Конспект занятия "Учимся показывать фокусы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Цветкова Юлия Владимировна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_uchimsya_pokazyvat_fokusy.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Учимся показывать фокусы»

в подготовительной к школе группе для обучающихся с ЗПР

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с некоторыми свойствами объектов: бумаги, воздуха, магнита.
  2. Уточнение у детей представлений о профессии фокусник.

Коррекционные:

  1. Развитие у детей умения устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования, делать выводы с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
  2. Продолжать формирование у детей способов познания.
  3. Совершенствование у детей общей и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, развитие зрительного восприятия. 
  4. Упражнение детей в выполнении простых инструкций.
  5. Развитие диалогической речи, умения отвечать на вопрос предложением, согласовывая слова в роде и падеже.
  6. Обогащать словарный запас детей: фокусник, видеосюжет, артист, кувшинка, раскрывается, демонстрация фокуса, выступление, невидимый, ассистент, горизонтально.

Воспитательные:

  1. Способствовать поддержанию у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности, любознательности, потребности в получении информации.
  2. Воспитание у детей привычки соблюдения правил поведения на занятии,

Оборудование:

  • Колокольчик.
  • Ноутбук (видеосюжет), изображения - фокусник.
  • Алгоритм - правила поведения на занятии, указка.
  • Музыкальный центр (аудиозаписи – таинственная музыка).
  • Плащ и волшебная палочка, эмблемы по количеству детей.
  • Контейнеры с наполнением - 6 штук (бумажный цветок, полиэтиленовые прозрачные пакеты, счетная пластмассовая палочка, монетка, бумажная салфетка, резиновый мяч, скрепка, деревянный кубик, бумажная бабочка, железная гайка).
  • Таз с водой, бумажный цветок, яркий платочек и смайлик.
  • Лист плотного картона с приклеенным магнитом, железный ключик, маркер.
  • Мольберт с нарисованной картинкой, бабочка.
  • 6 магнитов, 6 листов картона с нарисованными цветами.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме.
  • Просмотр видеороликов «Выступление фокусника».
  • Проведение простых опытов.
  • Речь с движением.
  • Обсуждение правил проведения на занятии.
  • Изготовление бумажных цветов.
  • Развивающие игры, направленные на развитие познавательной активности и установление причинно-следственных связей.

Ход деятельности с детьми:

I часть

Воспитатель стоит и звенит в колокольчик.

- Колокольчик звенит, заливается и ребята вокруг собираются.

Дети подходят и становятся около воспитателя.

- Ребята, у нас на занятии сегодня гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете заниматься. Давайте повернемся к гостям, поздороваемся, посмотрим на них, и больше отвлекаться не будем. (Дети здороваются)

- Садитесь на стулья около ноутбука.

Дети садятся на стулья около ноутбука.

- Давайте вспомним правила поведения на занятии.

Визуальная поддержка - правила поведения на занятии.

(Воспитатель поочередно показывает указкой на картинки, расположенные на карточке, адресно обращается к детям, дополняет ответы детей)

- Хорошо, а теперь, ребята, я вам покажу небольшой видеосюжет.

Дети смотрят короткий видео сюжет.

- Ребята, про кого этот видеосюжет? (Этот видеосюжет про фокусника)

- Кто такой фокусник? (Фокусник, это человек, артист, который показывает фокусы)

- Где можно увидеть выступление фокусника? (Выступление фокусника можно увидеть в цирке, на концерте, на празднике)

- Фокусник тщательно готовится к выступлению: много раз репетирует каждое движение, подбирает одежду, музыку. Чтобы зритель поверил, фокусник должен быть хорошим артистом. Фокусником стать нелегко, этому надо учиться.

- Кто знает, что такое фокус? (Фокус – это ловкие действия артиста, которые обманывают наше зрение. Фокусы основаны на знаниях, хитрости и быстроте движений)

- Как вы думаете, фокусник раскрывает зрителям секреты фокусов? (Нет, фокусник секреты фокусов не раскрывает)

- А ведь иногда так хочется узнать, как он это делает, и повторить самим! Вы со мной согласны? (Ответы детей)

- Хотите, я научу вас некоторым простым фокусам, которые вы сможете показать родителям или своим друзьям? (Ответы детей)

- Тогда нам надо превратиться в фокусников, становитесь в круг и повторяйте за мной.

Дети становятся в круг. Динамическая пауза.

1,2,3 – волшебство скорей приди.

Глазки мы закрыли вместе.

Покружились, все на месте.

А теперь остановились,

В фокусников превратились.

Звучит таинственная музыка. Педагог надевает плащ.

II часть

- Ребята, садитесь за столы.

