Проект в средней группе "Такие разные грибы"
методическая разработка по окружающему миру
Работа по проекту позволит расширить представления детей о грибах, безопасного поведения в природе...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_takie_raznye_griby_-_st.gruppa_2017.docx | 972.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Такие разные грибы»
(старшая группа)
Характеристика проекта:
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Вид проекта: семейный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (19.09. – 10.10. 2017 г.).
Режим работы: во время и вне занятий.
Место проведения: МКДОУ Доволенский детский сад №3, старшая группа
Участники проекта: воспитатели Майер О.Н., Москвина Т.А., дети, родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Предмет проекта: грибы.
Актуальность проекта:
Осенью природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Есть еще дары, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Чтобы у ребенка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть ее красоту и понимать ценность для человека.
В сентябре в наших лесах настала грибная пора. Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами. А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов, их названиях, строении, рассуждали о грибах. Мы заметили, что дети, как правило, использовали в речи обобщение: «грибы», и при этом не уточняли, какие именно и как собирали. По-нашему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах. Именно поэтому мы с детьми и родителями решили реализовать проект «Такие разные грибы».
Проблема:
Дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в наших лесах.
Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.
Для того чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовали метод трёх вопросов.
Проанализировав вопросы детей, мы сформулировали цели и задачи работы над проектом и составили перспективное планирование.
Цели проекта:
для взрослых: создание условий, раскрывающих интеллектуальный и творческий потенциал дошкольников, ориентированных на экологическое воспитание;
формирование представлений детей о грибах, навыков безопасного сбора.
для детей: больше узнать о дарах леса – грибах, правилах поведения в природе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано.
- Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
- Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы.
- Познакомить с правилами поведения в лесу; с правилами грибника.
- Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах.
- Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей.
- Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических презентаций, альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словесных, подвижных и творческих игр, творческие способности, коммуникативные навыки.
- Развивать умение отражать свое отношение к изучаемому объекту в различных видах продуктивной творческой деятельности.
- Использовать сенсорную информацию, полученную ранее, активизировать память, операции мышление (сравнение, классификация, анализ, синтез).
- Развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
- Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Задачи педагогической деятельности:
- Познакомить с разнообразием грибов.
- Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов.
- Познакомить со схемой оказания помощи при отравлении.
- Формировать умение получать информацию из разных источников.
Разработка проекта
- Поставить вопрос: действительно ли в процессе целенаправленной и спланированной работы возможно сформировать у дошкольников знания о грибах, правилах поведения в природе.
- Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности, по ознакомлению дошкольников с грибами.
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
- Составить перспективный план мероприятий.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
познакомить детей с разнообразием грибов; дать понятие – съедобные и несъедобные, развивать мышление и речь, формировать элементарные правила безопасного поведения в лесу, при сборе грибов.
Речевое развитие
познакомить детей с художественной литературой, стихами, загадками, развивать память, мышление. Заучивание стихов, отгадывание загадок по теме, чтение рассказов, сказок о грибах, беседы.
Художественно - эстетическое развитие
Познакомить детей с тем, как изготавливать грибы и корзины из бросового материала, воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Социально - коммуникативное развитие
формировать представление о подстерегающих опасностях в природе, при сборе грибов, воспитать ценностное отношение к собственному труду.
Безопасность: беседы о правилах сбора грибов.
Труд: коллективное изготовление атрибутов к итоговому мероприятию (корзина, грибы, листья).
Физическое развитие:
Развивать мелкую и крупную моторику.
Форма реализации проекта:
- познавательные занятия;
- просмотр презентации;
- беседы, чтение художественной литературы;
- работа с наглядным материалом;
- игры;
-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
- тематическая выставка.
Этапы реализации проекта
Название этапа | Мероприятия |
Подготовительный. | Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления. Определение уровня знаний детей о грибах. Обеспечение дидактическим материалом и наглядными пособиями. Подготовка взрослых к проектной деятельности: подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы. |
Организационный. | Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности. Пополнение развивающей среды. |
Основной. | Реализация всех видов работ по проекту. |
Итоговый. | Презентация проекта. |
Этапы работы:
1 этап.
Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учетом пожеланий и возможностей родителей.
2 этап.
Постановка проблемы:
Осень к нам пришла!
Сколько ярких красок людям принесла!
Принесла подарки,
Ягоды, грибы.
В огороде много вкусного, смотри!
Вон уже и яблоки спелые висят.
Каждый огородник урожаю рад!
Автор стихотворения нам рассказывает о прекрасном времени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сразу! Что - то человек выращивает сам в огороде и в саду. Сама природа дарит нам и ягоды, и грибы, и целебные травы. Вот сегодня мы поговорим с вами о грибах.
3 этап. Деятельность по осуществлению проекта.
Сроки проведения | Непосредственно – образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
19.09.17. Вторник | Беседа: «Грибы». «Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем», «Когда растут грибы и где их лучше собирать? Почему нельзя собирать грибы возле дороги?». | Загадывание загадок о грибах; Словесная игра «Один – много». Оформление выставки книг по теме проекта. | Раскраска «Под грибом». Рассматривание картинок с изображением грибов. | Подготовка информационного стенда для родителей по проекту. |
20.09.17. Среда | Беседы: «Какие бывают грибы». «Съедобные – несъедобные». Просмотр презентации «Грибы». | Чтение художественной литературы Сутеев В. «Под грибом». Выставка книг по теме. Игра — подбор на воображение «Назови рыжего братца к рыжему грибочку». | Дидактическая игра: «Подбери к шляпке ножку». Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов. | Подготовка информационного стенда для родителей по проекту. |
21.09.17. Четверг | Лепка «Грибная полянка». | Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки в обр. В. Даля «Война грибов с ягодами», рассказа Я. Тайца «По грибы». Изготовление игры «Съедобный грибок положи в кузовок». | Вырезывание силуэтов грибов, раскрашивание. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов. | Индивидуальные беседы по проекту (попросить принести книги о грибах для выставки). Организация выставки детских работ. |
22.09.17. Пятница | Беседы: «Зачем грибы в лесу», «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу». | Чтение стихов о грибах. | Раскраска силуэтов грибов. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов. | Предложить помочь в создании подборки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах. |
25.09.17. Понедельник | Рисование «Грибная полянка в лесу». | Изготовление атрибутов к сказке «Под грибом». Дидактические игры: «Собери грибы в корзину», «Найди лишний». | Самостоятельная лепка грибов по желанию детей. | Организация выставки детских работ. |
26.09.17. Вторник | Аппликация «Белый гриб». | Дидактическая игра: «Раздели на группы». Цель: Учить детей узнавать съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам. | Раскраски «Разные грибы». | Консультация для родителей: «Можно ли грибы детям?!». Организация выставки детских работ. |
27.09.17. Среда | Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов» (беседа о способах обработки и приготовления грибов для употребления в пищу). | Разучивание физминутки «За грибами». | Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов. | Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы найдём». |
28.09.17. Четверг | Изготовление макета «Грибная поляна». | Разучивание подвижных тематических игр. | Игра «Съедобный грибок положи в кузовок». | Организация выставки детских работ. |
29.09.17. Пятница | Изготовление макета «Грибная поляна». | Отгадывание загадок о грибах. Стихи о грибах. | Продуктивная деятельность. | |
02.10.17. Понедельник | Беседа «Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям». | Словесная игра «Доскажи словечко», «Исправь ошибку». | Дидактическая игра «Собери грибы в корзину». | Попросить родителей оказать помощь в создании атрибутов к сказке «Под грибом». |
03.10.17. Вторник | Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах. | Схема оказания первой помощи при отравлении грибами. Дидактическая игра: ««Какой гриб». | Раскраски «Разные грибы». Свободная продуктивная деятельность. | Выставка совместного детско-родительского творчества «Грибная поляна». |
04.10.17. Среда | Рисование грибов. Коллективная работа: «Ежик с грибами». | Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок. | Дидактическая игра: «Какой гриб». | Организация выставки детских работ. |
05.10.17. Четверг | Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Мухомор», «Подберезовик»). | Словесные игры «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные». | Игры по желанию. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов. | Предложить родителям почитать с детьми произведения о грибах. Организовать выставку книг. |
