статья "Экологическое воспитание детей и их родителей"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Садекова Светлана Сергеевна

Опыт работы за 5 лет в сфере экологического воспитания детей - дошкольников.В этой статье говорится о том, что такое экологическая культура, как привить её ребёнку - дошкольнику.как воспитывать не только детей, но и их родителей. Практические наработки предлагаются разнообразные, именно те, которые применялись в моём педагогическом опыте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_rebyonka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Садекова С.С.

Интересный опыт экологического воспитания детей и родителей

Воспитание ребёнка – процесс длительный. С одной стороны, это постоянная и тяжёлая  работа, а с другой стороны, он настолько естественный, что можно сказать, что это просто жизнь, которая течёт постоянно, и мы об этом уже не задумываемся.

Моё глубокое убеждение, что воспитание, как медаль, у которой две стороны. С одной стороны – это семья, а с другой стороны детский сад. На ум даже приходят строки В.В. Маяковского о близнецах – братьях. Только, прилагая совместные усилия с двух сторон, может быть достигнута ( не побоюсь этого слова) великая цель. Ведь воспитание подрастающего поколения – это самое важное, что может быть.  Какое будущее нас ожидает, напрямую зависит от того, какими вырастут наши дети.

  Я хотела бы коснуться только одной  неотъемлемой  части полноценного воспитания – экологического. Экологическая культура любого человека закладывается в раннем возрасте . В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Как же можно не любить свой дом? Наша задача научить ребёнка не только полюбить, но и понять, узнать, почувствовать и самое главное  беречь и охранять.

Экологическая культура – это знания о природе, а также навыки и умения взаимодействовать с ней.  Одно из условий успешного воспитания экологических основ – это работа не только с детьми, но и с их семьями. Возможно, я выскажу своё личное субъективное мнение, но я пришла к этим выводам с опытом, что зачастую приходится заниматься  воспитанием не только детей, а вернее, начинать приходится не с детей, а с родителей. Возможно, это связано ещё с возрастом моим и возрастом родителей. Они могли бы быть моими детьми. Если честно, то в основном, по большинству тем, я нахожу с родителями быстрый контакт и горячий отклик. Экология – это как раз та тема, которая потребовала от меня больших усилий, большего промежутка времени. Оказалась наиболее сложной. Но тем интереснее было её решать.

Я начала издалека. Детство родителей, их годы взросления пришлись на «лихие девяностые» Сложный период переживала наша страна. В семьях остро стояли  более насущные проблемы, чем экология. Об этом объективно говорилось и думалось очень мало и не только в семьях. Сейчас им приходится восстанавливать упущенный пласт вместе со своими детьми. Передо мной встал вопрос: каким образом я могу помочь?

Казалось бы, лекционная форма самая удобная и простая, но лишь раз к ней прибегнув, я сразу поняла, что этот способ мало эффективен. Родители, как и дети хотят получать знания невзначай: интересно и необычно. Значит нужно придумать такую форму, которая заинтересует всех. Я нашла такую форму – это КВН. Это игровая форма – интеллектуальная, весёлая и азартная. Ну, а соревноваться любят все. Но КВН – это последняя ступень, к ней нужно ещё долго идти. Конечно, в современном мире невозможно обойтись без компьютерных технологий. Мультимедийные презентации, специально подобранная музыка, и даже театрализованные постановки. Использовалось всё. Любая тема, любой проект нужно начинать с анкетирования. Промониторив результаты, начинаю, дозировано давать информацию. Мини- статьи в папках –передвижках, списки рекомендуемой литературы, выставки книг и иллюстраций и т.д.

 Родители должны быть подкованы, иметь определённый багаж знаний в вопросах экологического мировоззрения. Не сереет, что когда родители знают много в том или ином вопросе, то они с удовольствием разговаривают на эту тему с детьми, делятся знаниями, отвечают на вопросы, проигрывают разные ситуации.

 В обучении важно не только говорить, но особенно важно показывать и применять  полученные знания на практике. Педагоги в этом смысле, очень ограничены. Все наши практические ознакомления сосредоточены в стенах детского сада и игровой уличной площадки. Сейчас нет летних лагерей у дошкольников и даже совместные выходы за территорию сведены, практически, к нулю. И здесь, опять же роль педагога помочь организовать досуг воспитанников  и их семей, направив его в нужное русло.

Родителям важно показывать природу во всей своей красе, наладить отношения с природой. В практическую плоскость, родители должны вовлекать детей  своим собственным положительным примером.

 Наверное, нет такой семьи, которая бы, хотя бы летом, не выезжала за город.

Очень часто семьи  выезжают на отдых. Но родителям нужно помнить, что помимо развлекательного характера, эти поездки должны носить ещё и образовательную направленность. Ведь ребёнок только ещё открывает для себя мир. Для него выезд на природу – это удивление, это неповторимое чудо.. Родителям нужно обратить внимание на  разнообразие природных материалов, таких как : земля, глина, песок, солома, листья, мох, корни и плоды деревьев. Им всё интересно. Здесь важно не просто показать и казать, как называется, а важно заинтересовать, показать своё отношение. Дети будут копировать поведение взрослых и дуплицировть их отношение к  окружающему миру. На родителях огромная ответственность – пример должен быть обязательно положительным.

