«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по экологическому воспитанию
с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Юный эколог» С. Н. Николаевой
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
(подготовительная группа, 6-7 лет)
Составитель: Алешина Лилиана Ивановна
Воспитатель первой кв. категории, МБДОУ «Колокольчик», г. Ноябрьск
2015- 2016 учебный год
Содержание
Пояснительная записка ………………………………………………………… 3
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей ……………………………………………………………… 5
Перспективно - тематический план экспериментальной деятельности дошкольников …………………………………………………………………… 8
Планирование экспериментально-опытной деятельности ………………….. 12
Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников ...………….. 16
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности ……. 19
Список литературы …………………………………………………………… 21
Приложение ……………………………………………………………………. 23
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для саморазвития личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования - истинно детской деятельности,- и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Программа курса «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» разработана на основе:
1. федерального компонента государственного стандарта;
2. минимума содержания образования регионального компонента
Тюменской области дошкольного образования по экологическому воспитанию для старших дошкольников;
3. регионального базисного учебного плана;
4. учебного плана Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения города Ноябрьска МБДОУ «Колокольчик».
Рабочая программа составлена с учѐтом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Рабочая программа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Юный эколог» С. Н. Николаевой и предназначена для организации занятий по развитию экологической культуры дошкольников. Экологические знания - не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изо продукцию, ухаживать за животными и растениями).
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Цель: воспитывать экологическую культуру и развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.
Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи.
Образовательные:
- Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.
- Расширение кругозора.
Развивающие:
- Развитие у детей старшего дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
- Развитие психических познавательных процессов, расширение словарного запаса ребёнка.
Воспитательные:
- Воспитание творческой, самостоятельной личности.
- Воспитание у детей интереса к процессу познания, к науке.
- Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
- Привитие детям любви к своей планете, бережного отношения к природе.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы следующие: эколого - краеведческий подход, содержательно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход.
Основные принципы, определяющие структуру и реализацию содержания образования курса: принцип научности, адресности, принцип преемственности. Принцип поэтапности и систематичности, принцип наглядности, принцип экологических доминант, территориальный принцип, принцип интегративности. А так же принцип способности видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе, принцип безопасности.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Создание благоприятных условий и творческой среды для развития познавательной активности старших дошкольников, и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:
- приборы-помощники: лупы, песочные часы, компас, магниты;
- сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал: камешки, ракушки, шишки, мох, листья;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель);
- медицинские материалы: деревянные палочки, шприцы, мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, крупы.
Требования к уголку экспериментирования: безопасность для жизни и здоровья детей, достаточность, доступность.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи экспериментально — опытной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдением на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например: при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приёмы:
- наблюдение на прогулке, за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?», «Откуда дует ветер?»
- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха; эксперимент со свечой (поднести зажженную свечу к верхнему краю двери посмотреть, куда отклонилось пламя, затем опустить свечу к нижнему краю двери и понаблюдать, куда теперь наклонилось пламя).
Методы и приёмы работы с детьми. старшего дошкольного возраста по формированию познавательной активности дошкольников - картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решения проблемных ситуации с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Перспективно - тематический план экспериментальной деятельности дошкольников
Планирование детской экспериментальной деятельности по теме, «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» включает в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Экспериментальную деятельность организовывается в трёх основных формах:
- совместная деятельность педагога и воспитанника,
- самостоятельная деятельность детей
- занятие (занятие является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей (1 раз в месяц)).
Экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Закрепление, уточнение уже усвоенные детьми знания, знакомство с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Экспериментально-опытную деятельность разделена на две группы:
-неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Мотивация деятельности зависит от созданной развивающей среды, проблемной ситуации и сюрпризного момента.
Выделяются три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:
- низкий: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.
- средний: педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.
- высокий: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. Навыки экспериментирования определяются не возрастом, а условиями, в которых ребёнок воспитывается.
Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:
- постановка проблемы, которую нужно решать;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
-формулирование выводов.
Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение оцениваются по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности. Для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью используются диагностические методики уже существующие в дошкольной педагогике.
Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только старших дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Общение с родителями строится на основе сотрудничества. Используются различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. Для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности, выпускаются ширмы-передвижки по данному вопросу.
В условиях тесного взаимодействия с семьей проводятся следующие мини-проекты исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и др.
Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями, который предусматривает следующие формы деятельности:
- родительские собрания (с целью информирования родителей о совместной работе с детьми, стимулирования их активного участия в опытно-экспериментальной деятельности и обмена накопленным опытом);
- консультации (для разъяснения актуальности предлагаемой темы);
- праздники, развлечения;
- Дни открытых дверей;
- организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
- выставка литературы "Человек и природа” (методическая литература, статьи из журналов "Дошкольное воспитание”, «Ребенок в детском саду», "ЗОЖ”);
- совместные экскурсии;
- рекомендации по организации несложных поручений детям по уходу за животными и растениями дома.
Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Детские проекты также включают основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета...).
Толчком к началу детского проекта служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться.
Поэтому проектно - исследовательская деятельность становится интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Планирование экспериментально-опытной деятельности
Месяц | Игра - экспериментирование | Задачи |
сентябрь | «Почему осенью бывает грязно» | 1.Познакомить детей со свойствами почвы. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к явлениям природы. |
«Лепим колобок» | 1.Познакомить детей со свойствами песка. 2.Воспитывать аккуратность. 3.Развивать мелкую моторику | |
«Весёлые кораблики» | 1.Познакомить детей со свойствами воды и бумаги. 2.Развивать наблюдательность. 3.Способствовать становлению дружеских отношений. | |
«Вот какая пена» | 1.Познакомить детей со свойствами мыла. 2.Развивать навыки самостоятельности. 3.Воспитывать желание соблюдать гигиену. | |
октябрь | «Сверкающие комочки» | 1.Познакомить детей с различными видами бумаги. 2.Развивать тактильные ощущения. 3.Способствовать становлению дружеских отношений. |
«Нырок» | 1.Познакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать любознательность. 3.Воспитывать самостоятельность. | |
«Разные стопы бегут по дорожке» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. 2.Развивать ориентировку в пространстве. | |
«Чудо мешочек» | 1.Учить детей сравнивать различные овощи. 2.Развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие. | |
ноябрь | «Поиграем с тенью» | 1.Познакомить детей с особенностью появления теней. 2.Развивать творческое воображение. 3.Воспитывать наблюдательность. |
«Пузырьки» | 1.Продолжаем знакомить детей со свойствами воды и воздуха. | |
«Поиграем с тенью» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами тени и света. 2.Развивать творческое воображение | |
«Цветная водичка» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность) | |
декабрь | «Снежки» | 1.Познакомить детей со свойствами бумаги. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Способствовать становлению дружеских отношений |
«Фигурки» | 1.Познакомить детей со свойствами мокрого снега. 2.Развивать мелкую моторику. 3.Воспитывать интерес к деятельности. | |
«Откуда дует ветер?» | 1.Познакомить детей с направлением ветра. 2.Развивать интерес к явлениям природы. 3.Воспитывать внимательность. | |
«Украсим ёлку игрушками изо льда» | 1.Познакомить детей с превращением воды в лёд. 2. Развивать сенсорное восприятие. 3.Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника. | |
январь | «Цветной снег» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега. 2.Закреплять знания цветов. 3.Развивать творческую активность. |
«Таяние снега» | 1.Познакомить детей с превращением снега в воду. 2.Развивать чувство любопытства. 3.Воспитывать желание развивать трудовое поручение. | |
февраль | «Отпечатки на снегу» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами снега. 2.Развивать любопытство. |
«Вихрь и бумаги» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги. 2.Воспитывать наблюдательность. | |
«Зачем нам нос?» | 1.Знакомить детей с особенностями своего организма. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать культурно гигиенические навыки. | |
«Где дом у ветра?» | 1.Продолжать знакомить детей с ветром. 2.Развивать интерес к явлениям неживой природы. 3.Воспитывать внимательность | |
март | «Для чего нам нужны ушки?» | 1.Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма. 2.Развивать интерес к своему организму. 3.Воспитывать культурно - гигиенические навыки. |
«Почему тёмный камень теплее?» | 1.Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Развивать мелкую моторику. | |
«Узорные дорожки из песка» | 1.Продолжаем знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть). 2.Развивать творческую активность. 3.Воспитывать самостоятельность. | |
«Ловкие пальчики» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность, ловкость. | |
апрель | «Сушим платочки» | 1.Познакомить детей с температурой. 2.Учить сравнивать разные температуры. 3.Развивать любопытство. |
«Весёлые путешественники» | 1.Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и их свойствами. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность. | |
«Для чего нужны глаза» | 1.Продолжать знакомить детей с организмом. 2.Развивать желание узнать о себе, что — ни будь новое. 3.Воспитывать культурно — гигиенические навыки. | |
май | «Солнечные зайчики» | 1.Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. 2.Развивать интерес к явлениям природы. |
«Сила ветра» | 1.Продолжать знакомить детей с ветром и свойствами предметов (тяжёлый, легкий). 2.Развивать сенсорное восприятие | |
«Руки помощники» | 1.Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать самостоятельность. |
Мониторинг исследовательской деятельности дошкольников
Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий. Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершиться мини докладом с присутствием слушателей и обсуждением.