06.10.17. Пятница | Изготовление корзинок для грибов. Разучивание пальчиковой гимнастики: «Грибы». | Просмотр мультфильмов «Лунтик. Белый гриб», мультфильм. "Как грибы с Горохом воевали" (сказка деткам); Сказки Сутеева - Грибок-Теремок. | Самостоятельная лепка грибов по желанию детей. | Организация выставки детских работ. |
09.10.17. Понедельник | Игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема: "Царство грибов" | Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Сравни грибы». | Игры по желанию. Самостоятельная изобразительная деятельность. | Оформить фотоотчет по проекту. |
10.10.17. Вторник | Драматизация сказки «Под грибом». |
4 этап. Продукт проектной деятельности.
1. Выставка рисунков «Грибная полянка», поделок «Мухоморы».
2. Выставка аппликации «Белый гриб».
3. Создание подборки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах (с участием родителей).
4. Создание макета «Грибная поляна».
5. Схема оказания первой помощи при отравлении грибами.
6. Драматизации сказки «Под грибом».
Презентация проекта:
- Выставка детских работ.
- Драматизации сказки «Под грибом».
Работа с родителями.
- Консультации.
- Выставка книг по теме.
- Совместное с детьми рисование на тему «Мы в лес пойдём – грибы найдём».
- Выставка совместного детско-родительского творчества «Грибная поляна».
Взаимодействие с социумом:
- Библиотека (посещение, беседа).
Ресурсное обеспечение проекта
Материальная база:
оборудование: компьютер, проекционная система, интернет, телевизор
программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Point
дидактические игры;
художественная и научная литература;
репродукции, изображения грибов.
Предполагаемые результаты проекта
Краткосрочные:
- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;
- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал;
- будет созданы новые печатные продукты;
- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;
- получив представление о многообразии грибов, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.
Долгосрочные:
- знакомство с разнообразием окружающей ребенка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
- станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;
- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;
- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Эффективность реализации проекта.
В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети узнали много интересного о грибах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:
Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.
Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов и презентаций, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:
- рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы найдём»;
- выставка поделок;
- чтение предложенной им литературы и поиск новой.
3. Были созданы:
- новые пособия дидактических игр;
- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах.
4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности.
Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и повысила уровень их экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в средней группе.Тема: «Вот грибы, грибочки -выросли в лесочке»
Основной целью проекта стало углубление научных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.Задачи проекта:Формировать представления детей о грибах, об их строении,...
" Такие разные грибы"
Презентация для ознакомления с окружающим миром в старшей группе по теме "Грибы"....
Сценарий проекта в средней группе "Мамы разные нужны. Мамы разные важны".
В сценарии стихи, песни про маму, сценка с мамой, спектакль "А что у вас?", игры с мамой и совместный танец...
Проект для средней группы “Мамы разные нужны, мамы разные важны”.
Цель: Обобщение социального опыта ребенка через его творческую и речевую активность, Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий мам. Воспитание любви и заботливого отношения к м...
Педагогический проект " Такие разные грибы"
Расширить представление у детей о лесе и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы....
Экологический проект «Такие разные грибы»
Актуальность проекта:Осенняя пора - время ярких листьев, дождей и грибов. Забайкальскийкрай богат и разнообразен по растительному миру. Грибы появляются спервыми лучами теплого весеннего солнца. В лес...
Проект "Такие разные грибы"
Проект "Такие разные грибы"...