Дети садятся за столы с оборудованием, обратить внимание на осанку.

- У вас на столах стоят контейнеры, в которых лежат разные предметы. Рассмотрите их, но доставать пока не надо, они понадобятся позже для проведения опытов, помогут раскрыть секреты фокусов, и узнать много нового и интересного.

Дети рассматривают предметы.

- Сейчас мы будем учиться творить чудеса. Но есть определенные правила, которые надо выполнять.

- Внимательно послушайте и запомните их: без разрешения ничего не трогать, слушать внимательно, точно выполнять то, что я говорю.

- Запомнили? (Ответы детей)

- Тогда начнем.

Чтобы тайны все узнать, все загадки разгадать,

Нужно быть внимательным и очень наблюдательным.

Вы за мною наблюдайте, тайну фокуса узнайте!

- Фокус первый.

Воспитатель показывает детям цветок, сделанный из бумаги.

- Ребята, посмотрите, у меня в руках бумажный цветок. Вы знаете, как называется этот цветок? (Это кувшинка)

- Молодцы.

- Ребята, поднимите руку, кто знает, где растут кувшинки? (Кувшинки растут на озере, на пруду)

Воспитатель ставит на стол таз с водой.

- Это будет наше озеро. Посмотрите, в нем есть что-нибудь, кроме воды? (Нет)

Воспитатель закрывает плащом таз с водой и незаметно кладет в него цветок.

- А сейчас? (Появился цветок)

- Ребята, возьмите в контейнере кувшинку, подойдите, и аккуратно положите ее на поверхность воды.

Воспитатель взмахивает волшебно палочкой.

Раз, два, три, волшебство начнись.

Цветочки, просыпайтесь! Лепесточки, раскрывайтесь!

Дети наблюдают за раскрытием лепестков.

- Посмотрите, что происходит? (Кувшинки раскрываются)

- Как вы думаете, почему лепестки стали раскрываться? (Дети высказывают свои предположения, педагог подводит детей к правильному ответу)

- Бумага впитывает в себя воду, намокает, постепенно становится тяжелее и бумажные лепестки ложатся на поверхность воды - раскрываются.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, превращается в цветок и садится на корточки.

Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка волшебно палочкой.

Физкультминутка «Цветок»

Наши чудные цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

Наши чудные цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, глазки закрывают.

- До кого я дотронусь волшебной палочкой, снова превращается в ребенка и садится на свое место.

Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка волшебно палочкой. Дети садятся за столы. Воспитатель убирает таз с водой.

- Ребята, а как вы думаете, для чего я закрывала плащом таз с водой? (Дети высказывают свои предположения)

- Я закрывала плащом таз, чтобы незаметно положить цветок на воду.

 - Ребята, а для чего я делала взмахи волшебной палочкой? (Дети высказывают свои предположения)

- Взмахи волшебной палочкой я делала, чтобы привлечь ваше внимание и придать загадочность своим действиям.

- Ребята, попробуете тоже придумать какое-нибудь «волшебное движение». Кто будет готов показать, поднимите руку.

Дети, сидя за столами, поочередно показывают движения руками.

- И у настоящих фокусников тоже есть свои секреты. Как вы думаете, для чего они нужны? (Дети высказывают свои предположения)

- Они помогают фокусникам при демонстрации фокуса.

- Кто может объяснить, что такое демонстрация фокуса? (Показ фокуса публике, зрителям)

- Любой фокусник использует в своем выступлении секреты, например, отвлекающие моменты, чтобы незаметно спрятать предмет, или, наоборот, чтобы привлечь внимание зрителей.

Воспитатель выполняет манипуляцию с платочком.

- Ну как, мне удалось привлечь ваше внимание? (Ответы детей)

- А сейчас познакомимся со следующим фокусом. Но сначала отгадайте загадку.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

- Что это? (Воздух)

- Правильно, это воздух. 

- Ребята, посмотрите вокруг себя. Кто-нибудь видит воздух? (Нет)

- Воздух, он какой? (Воздух невидимый, прозрачный)

- А теперь попробуйте его поймать. (Дети ловят воздух руками)

- У вас получилось, поймать воздух? (Ответы детей)

- А хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей)

- Берите на своих столах вот такие пакетики и подходите ко мне.

Воспитатель выходит на середину группы, дети с пакетиками в руках, подходят к воспитателю и в свободном порядке становятся около него.

- Нам понадобится свободное место, поэтому становитесь на расстоянии друг от друга, чтобы не сталкиваться. Смотрите, как я буду делать, и повторяйте за мной.

Воспитатель демонстрирует выполнение движений, дети повторяют – ловят воздух и зажимают пакет.

