Конспект занятия "Природные явления"с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
С использованием детского экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_opytno.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 135 Невского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД с детским экспериментированием
по теме «Природные явления»
«Удивительные открытия в лаборатории Почемучек»
Группа : подготовительная
Иванова Е. Г.
Воспитатель
Санкт-Петербург
2021 г.
Цель: Расширять знания детей о природных явлениях.
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической деятельности.
2. Уточнить представления детей о природных явлениях таких как: сильный ветер «торнадо», вихрь, смерч
гроза и молния, дождь, радуга, северное сияние.
3. Развивать умение, воображение, умение анализировать и сравнивать.
4. Учить отражать в речи результаты экспериментирования.
5. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать вывод.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: «торнадо», электрический разряд, испарение, круговорот воды в природе, дождевые, кучевые, перистые облака, северное сияние, радуга, лаборатория, опыты.
Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование литературы, загадок.
Использованные технологии: игровая, ИКТ, здоровье сберегающая, детское экспериментирование.
Предварительная работа:
1. Рассматривание энциклопедий, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
2.Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берется дождь», «Как появляется радуга».
3. Наблюдение за неживой природой.
4. Загадывание загадок, разучивание стихотворении о радуге, дожде, грозе, северном сиянии
Оборудование и раздаточный материал: подносы, баночки с водой и с крышкой, прозрачный контейнер для показа дождя, пена для бритья, синяя гуашь, пипетки, , бутылочки с водой, тарелка белая и тарелка тёмного цвета, гуашь семи цветов радуги, ватные палочки, моющее средство, , молоко, разноцветные конфеты «скитлс», кружка - с фокусом, термос с горячей водой, белые халатики на детей. Презентация к занятию с обучающими видео: видеоматериал «Как образуется дождь», фонограмма песни «Почемучки».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы неслучайно надели белые халатики. Я думаю вы догадались, куда мы сегодня пришли?
(правильно, в нашу лабораторию Почемучек)
- Скажите, для чего нужна лаборатория? ( чтобы что-то изучить, экспериментировать, узнавать что-то новое, проводить опыты, делать открытия)
Смотрите, нас уже встречает наш главный Профессор Всезнайкин.
-Добрый день Профессор.
Фонограмма Профессора :
Здравствуйте, ребята. Очень, очень рад встрече с вами. Надеюсь, вы помните правила поведения и техники безопасности в лаборатории?!
Воспитатель: Конечно, помним. Ребята давайте повторим. А опознавательные знаки будут нам в помощь. Какое первое правило?
- Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, среди них могут быть ядовитые.
- Нужно осторожным быть со стеклянными приборами, баночками и мензурками. Они могут разбиться и осколками можно пораниться.
- Ничего нельзя брать в рот, пробовать на вкус без разрешения профессора или воспитателя.
- С водой надо быть аккуратными, чтобы не облиться и не пролить на пол.
- Кипяток руками не трогать, можно ошпариться.
- Новые опыты проводить по инструкции Профессора Всезнайкина или под руководством воспитателя.
Профессор: Ну что ж, тогда приступим.
Наш девиз: (дети хором)
Почемучками друзья
Называют нас не зря,
Все хотим на свете знать
Все загадки отгадать.
Сегодня речь пойдёт о природных явлениях!
Назовите, какие природные явления вам известны?
(дождь, снег, изморось, иней, град, ветер, северное сияние, радуга, роса, звёзды, ураган, закат, рассвет)
Ребята, смею заметить, что, в природе много всего удивительного. И тем не менее сегодня я хотел остановиться и исследовать вместе с вами лишь некоторые из них.
Я вам приготовил загадки. Если угадаете правильно, то отгадка появятся на экране.
1 загадка :
Пыль поднял и ветки клонит,
Облака на небе гонит,
Знают взрослые и дети ,
что шалит так только …(ветер)
Воспитатель:
Что такое ветер?
(это движение холодного и теплого воздуха)
Правильно. Причём, двигается он потому, что нагревается неравномерно; лёгкий теплый воздух поднимается вверх, уступая место холодному.
Ветер бывает разной силы. Он может дуть слабее, может сильнее, а кто из вас знает, как называется ветер такой силы, который может валить деревья, переворачивать автомобили и засасывать в большую воронку разные предметы и поднимать их на высоту?
(Смерч, вихрь, торнадо, тайфун).
Показ видео «Вихрь»10 сек.
Давайте пройдем к столам и попробуем воссоздать в нашей лаборатории вихрь.
Перед вами баночки с водой. Хорошенько закрутите крышку на банке. Крепко держите банку за крышку и вращайте по кругу ровным движением запястья и наблюдайте за формой торнадо. Пробуем по очереди в парах. Получилось?
Почему так происходит?
Когда мы крутим банку возникает стремительная сила внутри . Под этой силой получается воронка, так похожая на настоящее торнадо.
Профессор:
Проходите на стульчики и внимание на экран. Переходим к следующей загадке.
2 загадка:
Не пешком, а идёт
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка (дождь)
Воспитатель: Всезнайкин приготовил вам научное видео, из которого вы узнаете «Отчего идёт дождь?»
(Видео №2 «Как образуется дождик»)
Воспитатель: Давайте подведём итог: Как же образуется дождь?».
Это скопление кучевых облаков, вода, которая испарилась с земли и поднялась вверх, образовала облака. Наиболее тяжелые капли начинают проходить сквозь облака и начинается дождь.
Воспитатель: Ребята, кто знает как называется этот процесс? (Круговорот воды в природе)
Воспитатель: Молодцы. Теперь я предлагаю вам повернуться к моему столу. Здесь вы можете поучаствовать в образовании искусственного дождя.
Давайте представим, что это наша атмосфера(круглый аквариум с водой).Начинает пригревать солнышко(беру маленькое солнышко) и что происходит?
Вода начинает испарятся. И на небе скапливаются ….Что ?( Облака. Выдавите в аквариум пышные облака из пены. Посмотрите на экран и скажите :почему облака бывают светлые -перистые и тёмные – кучевые, дождевые? (Облака - это капельки водяного пара. Если капельки находятся далеко друг от друга, то они легко пропускают солнечный свет. Такие облака белые, они плывут высоко в небе. Если капли находятся близко друг к другу, то свет проходит плохо, такие облака низко плывут над землей и предвещают дождь. Как они? ( кучевые , дождевые.)
А теперь двое ребят подойдут и пипеткой возьмут несколько капель дождинок (вместо него у нас капельки гуаши), капнут в разных местах на облака. Немного подождём и увидим…
Что мы наблюдаем?
Из тучи пошёл дождик.
Почему это произошло?
Наши капельки с красителем оказались плотнее, тяжелее облаков и они просачились сквозь них.
Кто помнит, как называется это явление, когда вода оказывается то наверху, в облаках, то внизу в водоёмах и в почве? (круговорот воды в природе)
Ну что ж ребята, а теперь посмотрите, на экран. Что предлагает нам сделать профессор Всезнайкин?
Он предлагает нам отдохнуть, потому что даже самые умные доктора наук должны отдыхать .
Итак, музыкальная пауза. Выходите все и вставайте в рассыпную.
Физкультминутка под песню «Почемучки»
3 загадка профессора Всезнайкина
Дождь пошел. Раздвинул тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга – это в небе…
Воспитатель: Дети, скажите, сколько цветов в радуге?
Воспитатель: Молодцы, правильно семь. А какие это цвета?
Воспитатель: Молодцы, правильно. И все эти Цвета идут в определенном порядке.
Чтобы запомнить порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:
Каждый охотник желает знать,
Где сидит фазан.
- В этом стишке, в первой букве каждого слова, зашифровано название цвета радуги. Давайте посмотрим…буква «К» означает красный цвет, Буква «О» -оранжевый, …
Каждый – красный
Охотник – оранжевый
Желает – желтый
Знать – зеленый
Где – голубой
Сидит – синий
Фазан – фиолетовый.
Воспитатель: -Радуга появляется, в теплое время года после дождя, когда лучи солнца отражаются в мелких капельках воды, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
- Дети, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в нашей лаборатории?
Воспитатель: Пройдемте к столу. Что вы видите на столах?
Воспитатель: это все нам понадобится для проведения эксперимента. Дети надо в белую тарелку, молоко. В молоко в центр тарелочки пипеткой добавить по капельке красок всех цветов. Затем ватная палочка обмакивается в моющее средство и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Краска растворяется в воде, а в молоке содержатся жиры, которые не дают ей этого делать, жидкое мыло расщепляет эти жиры и краска начинает быстро смешиваться.
Результат: в тарелке образуются различные разноцветные узоры. Дети, что мы наблюдаем?
4 загадка
Как красивы полоса,
Там сверкают небеса
Яркий свет то там, то тут
Только это не салют. (северное сияние)
Где можно наблюдать это явление? (на северном полюсе)
Как называется промежуток времени, в котором можно увидеть северное сияние?( полярная ночь)
Предлагаю ещё раз полюбоваться его красотой. Сотворим чудо сами в нашей лаборатории.
Для этого нам понадобиться темная тарелочка (это ночь), разноцветные конфетки разложите по кругу. Теперь аккуратно добавьте в центр тарелочки немного воды из баночки с водой. И ждите…
Что мы наблюдаем? Красивые разноцветные узоры, похожие на северное сияние.
Отлично. У всех получилось.
Переходите поближе ко мне на стульчики.
Профессор Всезнайкин меня попросил вам показать ещё один фокус. Сейчас вы увидите ещё одно северное сияние. Воспитатель проводит его на своем столе. Фокус с горячей кружкой.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали в нашей лаборатории.
-Откуда появляется ветер?
(Он возникает из-за движения тёплого и холодного воздуха)
Как называют очень сильный ветер?
(смерч, тайфун, вихрь, торнадо)
(Я поняла, почему идет дождь: этому помогает процесс испарения. Это явление называется «Круговорот воды в природе»).
- Объясните явление «Круговорот воды в природе»
(Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже. Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается вверх, облако - это множество маленьких капель воды. Пар в небе остывает, капли соединяются вместе, тяжелеют и падают вниз в виде дождя).
- Что мы узнали о радуге?
(Мы узнали, что цвета радуги располагаются строго в определенном порядке.
Мы наблюдали радугу. Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя.)
-Чем мы успели полюбоваться сегодня ещё раз?
(радугой и северным сиянием)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, вам понравилось наши эксперименты?
Воспитатель: А что больше всего? Эти несложные эксперименты вы можете проделывать дома.
Воспитатель: Всем большое спасибо. Все молодцы, вы хорошо сегодня поработали, много интересного узнали о природных явлениях, замечательно справились со всеми заданиями. За то, что вы такие любознательные, профессор Всезнайкин приготовил вам , маленьким Почемучкам небольшие книжки о природе и погоде, в которых вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы. Давайте попрощаемся с профессором Всезнайкиным.
-До новых встреч!
Дети под музыку «Почемучек» выходят из лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
«Явления природы». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
Цель: Познакомить с различными явлениями природы; развивать зрительную память, наглядно-образное мышление; воспитывать любовь к природе...
Презентация "Летние природные явления" для детей дошкольного возраста
Данная презентация способствует уточнению представлений детей о летних природных явлениях, воспитанию бережного отношения к природе, развитию познавательного интереса к изменениям в природе....
Методическая разработка образовательной деятельности с элементами драматизации по теме:«Сюрприз для мамы» с детьмистаршего дошкольного возраста (седьмой год жизни) компенсирующей направленности.
Авторы: учитель- логопед: Коломиец М.Н.воспитатель: Гузенко И. Ю....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИНОНИМИИ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-6 ЛЕТ)
Работа по развитию представлений о синонимии как языковом явлении у дошкольников направлена на:1.Привлечение внимания детей к фактам синонимии в языке.2. Развитие языкового чутья.3. Обогащение словаря...
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПОНИМАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
В статье рассматривается проблема экономического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством сказок.Ключевые слова: экономическое воспитание, сказка....
Загадки о природных явлениях для детей дошкольного возраста.
Загадки о природных явлениях для детей дошкольного возраста....