НОД на тему "Весна" в подготовительной группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД
по окружающему миру в подготовительной группе
на тему «Весна»
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года (признаки, приметы весны, жизнь птиц… ); формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения настроения и отношения к увиденному.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин. Воспитывать интерес к живописи.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь», Знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», чтение стихотворения А. Плещеева «Весна», разучивание загадок, примет о весне, наблюдение сезонных изменений в природе.
Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.
Приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, музыкальное сопровождение .
Оборудование и материалы: электронный носитель с песней «Весенняя капель», «Голоса птиц», картинки о весне, картина Саврасова «Грачи прилетели», заготовки для аппликации….
Ход занятия:
Ребята, у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся.
А разговаривать мы сегодня с вами будем о весне.
В.- К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно очень теплые
Ноги у весны.
О каких признаках весны вы услышали в этом стихотворении. (сугробы тают, проталины появляются).
В.- А что значит – «верно очень теплые ноги у весны»?
( весной солнце пригрева жарче и светит ярче)
В.- С наступлением весны вся природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Мы долга с вами ждали весну? Значит, какая весна? (долгожданная). В старину считали, что весна не приходит сама. Её зазывали в гости и говорили такие слова.
Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой…
(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)
В. -Давайте, ребята, мы все вместе дружно пригласим весну .
Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой…
(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)
В. – Мне кажется, что после нашего приглашения, солнышко засветило ярче.
С наступлением весны все кругом радуется, ликует.
Хотя нет, я слышу чей-то плачь, как будто капают слезки. Прислушайтесь, ребята.
Д.- Да это сосульки плачут.
В.- А от чего же они плачут?
Д.- Солнышко пригревает.
В.- А как называется в природе этот признак?
Д.- Капель.
В.- Вот мы с вами и назвали некоторые признаки весны ( тает снег, появляются проталины, светит ярче солнце, начинается капель).
В.- А еще, какие признаки весны вы знаете, посмотрите кругом.
Д.- прилетают птицы из теплых стран
- ребята строят для скворцов скворечники
- появляются первые цветы
- бегут ручьи
- на деревьях набухают почки
- на реках начинается ледокол
- ночи становятся короче, а дни длиннее
В.- Так и хочется рассказать стихотворение, которое мы с вами учили:
Уж тает снег,
Бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
В.- Кто написал это стихотворение? Как оно называется?
Д.- «Весна». Алексей Плещеев.
В. - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Становитесь на коврик в кружок.
А игра называется «Весенние слова».
В моем волшебном сундучке кое-что лежит. Давайте откроем и посмотрим. Это подснежник. Мы будем передавать его друг -дугу и при этом называть весенние слова. (теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, добрая, цветущая, молодая, пестрая).
В.- Изменения весной происходят не только в природе, но и в жизни лесных животных.
Медведь и еж. Что изменилось в их жизни? (Проснулись после спячки).
Белка, заяц. Что у них в жизни изменилось? ( Они оба весной сменили шубки - теплые на легкие).
А волка с кем можно в пару поставить? ( с лисой, они оба охотятся на зайцев)
А еще у зверей весной кто появляется?
Д.- (детеныши). У медведя - медвежата, у ежа – ежата, белки – бельчата, у зайца – зайчата. У волка – волчата, у лисы – лисята.
В. Ребята, а кто из вас помнит приметы весны?
- Летит скворец – зиме конец.
- Воробьи купаются в луже – к теплу.
- Высоко плывут облака – к хорошей погоде.
- Длинные сосульки к долгой весне.
- Дружно летят птицы весной кк большому теплу .
В. - А сейчас, ребята, присаживайтесь на стульчики, мы с вами немножко поиграем.
Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки и даже совы – сплюшки! Лебеди, и утки и спасибо шутке!
В. Коль мы с вами заговорили о птицах, то кто назовет птичку, которая первая прилетает к нам?
Д.- Грач.
В.- Давайте вспомним стихотворение –загадку про грача?
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашни от червей,
Целый день на вскачь
А зовется птица – грач.
А какие еще птицы прилетают?
Д.- ласточки, скворцы, лебеди, утки, соловьи ….
Ребята, а как с наступлением весны поменялось поведение птиц?
Д.- С наступлением весны птицы стали более оживленными, звонко поют песни, не прячутся, все больше находятся на улице).
А почему они оживленные, чем они занимаются? Для чего им гнезда?
В.- Ребята, давайте мы с вами закроем глаза и представим, что мы в лесу сидим на полянке и слушаем пение птиц.
Звучат голоса птиц.
Вам понравилось слушать пение птиц?
Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.
Если вы гуляете в лесу с родителями и случайно найдете гнездо, что нужно сделать? ( Сразу тихонько отойти от него. Ведь птица боится человека и улетает от гнезда до тех по, пока человек не отойдет. Никогда не берите яйца в руки, птицы могут вообще не вернуться в гнездо.) Можно ли шуметь в лесу, ломать ветки, рвать охапки цветов? Нужно всегда помнить, что мы в лесу кто? Гости.)
В.- А сейчас, ребята, подойдите все к доске.
