Познавательный проект «Как много в городе различных улиц…»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Паспорт проекта
Тип проекта
| информационно-творческий |
Участники | - дети старшего дошкольного возраста; - воспитатели; - родители воспитанников.
|
Проблема
| В результате проводимых в группе бесед на тему «Мой дом, моя улица» выяснилось то, что некоторые дети не знают собственного адреса и адреса детского сада; не могут описать дорогу домой; у детей выявлено слабое умение ориентироваться на местности, невнимательность к окружающему пространству, поверхностные представления о названиях улиц и достопримечательностях города Мичуринска. В разговоре с родителями некоторые взрослые затруднялись ответить на вопрос - почему так называется та или иная улица города, кроме того, выяснилось, что не все уделяют должное внимание ознакомлению ребенка с ближайшим территориальным окружением.. Все это показало, что есть проблема, решать которую мы будем сообща через реализацию проекта «Как много в городе улиц разных».
|
Цель проекта | Формирование активной деятельностной позиции дошкольников при ознакомлении с родным городом
|
Задачи:
| 1. Формировать представления детей о родном городе. 2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад. 3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города. 4. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
|
Продолжительность проекта | Краткосрочный – 1 неделя |
Условия реализации проекта | - интерес детей и родителей; |
Обеспечение | - материально - техническое; - учебно-методическое; - художественная литература, литература краеведческого содержания; - дидактические игры; - фотоматериал; - информационно-коммуникативные технологии. |
Форма проведения | - образовательная ситуация; |
Пояснительная записка
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, поставив их в разряд наиболее актуальных. Одним из приоритетных направлений современного дошкольного образования является патриотическое воспитание дошкольников, направленное на воспитание любви к семье и близким, к родным местам, к Родине, формирование интереса к культуре своего народа, исторической памяти поколений, развитие чувства неразрывности с окружающим и желания не только сохранить, но и приумножить богатства своей страны.
Актуальность проекта
Формирование у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта и знаний о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города.
В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны.
Составляющая модель педагогического процесса:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная детская деятельность;
- взаимодействие с родителями;
При создании проекта придерживались основных принципов:
- Социализация ребёнка;
- Решение воспитательно-образовательных задач во время игр, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей при отсутствии жёстко регламентируемых форм организации детей;
- Гибко проектирование развивающей предметно-пространственной среду, создание ситуации выбора;
- Приближение содержания образования к личному опыту ребенка;
- Обеспечение оптимального двигательного режима (свободное перемещение детей);
- Использование новых механизмов взаимодействия с родителями.
Ожидаемые результаты
Для детей:
- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
- расширение знаний об улицах родного города;
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.
Практическая значимость проекта заключается в создании благоприятных условий для обобщения материала по формированию у дошкольников представлений о родном городе и его улицах.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, предусматривающих поэтапную организацию приобщения детей к истории города и его улиц и вовлечения родителей в совместные мероприятия.
Формы работы по ознакомлению детей с улицами родного города:
- Беседы;
- ООД;
- Экскурсии;
- Чтение художественной литературы;
- Продуктивная деятельность;
- Рассматривание картин, плакатов;
- Дидактические игры.
Формы взаимодействия с родителями по ознакомлению дошкольников с улицами родного города:
- Привлечение к сбору информации об улицах города;
- Консультации;
- Привлечение к оформлению фотоальбома «Улицы родного города»;
- Экскурсии по городу;
- Участие в итоговом мероприятии.
Продукт проектной деятельности:
Педагоги:
- Подборка дидактических и сюжетно-ролевых игр (приложение 2);
- Создание картотеки физкультминуток, пальчиковых игр по теме «Город. Улицы» (приложение 3);
- Создание картотеки стихотворений, песен, пословиц и поговорок о родном крае;
- Подбор в уголок чтения произведений тамбовских и мичуринских писателей и поэтов (приложение 4);
- Подбор художественных материалов, открыток с видами Мичуринска (приложение 5).
Дети:
- Выставка рисунков «Улица, на которой я живу»;
- Экскурсия в мичуринский краеведческий музей;
- Пешая экскурсия по городу «Главная улица города Мичуринска – улица Советская»
- Изготовление книжек-малышек.
Родители:
- Выставка детско-родительских рисунков «Мой Мичуринск»;
- Оформление альбома «Мичуринск – город сад».
