Исследовательская работа (проект) «Волшебство апельсина» по направлению «Естественнонаучная: живая природа»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Детско – исследовательский проект «Волшебство апельсина» направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности. Ребенок в проекте исследует цитрусовые фрукты, проводит опыты с воздушными шарами, выдвигает гипотезу, что в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло – лимонен, который обладает способностью растворить резину, из которой изготовлены воздушные шары.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie.docx | 59.63 КБ |
proekt_turkushevoy.doc | 504.5 КБ |
Предварительный просмотр:
З А Я В К А на участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!» | Регистрационный номер 2021 г |
Фамилия Туркушева Имя Екатерина Отчество Алексеевна полностью Дата рождения ___04 декабря__/____2014 год /________Класс/ подготовительная к школе группа Пол_женский___________ Название проекта (работы) «Волшебство апельсина» Секция Естественнонаучная: живая природа____________ Фамилии соавторов_____ нет | |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская________________________________________________________________ полное название учебного заведения | |
Телефон одного из родителей (мобильный) 89952007158 Фамилия, имя, отчество родителя Парфенова Ольга Владимировна | |
Мои увлечения – рисование, теннис. Приняла решение участвовать в конкурсе потому, что стало интересно узнать - почему лопнул шарик к которого дотронулся фокусник? Какую роль в этом фокусе сыграл апельсин? При исследовании я лично выполнил(-а) следующие виды работ: Исследование апельсина ( кожуры и сока) Опыты «Чего больше боится воздушный шарик- цедры или апельсинового сока?», «Во всех ли фруктах есть вещество- лиманен?» (с яблоком, бананом); «В каком цитрусовом фрукте лиманена большев мандарине, грейфрукте, лимоне или апельсине?»; готовила вместе с родителями блюда из апельсин, делала друзьям поделки из высушенной кожуры цитрусовых ___________________________________________________________________________________________________________________________ | |
Отметьте значком √ технические средства, необходимые Вам для демонстрации работы: мультимедийный проектор компьютер Иное техническое и программное обеспечение, необходимое для демонстрации работы, авторы осуществляют самостоятельно! | |
Дата заполнения заявки «01» апрель 2021 г. Подпись автора работы ________________________________ |
\
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская
(полное название выдвигающей организации)
выдвигает
АВТОР (Ы) или ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, СОСТОЯЩИЙ (не более 3 человек) | Туркушева Екатерина Алексеевна 04 декабря 2014 год, подготовительная к школегруппа |
Название исследовательской работы | «Волшебство апельсина» |
Секция | «Естественнонаучная: живая природа» |
Руководитель группы (фамилия, имя, отчество, место работы, должность) | Горб Татьяна Вячеславовна, МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская, воспитатель |
Краткое описание (тематика) работы, проекта (указывается к каким наукам относится работа, какого вида исследование – экспериментальное, теоретическое, изобретательское, фантастическое) | Детско – исследовательский проект «Волшебство апельсина» направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности. Ребенок в проекте исследует цитрусовые фрукты, проводит опыты с воздушными шарами, выдвигает гипотезу, что в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло – лимонен, который обладает способностью растворить резину, из которой изготовлены воздушные шары. |
Сведения о выдвигающей организации (полное название организации, индекс, юридический и почтовый адрес, ФИО директора (полностью), телефон, электронный адрес, Интернет-страница) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская 353620 Российская Федерация, Краснодарский край Щербиновский район станица Старощербиновская улица, Первомайская № 109 Шкляренко Наталия Владимировна 88615177664 |
Заведующий МБДОУ
детский сад № 7комбинированного вида
ст. Старощербиновская Шкляренко Н.В.
Краткое описание исследовательской работы
Название | «Волшебство апельсина» |
Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО) | Туркушева Екатерина Алексеевна |
Под руководством (укажите ФИО): | Горб Татьяна Вячеславовна |
Исследовательская работа посвящена изучению: | Изучение свойств цитрусовых, что такое «лемонен», какое количество лемонена в цитрусовых фруктах, почему, лопается воздушный шар, когда на него попадает сок из шкурки апельсина? |
Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу? | Послужил праздник в детском саду «День именинника», на котором фокусник демонстрировал детям различные превращения и чудеса. Одним из фокусов был фокус воздушным шариком и апельсином. Отсюда возник вопрос « Почему же от кожуры апельсина, воздушные шары лопаются?» |
Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос | Проводили эксперименты и опыты, в энциклопедиях, интернет ресурсы. |
Какие гипотезы выдвигали: | Гипотеза такова: в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло – лимонен, апельсин – цитрусовый фрукт, значит в нем то же содержится лимонен, который обладает способностью растворять резину, а шарики изготовлены из резины. |
Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез: Опросы (кого и о чем вы расспрашивали): | Исследование апельсина (кожуры и сока) вместе с воспитателем, с родителями. Родителей о свойствах цитрусовых, о пользе и вреде. |
Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали): | |
Эксперименты:«Чего больше боится воздушный шарик- цедры или апельсинового сока?»; «Во всех ли фруктах есть вещество-лимонен?» (с яблоком, бананом); «В каком цитрусовом фрукте лимонена больше в мандарине, грейфрукте, лимоне или апельсине?»,«Определи звук лопающего шарика от лимона и от апельсина» | |
Другие методы (укажите, какие именно): | |
Как вы обобщали полученные данные: через опытно – эксперементальную деятельность | |
К каким выводам вы пришли: Шарик боится не самого апельсина, а его кожуры.В кожуре апельсина присутствует большое количество лимонена. Он разрушает материал, из которого сделан воздушный шарик. | |
Для оформление результата исследования вы использовали (укажите, как именно вы собираетесь представлять свою работу на финале Конкурса (например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...) | Представление работы с помощью фотопрезентации |
Текст выступления на Конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры или книжки, другое...) | компьютерной презентации |
Ссылка на размещение материалов (исследовательский проект, презентация) в Интернет ресурсах |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
Исследовательская работа (проект)
«Волшебство апельсина»
по направлению
«Естественнонаучная: живая природа»
Автор:
воспитанница подготовительной к школе группы
Туркушева Екатерина Алексеевна
МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида
ст. Старощербиновская
Руководитель:
Горб Татьяна Вячеславовна
воспитатель МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида
ст. Старощербиновская
Ст. Старощербиновская, 2021 г
«Ужасно интересно, все то, что неизвестно!» эти слова Г. Остера очень подходят к любознательной воспитаннице Екатерины Туркушевой. Началом этой деятельности послужил праздник в детском саду «День именинника», на котором фокусник демонстрировал детям различные превращения и чудеса. Одним из таких чудес и был фокус с воздушным шариком и ярким апельсином.
