спокойно.

А чтобы узнать следующую остановку нужно отгадать загадку.

        Избушка новая,
        Для всех столовая,
        Зовет обедать,
        Крошек отведать.
(Кормушка.)

Пятая остановка на нашей экологической тропинке «Кормушка»

- Какое значение имеет кормушка для птиц? (ответы детей.)

- Какие птицы прилетали в течении всей зимы на кормушку?(Зимующие.)

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей.)

- Вот висит кормушка для птиц, но где же настоящие зимующие птицы? Почему у нас в гостях сегодня игрушечные снегирь и синичка? (Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.)

- Как называются птицы, которые улетают он нас на юг? (Перелетные.)

- Почему некоторые птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать у нас? (Зимой нет насекомых.)

- Ребята, как вы зимой помогали зимующим птицам?

(Делали с родителями кормушки, насыпали в них корм, нанизывали ломтики хлеба на веточки.)

- Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда)

- Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Мы можем сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

- Предлагаю поиграть в игру "ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"

Каждый играющий получает эмблему с изображением птицы. На поляне два обруча: синий – север (зимующие птицы), красный – юг (перелетные птицы).

Чтобы узнать следующую остановку на нашей экологической тропе надо отгадать следующую загадку:

        Растут на ней иголки

        Толстые и колкие,

        И шишки смолистые,

        Липкие, душистые. (Елка.)

Шестая остановка на нашей экологической тропинке «Елочка»

- Давайте вспомним, что мы знаем о ели. (Это дерево. У нее шершавый ствол. А вместо листиков иголки - хвоя. Они зеленые и зимой и летом.)

- Какие еще хвойные деревья вы знаете? (Сосна, кедр, пихта.)

- Ребята, посмотрите, что лежит в корзинке? (шишки). Правильно, шишки от ели - еловые шишки. А у сосны какие? (Сосновые.) А у кедра? (Кедровые).

- А теперь я вам предлагаю поиграть в "ИГРЫ С ШИШКАМИ".

1. "Шишкобрс" - кто дальше и кто выше бросит шишку.

2."Шишкомет" - кто лучше попадет в корзинку.

- Молодцы! А теперь послушайте загадку и отгадайте нашу следующую остановку:

        В парке, в городе, в саду

        Обязательно найду

        Интересной формы грядку,

        Будет там цветов охапка.

        Как же грядка та зовется?

        Вам ответить мне придется! (Клумба.)

Седьмая остановка на нашей экологической тропинке «Клумба»

- Дети скажите, почему на клумбе сейчас нет цветов? (Ответы детей).

- Правильно, потому что ночами пока прохладно. А когда земля прогреется солнцем мы с вами сюда высадим цветы, как в прошлом году. И летом красивые клумбы будут радовать нас разными цветами.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ "ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ТРАВЫ"

Итог:

- Вот мы и совершили увлекательное путешествие по нашей весенней экологической тропе. Вам понравилось путешествовать?

- А что больше всего понравилось?

- Что нового узнали?

- А вам хотелось бы совершить такое путешествие летом, осенью?

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали

- А сейчас, пока мы возвращаемся в группу, я вам предлагаю выполнить последнее задание – мальчикам сосчитать березы на территории детского сада, а девочкам ели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

проект по экологическому воспитанию. Путешествие по экологической тропе.

Путешествие по экологической тропе вокруг детского сада....

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....