Удивительный мир природы окружает нас. Увидеть ее красоту помогают нам художники.
-Как называются картины , изображающие природу? ( пейзажи)
Мы сегодня с вами рассмотрим картину, которая называется «Грачи прилетели», а написал ее Саврасов.
- Как художник показывает нам приближение весны? ( в полях растаял снег, видны проталины, чернеет пропитанная влагой земля).
-Всмотритесь в небо. Какое оно?( небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака).
-Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
-как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. На то. Что оно вот-вот «Брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег).
В. -Что сразу задерживает наш взгляд?
(Деревья с многочисленными гнездами грачей). Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)
-Что вы видите за березами, вдали на картине? ( деревню, бесконечные дали. За березами виднеется старая деревянная постройка, За постройкой - белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней.
- Что же делают грачи? ( грачи суетятся, кричат, шумят, ремонтируют гнезда, клюют, ловят; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве).
Дид.игра «Кто больше увидит на картине ». Вам нужно перечислить все, что вы видите на картине.
На картине все очень обычно: старая церквушка с просторами бесконечных русских полей, неказистые березки, на которых вьют гнезда грачи, темный тающий снег.
Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.
Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, которая известна во всем мире. И я думаю, что вы не пройдете равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе., а задержите свой взгляд на прекрасном, и, наверное , станете лучше и добрее.
Физкультминутка: Руки подняли и покачали
Это – деревья в лесе.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Руки сложили назад.
Ребята, а какой сейчас месяц весны? (апрель).Какой первый, какой третий?
В народе месяц март называют как? (протальник) – почему?
Месяц апрель называют как? (ледолом, снегосгон) – почему?
Месяц май – цветень. Как вы думаете, почему?
В.- Трудно представить весну без цветов.
Мы сегодня будем с вами делать первый весенний цветок – подснежник.
Дети садятся на свои места.
Объясняю ход работы. (дети делают цветы из ватных дисков).
Готовые работы выставляются у доски. Анализ работ.
В. Ребята, за ваши знания, терпение и старание я вручаю вам медальки-солнышки.
На этом занятие окончено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по окружающему миру в подготовительной группе
на тему «Весна»
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года (признаки, приметы весны, жизнь птиц… ); формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны. Закрепить знания народных примет, загадок о весне, обучать детей составлять рассказ по картине. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины и выражения настроения и отношения к увиденному.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин. Воспитывать интерес к живописи.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь», Знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», чтение стихотворения А. Плещеева «Весна», разучивание загадок, примет о весне, наблюдение сезонных изменений в природе.
Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.
Приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, музыкальное сопровождение .
Оборудование и материалы: электронный носитель с песней «Весенняя капель», «Голоса птиц», картинки о весне, картина Саврасова «Грачи прилетели», заготовки для аппликации….
Ход занятия:
Ребята, у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся.
А разговаривать мы сегодня с вами будем о весне.
В.- К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно очень теплые
Ноги у весны.
О каких признаках весны вы услышали в этом стихотворении. (сугробы тают, проталины появляются).
В.- А что значит – «верно очень теплые ноги у весны»?
( весной солнце пригрева жарче и светит ярче)
В.- С наступлением весны вся природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Мы долга с вами ждали весну? Значит, какая весна? (долгожданная). В старину считали, что весна не приходит сама. Её зазывали в гости и говорили такие слова.
Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой…
(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)
В. -Давайте, ребята, мы все вместе дружно пригласим весну .
Весна красна!
В гости просим!
Приди скорей!
Принеси с собой…
(хорошую погоду, теплое солнышко, зеленую травку, легкий ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.)
В. – Мне кажется, что после нашего приглашения, солнышко засветило ярче.
С наступлением весны все кругом радуется, ликует.
Хотя нет, я слышу чей-то плачь, как будто капают слезки. Прислушайтесь, ребята.
Д.- Да это сосульки плачут.
В.- А от чего же они плачут?
Д.- Солнышко пригревает.
В.- А как называется в природе этот признак?
Д.- Капель.
В.- Вот мы с вами и назвали некоторые признаки весны ( тает снег, появляются проталины, светит ярче солнце, начинается капель).
В.- А еще, какие признаки весны вы знаете, посмотрите кругом.
Д.- прилетают птицы из теплых стран
- ребята строят для скворцов скворечники
- появляются первые цветы
- бегут ручьи
- на деревьях набухают почки
- на реках начинается ледокол
- ночи становятся короче, а дни длиннее
В.- Так и хочется рассказать стихотворение, которое мы с вами учили:
Уж тает снег,
Бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
Чиста небесная лазурь,
Светлей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
В.- Кто написал это стихотворение? Как оно называется?
Д.- «Весна». Алексей Плещеев.
В. - А сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Становитесь на коврик в кружок.
А игра называется «Весенние слова».
В моем волшебном сундучке кое-что лежит. Давайте откроем и посмотрим. Это подснежник. Мы будем передавать его друг -дугу и при этом называть весенние слова. (теплая, красивая, солнечная, долгожданная, радостная, шаловливая, дружная, загадочная, таинственная, сказочная, веселая, приветливая, зеленая, звонкая, поющая, шумная, пахучая, яркая, добрая, цветущая, молодая, пестрая).
