НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Весенние заботы птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_zaboty_ptits.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по теме «Весенние заботы птиц» в подготовительной группе.
Цель: Формирование представлений у детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
- обобщить знания детей о признаках весны;
- закрепить знания о перелетных птицах, расширять и активизировать словарь;
- развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;
- развивать интерес к жизни птиц.
- воспитывать доброе заботливое отношение к птицам, любовь ко всему живому.
Приемы: групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.
Материалы и оборудование: магнитофон, запись «Голоса птиц», картинки с изображением птиц: грач, аист, кукушка, соловей, ласточка, скворец.
Ход НОД:
Ребята, я приготовила для вас загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?...(весна) (картинка весна)
Воспитатель: Да, ребята, это время года весна. А какая она весна?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, какие чудеса происходят весной?
Дети: Солнце светит ярко, небо голубое, тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы. (картинки)
Воспитатель: Да весна – пробуждение природы.
Ребята, посмотрите, нам прислали письмо, давайте его откроем, и узнаем, что там написано: «Приглашаем Вас в весенний лес».
Ребята, нас приглашают в весенний лес, а кто же нас туда приглашает? Подписи то нет! (заглядываю в конверт).
Смотрите ребята там, что то лежит! ( Достает и показывает детям: следы птиц, перья, пух, веточки) Здесь следы…Кто же их оставил? Перья? Веточки… Как вы думаете, кто же нас пригласил? (ответы детей)
Вы хотите узнать, как живут птицы весной?
Воспитатель: Отправимся в путешествие? А как мы попадем в весенний лес? (предположения детей).
Воспитатель: Я предлагаю так: закроем глаза и послушаем весеннюю капель. А капель непростая, волшебная. Она и приведет нас в весенний лес. (дети закрывают глаза, слушают капель) звучит фонограмма – капель.
- Открываем глазки. Вот мы и оказались в весеннем лесу (звучит аудиозапись «голоса птиц»- фонограмма).
Воспитатель: Мы с вами оказались правы, нас пригласили в лес птицы.
Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свой родной дом, как красива наша земля, как они спешили возвратиться домой, и как рады встрече с нами.
Воспитатель: Но самое главное – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А где же птицы, которые пригласили нас в гости?
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Вдоль по полю мчится вскачь,
А зовётся птица … (Грач)
Воспитатель: Правильно грач. А что вы знаете о нём?
Дети: он самый первый прилетает к нам.
Воспитатель: А как ещё называют грача?
Дети: Вестник весны.
Воспитатель: Правильно. А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»
2. На шесте весёлый дом,
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец
Разноголосый он певец (Скворец)
Воспитатель: Что вы можете о нём сказать?
Дети: скворец может петь голосом любой птички. Он прилетает вслед за грачём.
3. Он живёт на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Воспитатель: Аист - вьёт гнезда прямо на крышах домов.
4. В лесу на ветке она сидит,
Одно ку-ку она твердит.
Года нам всем считает,
Птенцов своих теряет. ( Кукушка)
Воспитатель: Конечно, это кукушка. А, что вы знаете про эту птицу ?
Дети: она подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда.
Но зато она питается крупными гусеницами, которых другие птицы проглотить не могут, тем самым очищает лес от вредителей.
5. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ( Соловей)
Воспитатель: А что вы знаете о соловье? (У них очень сложные и красивые трели.)
6. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Ласточка возвращается к нам самая последняя из перелётных птиц.
Уже давно люди приметили, что если эта птичка построила свое гнездо под крышей вашего дома, то это говорит о том, что ваша семья добрая, дружная, счастливая.
Если ласточка пролетает низко над землей, то скоро начнется дождь, а высокий полет птицы указывает на ясную и солнечную погоду.
Воспитатель: Итак, вот мы с вами, ребята, и вспомнили некоторых перелетных птиц.
А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Воспитатель: А почему птиц называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы питаются насекомыми, а они осенью все попрятались и эти птицы не делают запасов еды, а когда замерзают реки и озера, то водоплавающим птицам становится негде жить и добывать еду.
Пальчиковая гимнастика «Весна».
1. Стучат всё громче дятлы - пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце - ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми.
Чтоб землю нашу греть - пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце - движения повторяются.
Чтоб землю нашу греть.
2. Бегут ручьи под горку - волнообразные движения рук.
Растаял весь снежок - сомкнуты, ладони повёрнуты вниз.
А из - под старой травки, - ладони сомкнуты "ковшом".
Уже глядит цветок - ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты.
А из - под старой травки,
Уже глядит цветок - движения повторяются.
3. Раскрылся колокольчик - руки сжаты в кулак.
В тени там, где сосна - пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены, чашечка колокольчика.
Динь-динь, звенит тихонько - качаем кистями рук в разные стороны.
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько - движения повторяются.
Динь-динь, пришла весна.
Воспитатель: Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: Что нужно птицам для строительства гнезда?
Дети: веточки, солома, кора, глина.
Воспитатель: Конечно, ну а где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Ну, вот гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Дети: Вывести птенцов.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Ребята, а какие правила в лесу вы знаете?
Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить и тогда птенцы погибнут.
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам? Зимой подкармливать тех, кто остался зимовать, а весной? (высказывания детей)
Дети: Можно сделать и развесить скворечники, покормить птичек.
Воспитатель: Конечно, найдите среди наших перелетных птиц - скворца. Действительно, для них люди с давних пор делают специальные домики. Эти домики называются скворечники, скворцы при возвращении на родину поселяются в скворечнике.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться обратно в детский сад. ( звучит музыка …..дети закрывают глаза)
- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
- Какие птицы запомнились вам?
- Почему нужно заботиться о птицах? (Ответы детей)
Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!
А сейчас возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше понравилась. Почему? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Весеннее настроение» (средняя группа)
Систематизация знаний детей о временах года...
Конспект занятия. Социально-коммуникативное развитие.Беседа «Весенние заботы птиц»
Задачи:Систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной.Формировать гуманное отношение к птицам,познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о свотих птенцах....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие" Тема:"Весенние заботы птиц".
Обобщить, систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной....
Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе
Презентация к занятию по ознакомлению с миром природы "Весенние заботы птиц" в подготовительной группе...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной группе «Весенние заботы птиц»
https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/ [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17173642","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"205","width"...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Познавательное развитие. (Ознакомление с природой + познавательно - исследовательская деятельность). Тема: «Домашние животные и птицы».
Дать детям представление о домашних животных и птицах, учить выделять их существенные признаки, называть детёнышей ; познакомить с ролью и значением домашних животных и птиц в ...
Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы
15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...