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этап | Дата проведения |
1. | Подготовительный | 17.05.2021 |
2. | Практический (реализация проекта) | 18.05.- 21.05.2021 |
3. | Заключительный | 21.05.2021 |
План реализации проекта
№ п/п | Этап | Деятельность в ходе реализации проекта |
1. | Подготовительный | - Подбор игр и оборудования. - Диагностика уровня знаний детей об архитектуре города Мичуринска, о знании главных улиц нашего города. - Подбор методической и художественной литературы о городе Мичуринск. - Подготовка и подбор материала для изготовления картотек по разделам:
- Опрос и беседы, выявляющие знания и представления дошкольников и родителей о том, в честь кого названа улица та или иная улица. - Выставка фото «Наши улицы: сегодня и в прошлом» - Анкетирование родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю» (приложение 1). |
2.
| Практический (реализация проекта) | 1 день: 1. Беседа «История города». Цель: знакомство детей с историей возникновения города, его названием. Задачи: - познакомить детей с историей возникновения города, его названием; - вызвать интерес к своему городу; - прививать чувство гордости за родной город. 2. Рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях. Цель: ознакомление детей с достопримечательностями города. 3. Работа с родителями. - Консультация «Улицы родного города». Цель: информирование родителей о целях проекта, ознакомление с главными улицам города. - Объявление о выставке детско-родительского творчества «Мой Мичуринск».
|
2 День: 1. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где бывали дети). 2. Рассказ детей о местах, где они были в городе. 3. Рассматривание альбома «Мой город». Цель: формирование у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города. 3. Работа с родителями: предложить найти стихотворения о городе Мичуринске.
| ||
3 День: 1.Просмотр видеофильма о городе Мичуринске. Цель: закрепление знаний о городе Мичуринск. 2. Дидактические игры: - «Мой город» Цель: знакомство детей с родным городом, развитие зрительной памяти, внимания, обогащение словаря. - «Улицы города Мичуринска: сегодня и в прошлом» Цель: знакомство с историей родного города, закрепление представлений о названиях улиц города. - «Вот моя улица, вот мой дом». Цель: обучение ориентироваться в названиях улиц ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы. 3. Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.
| ||
4 День: 1. Экскурсия по главной улице города – улице Советской. Цель: знакомство с архитектурой и зданиями главной улицы города, их функциями. 2. Беседа: «Их именами названы улицы города Мичуринска» Цель: знакомство детей с людьми, в честь которых названы улицы. 3. Работа с родителями: предложить родителям сводить детей к памятным местам родного города.
| ||
5 День:
1. Выставка детско-родительского творчества «Мой Мичуринск». | ||
3. | Заключительный | Итоговое мероприятие: создание альбома «Мичуринск – город сад». 1. Дети получили знания о родном городе Мичуринске, о его достопримечательностях и главной улице – улице Советской. 2. Дети были очень заинтересованы, научились ценить достопримечательности города. 3. Повысилась роль родителей в патриотическом воспитании своих детей.
|
Результат проекта
Знания, полученные во время реализации проекта, помогут повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников.
Родители и воспитатели убедятся в том, что данная тема достаточно насколько актуальна и современна.
Проект заинтересует детей и взрослых.
Родители вместе с детьми представят работы на выставку «Мой Мичуринск».
Все этапы проекта пройдут через разные виды деятельности, с использованием развивающего и дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем мы планируем:
- продолжить работу по этой теме и создать банк данных по истории улиц города Мичуринска;
- принять в участие в акции «Сделаем вместе город чище»;
- подобрать тематических консультаций для родителей по теме.
Вывод
Метод проектной деятельности оказался очень эффективным и актуальным на сегодняшний день. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развить творческие способности, коммуникативные навыки.
Таким образом, в результате совместной работы над проектом дети познакомились с родным городом - Мичуринском: узнали о его достопримечательностях и исторических местах, о значимых событиях, запомнили названия улиц. Стали хорошо ориентироваться в своём квартале, запомнили свой домашний адрес.
Данная работа способствовала усвоению общекультурных ценностей, расширению кругозора и словарного запаса.
Список литературы
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников
3. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников.
4. Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников./ Современное дошкольное образование. 2010 - №1.
5. Т.И. Крупка. Ознакомление дошкольников с малой родиной / Т.И. Крупка, Л. Ф. Самборенко // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №3.
6. С.П. Малеева. Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста / С. П. Малеева // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_mnogo_v_gorode_razlichnyh_ulits_belousova_oa.pdf | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-познавательный проект "С юбилеем родной город"
Творческо-познавательный проект "С юбилеем родной город"...
Познавательный проект по ППД « По городу, по улице не ходят просто так»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненно....
Итоговая презентация по краткосрочному проекту для средней группы «Почему на улицах города, где так много голубей, мы никогда не встречаем птенцов?»
Краткая презентация по краткосрочному проекту...
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "Много есть городов..."
В этом занятии детям будет рассказано о что такое флаг, что такое гимн, что такое герб, объяснить символику герба города Южноуральска. Целью этого занятия является уточнение знаний детей о родном...
Технологическая карта занятия Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательное развитие. Тема занятия: Машины едут по улице. Возрастная группа: старшая группа Цель занятия: Расширение представление детей о транспорте на улицах города
Технологическая карта занятия...
Информационно-познавательный проект Тема: "Мой родной город"
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей...