Детский исследовательский проект "Янтарь - слезы деревьев"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Владимировна Попова

Проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yantar_tekst.docx397.69 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс для дошкольников «Детские исследовательские и научные работы, проекты»

Номинация:

 «Науки о природе»

 «Янтарь – волшебные слезы деревьев»

Конкурсный материал воспитанника

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Изумрудный город»

Пронина Александра

Руководитель: воспитатель

 I квалификационной категории

Попова Оксана Владимировна

Тамбов 2021

Тема: «Янтарь – волшебные слезы деревьев»

Цель исследования:  знакомство с природным камнем – янтарём.

Задачи проекта:

  • раскрыть тайну происхождения янтаря;
  • узнать секреты его добычи;
  • изучить свойства камня, проведя опыты;
  • выяснить, где применяется янтарь;
  • развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность.

Гипотеза: действительно ли янтарь является смолой древнейших хвойных деревьев или это застывший пчелиный мед, или же по представлению древних людей – это куски расколовшегося солнца упавшего в море.

Актуальность: янтарь называют чудом природы, кусочком Солнца, он притягивает внимание своей неповторимой красотой, восхищая людей с древних времён

Росла красавица-сосна,
И вдруг заплакала она...
Всё плакала и плакала,
Смола, как слёзы капали.
Прошло так много лет с тех пор,
И где шумел могучий бор -
Там море, там шумит волна,
И к берегу несёт она
Янтарь. Смолой он раньше был,
Но каплей солнечной застыл...

Н. Голубева

                В нашем детском саду «Изумрудный город» г. Тамбова, мы вместе с воспитателями изучаем географию «Природные богатства Земли».

         Однажды, Оксана Владимировна принесла нам разные золотистые камушки. Они все были солнечного цвета и разные по форме. И тогда Оксана Владимировна сказала, что этот камень называется  янтарь.                                     

Мне очень понравились эти камушки, и стало любопытно, от куда же они появились, для чего предназначены. И захотелось побольше узнать об этом удивительном явлении созданным природой и временем: изучить историю происхождения янтаря, как люди его добывают, какими свойствами обладает и, как и где можно использовать янтарь.

                Интересно, действительно ли янтарь является смолой древнейших хвойных деревьев или это застывший пчелиный мед, или же по представлению древних людей – это куски расколовшегося солнца упавшего в море.

                 Увидев прекрасный желтый камень на берегу моря после шторма, древние люди придумывали разные легенды о его происхождении. Одни считали, что этот камень образовывается из окаменевшего мёда диких пчел, другие считали, что это застывшая морская пена, а третьи, что янтарь это слезы морской Богини.

                Что же было на самом деле, откуда произошел этот удивительный камень-янтарь?

                Много миллионов лет назад, на месте балтийского моря был материк. На нем бурно рос лес, состоящий из разнообразных деревьев, а так же в этом лесу росли вековые, гигантские сосны. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Смола, скапливаясь на дереве, образовывала крупные капли и падали на землю. Через несколько тысяч лет, смола окаменела и превратилась в янтарь. Но прошли миллионы лет  лес был затоплен морем. С тех пор, люди стали находить прекрасный желтый камень который назвали янтарь.

                И вот теперь мы знаем, что янтарь имеет растительное происхождение, и поэтому с ним можно проводить различные опыты.

                Опыт 1.  «Горение янтаря»: Я взял небольшой кусочек янтаря и поднес его к огню, он начал плавиться, а затем загорелся. При горении начал выделяться черный дым и запах сосны. Это подтверждает то, что янтарь - окаменелая смола хвойных деревьев.        

Опыт 2.  «Тонет – не тонет»: Я поместил кусочек янтаря в стакан с водой. Он утонул в воде. Затем я растворил в  другом стакане одну столовую ложку поваренной соли. Янтарь уже не тонул в воде, а держался на поверхности. Этот опыт доказывает что, плотность янтаря равна плотности воды. Таким образом, можно отличить настоящий камень от подделки.    

Опыт 3. «Ароматы янтаря» Необходимо взять в руки небольшие кусочки янтаря. Потрем его в руках, и понюхаем. Что мы чувствуем? Он начал издавать тонкий хвойный аромат, что и говорит о его растительном происхождении.  

                Из - за своей красоты, с древнейших времен люди стали использовать янтарь в ювелирном искусстве. И сегодня из янтаря делают разнообразные ювелирные украшения.

                Изделия из янтаря используют и как талисманы, считается, что он приносит счастье и удачу людям.

                Янтарь нашел применение и в медицине. Самоцвет помогает при лечении различных болезней: ангине, зубной боли и других  недомоганиях.                Солнечный камень применяется в живописи. Из кусочков янтаря и янтарной крошки создают необыкновенно красивые картины.

                Самым великолепным произведением искусства из янтаря является Янтарная комната. Которая была утрачена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена в наши дни в Екатерининском дворце Царского Села. 

                        Таким образом, я узнал, что такое янтарь, как его использовать. Узнал о волшебных и лечебных свойствах. Понял, почему этот камень так притягивает и интересует людей. Не зря его называют чудом природы, кусочком Солнца. Надо ценить и беречь это чудо.

                В старину считали, что подарить янтарь, значит пожелать здоровья, долголетия, красоты и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...

Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"

В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...

Проектно - исследовательская работа "Янтарь - волшебные слезы деревьев"

Проектно исследовательская работа "Янтарь - волшебные слезы деревьев"...

«Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства» (конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)

laquo;Дерево, как материал для изготовления мебели, и некоторые его свойства»(конспект занятия по ФЦКМ, старший дошкольный возраст) (детская исследовательская деятельность)...

Исследовательский познавательный проект "Дерево" в детском саду.

Цель проекта: содействовать развитию экологического сознания дошкольников и формированию осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формированию у дошкольников элеме...