В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей дошкольного возраста хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить, что фестиваль – не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело – конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебно – исследовательской практики, но требуют деликатного отношения.
Систематический анализ результатов контроля позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления развитием познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования, что в свою очередь приводит к реализации поставленных задач.
Созданная единая система мониторинга, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:
Информационный мониторинг - с целью сбора, накопления и систематизации материала в методкабинете оформлен блок “Экспериментальная деятельность дошкольника”.
Управленческий мониторинг - с целью отслеживания и оценки эффективности принимаемых управленческих решений функционирует “Банк информации о педагогах”.
Педагогический - с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования педагогам предложена диагностика исследования динамики развития любознательности и познавательной активности дошкольников, определены уровни познавательной потребности. Для родителей была разработана анкета (Приложение 1), направленная на изучение отношения родителей к поисково-исследовательской активности ребенка. Для педагогов был предложен вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
Психологический - с целью определения уровня сформированности познавательной деятельности у детей.
Таким образом, созданная система по развитию познавательной активности дошкольников, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по применению исследовательской и экспериментальной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:
В ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;
Систематизирована работа методической службы ДОУ по развитию экспериментальной деятельности;
Качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
Создана система мониторинга по проблеме;
Популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.
Работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете введения новых федеральных государственных требований и обновления образовательной системы. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности
Создав систему мониторинга, следует обратить внимание на критерии оценки результатов детских учебных исследований.
Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого должно быть строго дозированным.
К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы, исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями, навыками, освоенными в ходе исследовательской практики), и логичность изложения, умение отвечать на вопросы.
Критерии эффективности детской исследовательской деятельности:
1. Соответствие целей и согласованность действий педагогов, родителей и детей.
2. Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников педагогами в саду, родителями дома.
3. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
4. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
5. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
6. Презентация и оценка деятельности ребенка. Те знания, которые ребенок приобрел в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребенка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Список литературы
- Бочарова Н. И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Орел, 2008.
- Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Технология экологического воспитания детей подготовительной группы – М.: Новая школа, 2005.
- Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7.
- Захлебный А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 2006. – № 5.
- Захлебный А. Н. Учебная экологическая тропа // Биология в школе. – 2013. – №3.
- Игра и ознакомление дошкольников с растениями: Методические рекомендации для воспитателей средней группы детского сада/Сост. И.А. Комарова. – Могилев, 2009.
- Лучич М. В. Детям о природе. – Изд. 2-е. – М., 2009.
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. – М., 2009.
- 25. Мир природы и ребенок. Учебное пособие/Под. ред. Маневцевой Л.М., Саморуковой П. Г. – Изд. 2-е. – СПб., 2008.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
- Николаева С. Н Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми в дошкольном возрасте.- Мозаика-Синтез., 2010
- Николаева С. Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1998.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. – 2008. – №8.
- Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. – М., 2012.
- Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/Сост. А. М. Федотова. – Пермь, 2010
Приложение 1
Анкета для педагогов
Уважаемые коллеги! Для того чтобы выявить трудности, с которыми вы сталкиваетесь в процессе организации и проведения поисково-познавательной деятельности детей, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1, Как Вы считаете, необходимо ли давать дошкольнику знания о явлениях и законах природы, взаимосвязях человека и природы?
__________________________________________________________________
2 Работу с детьми по познавательному развитию Вы считаете _____________________ _________________________________________
3.Где ребенок может получить знания о природе и человеке? _______________________________________________________________
4. Педагогу необходимо самостоятельно составлять тематический план поисково-познавательной деятельности или лучше использовать готовые методические разработки? _________________________________________
5. Какую совместную деятельность с родителями можно предложить детям?
______________________________________________________________. (Экскурсии, целевые прогулки, видео просмотры.)
________________________________________________ _________
6. Чем бы Вы хотели поделиться с коллегами по данной теме? (Открытые занятия, консультации, папки-передвижки.)
_________________________________________________________________
7. Какая помощь Вам нужна по организации и проведению поисково-познавательной деятельности с детьми ?
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.»
Детство-радостная пора открытий....
Статья "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
«Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира» ...
Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника»
Мастер-класс для воспитателей по организации детского экспериментирования....