Роль экологического воспитания дошкольников в процессе их развития
материал по окружающему миру
Природа — очень важное средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Несомненно, общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, пробуждая лучшие чувства. Общаясь с природой, дети делают много открытий о жизни живых существ, о свойствах различных природных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminarekologiya.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №43 «Колокольчик»
Семинар-практикум
«Роль экологического воспитания в развитии познавательных интересов у дошкольников»
ДОКЛАД
на тему:
«Роль экологического воспитания дошкольников в процессе их развития»
Подготовила:
Учитель-логопед
Малыхина Лариса Александровна
г.о. Электрогорск
2021 г.
Природа — очень важное средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Несомненно, общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, пробуждая лучшие чувства. Общаясь с природой, дети делают много открытий о жизни живых существ, о свойствах различных природных материалов.
Воспитательную работу с дошкольниками необходимо вести незаметно и увлекательно, конечно через игру. Поскольку она является главным видом деятельности детей дошкольного возраста. Игры помогают развивать положительные качества характера детей и исследовательскую деятельность.
Экологическое воспитание детей — прежде всего воспитание бережного отношения к природе, способствующее пониманию детьми того, что природу надо любить. Таким образом, у дошкольников формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений и
это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Несомненно, на основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому. Конечно, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе как наиболее доступный для детей вид труда, имеющий
значимый результат. Несомненно, в процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики, формируются определенные трудовые навыки, воспитывается интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к
ней, проявлять добрые дела и поступки.
В образовательной деятельности с детьми используются
различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин,
демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Эти методы в наибольшей степени позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, являющиеся основой образного мышления.
Практические методы — это игра, опыты и моделирование, позволяющие
воспитателю уточнять представления детей, устанавливать связи и отношения между отдельными предметами и явлениями природы.
Словесные методы — это рассказы, чтение художественных произведений о
природе, беседы. Эти методы используются для расширения знаний детей о природе, их систематизации и обобщения.
Дети старшего дошкольного возраста круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках. Знакомя детей с природой, рационально использовать разнообразный иллюстративно наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, кино и телефильмы.
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры: игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры. Игры с готовым содержанием и правилами это дидактические и подвижные игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях живой и неживой природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию дружеских
отношений.
Выполнение заданий способствует развитию наблюдательности и формированию сенсорного развития. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Детям младшего возраста необходимо помогать накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность в повседневной жизни. Для детей старшего возраста
ведется работа по обобщению и систематизации знаний о природе, формированию первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем мире. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких, как умения анализировать
объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.
К 6-7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности (моделирование, опыты), тем самым создаются условия для формирования познавательных интересов.
Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней.
Список литературы
Николаева С. Н. – «Методика экологического воспитания дошкольников.» М:
Издательский центр «Академия», 2001
Зверев А. Т. – «Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада.» М.: Дом педагогики, 1998. 56 с.
Иванова А. И. «Живая экология.» — Программа экологического образования
дошкольников. 2 е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционал...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрени...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
Рекомендации для воспитателей старших групп...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И ...
Консультация для родителей на тему: «Роль экологического воспитания дошкольников в семье. Семейный досуг с ребенком на природе»
В настоящее время очень важно научить ребенка учиться, но и отдыхать. Досуг ребенка, каким содержанием мы его наполним, зависит целиком от нас, родителей. Впоследствии, став взрослым, ребенок уже само...
Тема по самообразованию учителя-дефектолога Морозовой Э.И. ”Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Экологическая тропа”.
Описание: данный проект можно использовать(изменив задачи в соответствии с возрастом детей)в работе с детьми детского сада, начиная с младшей группы, включая подготовительную(возраст детей от 3 -ех до...