СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПОНИМАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
статья (подготовительная группа)
В статье рассматривается проблема экономического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством сказок.
Ключевые слова: экономическое воспитание, сказка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПОНИМАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Анисимова Т.И., Филиппова А.В.
«Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №2»
Минобразования Чувашии,
г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматривается проблема экономического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством сказок.
Ключевые слова: экономическое воспитание, сказка.
Как диктует нам современная жизнь, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Представления о деньгах и их применении начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения азов финансовой грамотности.
Экономическое воспитание в детском саду заключается в формировании у детей заинтересованного отношения к труду, его результатам, к денежным средствам и выявление этого отношения в конкретной деятельности [2].
Финансы, экономика и ребенок-дошкольник с ОВЗ лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Дети с ОВЗ также, как и другие дети с нормальным развитием также нуждаются в целенаправленной образовательной работе по формированию финансовой грамотности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса детей с ОВЗ к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые), вобравшие в себя вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.) [1].
Каждая из авторских сказок может быть рассмотрена как мини- программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями (И.В. Лисиц, В. Катаев, Э. Успенский). Сказки указанных авторов в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, а также младшего школьного возраста, так как они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
С целью освоения экономических представлений предлагаются следующие группы сказок:
- Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность («Иван-Царевич и Серый Волк», «Как коза избушку построила», «Морозко», «Каша из топора», «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Телефон» К. И. Чуковский, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Жадная старуха» Смоленцова А.А. и др.);
- Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки («Так сойдет», «Трудовые деньги», «О том, как труд лень победил», «Краденым сыт не будешь», «Терешечка», «Про нужду», «Мужик и Медведь», «Бобовое зернышко» «Федорино горе» К. Чуковский, «Наши пряли, а ваши спали» Смоленцова А.А и др.);
- Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие («Девочка, которая принесла золото», «Как бедняк выиграл имущество богача», «Деньги делают все», «Говорящие деньги»; «Клад» «Три поросенка» (английская), «Золотая антилопа», «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский, А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино» и др.);
- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость («Три поросенка», «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Зайкина избушка»; «Кот и лиса», «За локоток- курочка, за курочку-гусочку», «Гуси – лебеди», «Кошелечек», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, «Сказка о молодильных яблоках», «Два мороза», «Кот в сапогах» Ш. Пьеро, «Новое платье короля» Г. -Х. Андерсен и др.).
Система работы со сказкой экономического содержания включает следующие этапы работы:
1 этап – определяются вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбираются иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий);
2 этап – дети знакомятся со сказкой: целостное восприятие произведения;
3 этап – дети осваивают «экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций;
4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.).
Знакомя дошкольников с основами экономики через сказки, мы учим детей не только слушать и рассказывать сказки, но и понимать содержание сказочных произведений, выражающих их эмоциональное отношение к сказочным персонажам, изучать способы общения с фантастическими персонажами, принимать ценные решения о действиях персонажей с «экономических» позиций.
В заключение хочется отметить, что сказка поможет сделать процесс экономического образования интересным и доступным.
ЛИТЕРАТУРА
- Беляева Н. Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / дисс. канд. пед. наук МГПУ — М., — 2008г.
- Смоленцева А. А Введение в мир экономики или как мы играем в экономику / С. П. б.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС» - 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...
Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...
«Сказка – как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста».
Презентация опыта работы...