 Я на всю жизнь запомнила случай из своей собственной жизни. Мы шли с моей старшей дочерью, которая тогда ещё была четырёхлетним ребёнком домой,  и очень торопились. Я решила немного сократить путь,  сэкономив какие-то секунды. И  вдруг дочь остановила меня строгим окриком: «Мама, ты же сама меня учила, что культурные люди ходят по тротуарам, а не топчут природу». Я до сих пор слышу её голос, как набат. Мне было так стыдно. А я ведь могла этим маленьким проступком перечеркнуть всё хорошее, что я заложила в ней ранее. Родитель должен быть, как Юлий Цезарь, просчитывать наперёд каждый свой шаг, взвешивать каждое слово. Всегда продумывать своё поведение, чтобы не подать отрицательный пример.

 Ещё один аспект экологического воспитания – это приобщение к труду на природе.

Ребёнок должен с раннего возраста ухаживать и за растениями, и за животными. В процессе труда он получает не только знания, но и укрепляет здоровье. Укрепляется здоровье не только физическое, но и психическое. Полученные знания помогают малышам ориентироваться в качествах, признаках, свойствах. В дошкольном возрасте формируется система элементарных представлений о живой и неживой природе. Родителям, как и педагогам, необходимо им помочь в формировании этой системы.

А трудовые навыки и умения, приобретённые в дошкольном возрасте, в дальнейшем не только не разрушаются, но и совершенствоваются.

 Следующий этап – это продуктивное воплощение представлений о природе. В нашей группе выпускаются газеты, с использованием совместных фотографий, альбомы, книжки – малышки, которые дети «выпускают» вместе с родителями. Продуктом являются и рисунки, и поделки из природного материала, где отражаются полученные впечатления и эмоции. В творческих работах прослеживается отражение увиденного, полученных знаний, а также творческий потенциал. Причём опыт совместных выездов на природу, хорош в любое время года. Рассматривая объекты живой и неживой природы в разное время года, дети замечают изменения,  вместе с родителями находят причинно – следственную связь, отмечают красоту окружающего мира. Это очень важно. Дети учатся познавать мир. Полученные знания от увиденного они стараются передать другим детям в группе. Этот побуждает к обмену опытом, мнениями. Коммуникабельность, развитие речи, пробуждение эстетического вкуса, чувства прекрасного – всё это связано с природой и с экологическим воспитанием.

 Ещё одна совместная форма работы – это портфолио. В совместных просмотрах и обсуждениях портфолио воспитанников, я узнаю больше о ребёнке : о его чувствах, интересах. С особенным интересом дети рассказывают о таких совместных поездках на природу и о домашних, а иногда и не совсем домашних, животных.

 Любовь к природе я пытаюсь воспитывать через художественное слово. Часто мы читаем В Бианки, Е.Чарушина, Г.Снегирёва, И.Соколова – Микитова, Н.Сладкова, И.Тургенева, Н.Лескова, К.Паустовского, С.Есенина, Ф.Тютчева, И.Бунина, А.Блока, Н.Некрасова, Е.Баратынского, Б Житкова, К.Ушинского, А.Толстого, А.Кольцова, А.Майкова, А.Фета и многих других авторов, которые замечательно писали о природе.

Всех этих авторов я рекомендую к совместному семейному прочтению .

Вот ещё некоторые рекомендации, которые были даны и использованы в совместных проектах вместе с родителями воспитанников:

  • Досуг  с ребёнком на природе с использованием дидактических игр – Найди дерево по описанию, Загадай растение ,С какого дерева лист, Где это растёт?, Кто где живёт?
  • Рисование с натуры, рисование по памяти
  • Загадывание загадок о природных явлениях
  • Заучивание пословиц и поговорок
  • Коллекционирование (шишки, камни, ракушки, гербарий и т.п.)
  • Фотоальбомы: Наш огород, У нас в саду, На рыбалке, На пикнике и т.д.
  • Детские работы: Кто живёт с нами, Домашние питомцы
  • Кормушки и скворечники: Синичкин дом, Птичья столовая, Берегите птиц
  • Поделки: наедине с природой
  • Выставка овощей: Огород – круглый год
  • Дневники наблюдений :Моё любимое растение
  • Совместные экологические проекты: Мы – юные исследователи

Такая мощная подготовка идёт на протяжении всего года и вот наконец то итоговое мероприятие – КВН. Мы обобщаем опыт, знания и родителей, и детей. Здесь делятся не только знаниями, но и  своими творческими, артистическими способностями. Команды готовят домашнее задание и показывают сказки и вокально-литературные композиции «В защиту природы» Реквизит тоже готовим совместно : воспитатели, родители и дети. Все заняты, все ощущают свою значимость и интерес. Именно поэтому такое мероприятие проходит на высоком уровне: очень эмоционально, с положительным зарядом всех участников. Настроение у всех прекрасное, а самое главное достигнута цель.Есть результат: получены знания, применены на практике, создана атмосфера, которая помогает воспитывать бережное отношение к природе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поликультурное воспитание детей и их родителей через организацию семейных чтений"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обосновани...

Залог успешного воспитания детей - педагогическое просвещение родителей

Статья для родителей о периоде расцвета творческой деятельности детей четырех-пяти лет....

ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (консультация для родителей)

Консультация для родителей в воспитании детей....

«Авторитет родителей в воспитании детей».Консультация для родителей

laquo;Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не...

Консультация для родителей Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей

Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.Изв...

«Авторитет родителей в воспитании детей».Консультация для родителей

laquo;Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из вас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не...