В.- Изменения весной происходят не только в природе, но и в жизни лесных животных.
Медведь и еж. Что изменилось в их жизни? (Проснулись после спячки).
Белка, заяц. Что у них в жизни изменилось? ( Они оба весной сменили шубки - теплые на легкие).
А волка с кем можно в пару поставить? ( с лисой, они оба охотятся на зайцев)
А еще у зверей весной кто появляется?
Д.- (детеныши). У медведя - медвежата, у ежа – ежата, белки – бельчата, у зайца – зайчата. У волка – волчата, у лисы – лисята.
В. Ребята, а кто из вас помнит приметы весны?
- Летит скворец – зиме конец.
- Воробьи купаются в луже – к теплу.
- Высоко плывут облака – к хорошей погоде.
- Длинные сосульки к долгой весне.
- Дружно летят птицы весной кк большому теплу .
В. - А сейчас, ребята, присаживайтесь на стульчики, мы с вами немножко поиграем.
Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что другое, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки и даже совы – сплюшки! Лебеди, и утки и спасибо шутке!
В. Коль мы с вами заговорили о птицах, то кто назовет птичку, которая первая прилетает к нам?
Д.- Грач.
В.- Давайте вспомним стихотворение –загадку про грача?
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашни от червей,
Целый день на вскачь
А зовется птица – грач.
А какие еще птицы прилетают?
Д.- ласточки, скворцы, лебеди, утки, соловьи ….
Ребята, а как с наступлением весны поменялось поведение птиц?
Д.- С наступлением весны птицы стали более оживленными, звонко поют песни, не прячутся, все больше находятся на улице).
А почему они оживленные, чем они занимаются? Для чего им гнезда?
В.- Ребята, давайте мы с вами закроем глаза и представим, что мы в лесу сидим на полянке и слушаем пение птиц.
Звучат голоса птиц.
Вам понравилось слушать пение птиц?
Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе.
Если вы гуляете в лесу с родителями и случайно найдете гнездо, что нужно сделать? ( Сразу тихонько отойти от него. Ведь птица боится человека и улетает от гнезда до тех по, пока человек не отойдет. Никогда не берите яйца в руки, птицы могут вообще не вернуться в гнездо.) Можно ли шуметь в лесу, ломать ветки, рвать охапки цветов? Нужно всегда помнить, что мы в лесу кто? Гости.)
В.- А сейчас, ребята, подойдите все к доске.
Удивительный мир природы окружает нас. Увидеть ее красоту помогают нам художники.
-Как называются картины , изображающие природу? ( пейзажи)
Мы сегодня с вами рассмотрим картину, которая называется «Грачи прилетели», а написал ее Саврасов.
- Как художник показывает нам приближение весны? ( в полях растаял снег, видны проталины, чернеет пропитанная влагой земля).
-Всмотритесь в небо. Какое оно?( небо высокое, весеннее. Оно еще не стало чистым, но голубизна проглядывается сквозь серые, хмурые облака).
-Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
-как вы догадались?
(Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. На то. Что оно вот-вот «Брызнет» с неба, указывают четкие тени, ложащиеся на забор и тающий снег).
В. -Что сразу задерживает наш взгляд?
(Деревья с многочисленными гнездами грачей). Расскажите о березах, какие они? (неказистые, старые, корявые в центре, а справа молодые, стройные)
-Что вы видите за березами, вдали на картине? ( деревню, бесконечные дали. За березами виднеется старая деревянная постройка, За постройкой - белокаменный собор с тремя куполами и высокой колокольней.
- Что же делают грачи? ( грачи суетятся, кричат, шумят, ремонтируют гнезда, клюют, ловят; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве).
Дид.игра «Кто больше увидит на картине ». Вам нужно перечислить все, что вы видите на картине.
На картине все очень обычно: старая церквушка с просторами бесконечных русских полей, неказистые березки, на которых вьют гнезда грачи, темный тающий снег.
Но за этой простотой чувствуется душа художника, которому все это дорого, близко его сердцу.
Сегодня мы с вами познакомились с чудесной картиной, которая известна во всем мире. И я думаю, что вы не пройдете равнодушно мимо заснеженного леса, сверкающего на солнце, мимо рощи в осеннем уборе., а задержите свой взгляд на прекрасном, и, наверное , станете лучше и добрее.
Физкультминутка: Руки подняли и покачали
Это – деревья в лесе.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Руки сложили назад.
Ребята, а какой сейчас месяц весны? (апрель).Какой первый, какой третий?
В народе месяц март называют как? (протальник) – почему?
Месяц апрель называют как? (ледолом, снегосгон) – почему?
Месяц май – цветень. Как вы думаете, почему?
В.- Трудно представить весну без цветов.
Мы сегодня будем с вами делать первый весенний цветок – подснежник.
Дети садятся на свои места.
Объясняю ход работы. (дети делают цветы из ватных дисков).
Готовые работы выставляются у доски. Анализ работ.
В. Ребята, за ваши знания, терпение и старание я вручаю вам медальки-солнышки.
На этом занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....
Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...