- Все поймали воздух? (Ответы детей)

- Вот такой простой фокус – «Как можно поймать воздух?», вы можете показать своим друзьям.

- А сейчас выпустите воздух из своих пакетиков, положите их в корзину и садитесь на свои места.

- Не все фокусы фокусник может выполнить один. Вот и мне для демонстрации следующего номера понадобится ассистент. 

- А вы знаете, кто такой ассистент? (Ассистент - это помощник)

Воспитатель подзывает одного помощника, показывает детям пустой лист картона.

- Вот тебе ключик, попробуй прикрепить его к листу картона в то место, куда я укажу волшебной палочкой.

Ребенок прикладывает ключик в указанные места, ключик падает на стол.

- Вот какой непослушный ключик. Наверно, нужно нарисовать крючок и произнести волшебное заклинание.

Воспитатель маркером рисует крючок, затем делает взмахи волшебной палочкой и произносит слова.

- Ключик, ключик, не ленись и к крючочку прикрепись!

- Попробуй прикрепить ключ на крючок.

Ребенок прикрепляет ключ к нарисованному крючку.

- Молодец, у тебя получилось, ключик не падает. Садись на место.

Ребенок садится на свое место.

- Поднимите руку, кто догадался, в чем секрет этого фокуса? (Дети высказывают предположения, необходимо подвести детей к правильному ответу)

- С задней стороны листа прикреплен магнит, который и притягивает к себе железный ключик. А все ли предметы притягивает магнит? (Не все, магнит притягивает только железные предметы)

- Сейчас я раздам магниты, и вы сами попробуете в этом убедиться. В контейнере лежат разные предметы, выложите их на стол и определите, какие предметы притягивает магнит.

Проверяют предположения на практике - взаимодействие магнита с различными предметами.

- Оставьте на столе только те предметы, которые притягивает магнит, а остальные уберите в контейнер.

- Какие предметы притягивает магнит? (Магнит притягивает железные предметы)

- Кто может сказать, что такое магнит? (Это такой предмет, который способен притягивать к себе железные предметы)

- Ребята, уберите, пожалуйста, все предметы в контейнер. Вы хорошо поработали, и пришла пора немного отдохнуть.

- Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Повертелись, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки дружно закрываем,

Вместе до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять.

Глазки дружно открываем

И работать продолжаем.

- Я покажу вам еще один фокус - «Летающая бабочка».

Воспитатель перемещает бабочку со скрепкой по мольберту.

- Кто догадался, почему моя бабочка летает? (К бабочке прикреплена железная скрепка, она притягивается к магниту, и с его помощью передвигается).

Дети рассматривают конструкцию.

- Ребята, возьмите у себя в контейнере бабочку и прикрепите к ней скрепку.

Дети прикрепляют скрепку к «бабочке».

- В левую руку возьмите лист картона и держите его горизонтально над поверхностью стола. Положите бабочку на цветок. Правой рукой возьмите магнит, расположите его снизу листа, под бабочкой и перемещайте, попробуйте заставить свою бабочку перелетать с цветка на цветок.

Дети проделывают фокус с бабочкой, убирают оборудование в контейнер.

- А сейчас, ребята, положите все обратно в контейнер.

III часть

- Наше занятие подходит к концу и вам пора превращаться из фокусников снова в мальчиков и девочек. Подойдите ко мне.

Дети подходят к воспитателю, на середину группы.

- Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова.

Сейчас кругом я повернусь.

В ребенка снова превращусь.

Звучит таинственная музыка. Воспитатель снимает плащ.

- Ребята, садитесь, пожалуйста, на стулья.

Дети садятся на стулья.

- Кем мы сегодня были? (ответы детей)

- Что показывают фокусники? (ответы детей)

- Кто такой ассистент фокусника? (ответы детей)

- Что такое демонстрация фокуса? (ответы детей)

- Какой фокус показался вам самым трудным? (ответы детей)

- Какой фокус вам понравился больше всего? (ответы детей)

- Ребята, вы молодцы, постарались, справились со всеми заданиями и теперь сможете показывать фокусы своим родным и друзьям.

- Ребята, наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности на тему: «Учимся показывать фокусы»

Программное содержание:1.Образовательные:Образовательная область «Познавательное развитие»- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятель...

Учимся показывать фокусы

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность....

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Учимся показывать фокусы»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность...

Конспект занятия «Учимся показывать фокусы»

Конспект занятия «Учимся показывать фокусы»...

Конспект ОД «Учимся показывать фокусы»

Конспект ОД «Учимся показывать фокусы»...

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности на тему: «Учимся показывать фокусы»

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности на тему:«Учимся показывать фокусы»...