В одной руке фокусник держал связку шаров, а в другой руке, был кусочек «волшебной» апельсиновой кожуры, так сказал фокусник. Почему - то шары, стали лопаться с прикосновением к ним «волшебной» кожуры?
После окончания праздника каждый ребенок поделился своими впечатлениями, но только у Катюши возник вопрос «Почему же от кожуры апельсина, воздушные шары лопаются?»
Основная задача, которую я ставила как педагог - способствовать развитию
познавательной активности, творческих поисков, любознательности, социализации.
Процесс проектирования исследовательской деятельности включал три
основных этапа:
На І этапе – подготовка к исследовательской работе, определились с темой, что воспитанница хочет изучить и исследовать (постановка познавательной проблемы), определили тему исследовательской работы и способы решения этой проблемы, кто в этом может помочь. В итоге совместно с воспитанницей был сформулирован план работы реализации детского исследовательского проекта: определились, где и кто будет собирать информацию, как будет использована эта информация и т.п.
ІІ этап – составление совместного плана реализации проекта. Собственно процесс исследования, включал: наблюдение, опытническую деятельность с ребенком, получение познавательной информации, выполнение продуктивной деятельности, а именно: исследование апельсина и цитрусовых фруктов. Опыты с воздушными шарами и апельсином, беседы, чтение энциклопедической литературы, продуктивная деятельность.
По мере погружения в тему, и появления новой информации, интерес у воспитанницы к выбранному объекту не угасал. Юная исследовательница выдвинула гипотезу предполагающую о том, что, в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло - лимонен, а апельсин - цитрусовый фрукт, значит в нем тоже имеется лимонен, который обладает способностью растворять резину, из которой изготовлены воздушные шарики.
На этом этапе участие членов семьи (бабушки, мамы, папы) и их поддержка познавательного интереса у ребенка к исследованию имело большое значение в решении проблемы. Исследование помогло ответить на интересующий вопрос Екатерины и научиться изготавливать необычные поделки из высушенной кожуры цитрусовых, при этом создать личное бюро находок: украшение для волос, картины для друзей, закладки для книг, семейную книгу рецептов «Апельсиновое удовольствие».
Важным моментом ІІІ этапа был итог педагогической деятельности. С дошкольниками и родителями создали в группе карточки – схемы «Цитрусовые», тем самым пополнили сектор для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
Список литературы:
1.Камалова Н.Р., Костюченко М.П «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО» Издательство: Учитель, 2020г.
2. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий» Издательство: Мозаика-Синтез. 2010г.
3.Циновская М. Г., Циновская С.П. "Фрукты и овощи с загадками и наклейками. ФГОС ДО" Издательство: Экзамен, 2016 г.
4.Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках: Фрукты. Для детей 3-7 лет» Демонстрационные материалы, Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г.
5. Интересные факты про апельсин http://1001fact.ru/2011/11/interesnye-fakty-ob-
Туркушева Екатерина Алексеевна
6 лет, воспитанница
подготовительной к школе группы
Актуальность исследовательской работы
Я была приглашена к своему другу на день рождение. На детском празднике фокусник показывал фокусы и один фокус с апельсинами и шариками меня очень заинтересовал. И задумалась, интересно, почему так звонко лопнул шарик, до которого дотронулся руками фокусник?
Цель исследовательской работы: выяснить, отчего воздушный шарик лопнул.
Гипотеза: шарик лопнул оттого, что на него попал апельсиновый сок.
Оптимальный вариант решения познавательной проблемы
Много интересной информации об апельсине с мамой мы отыскали в энциклопедиях, в Интернете. С папой проводили опыты, эксперименты, беседовали о составе цитрусовых, об эфирных маслах и веществе находящимся в них- лимонене. Даже придумывали свои рецепты блюд с апельсином. Так создали семейную книгу рецептов «Апельсиновое удовольствие».
Воспитатель группы помогла мне составить план моей исследовательской работы, чтобы узнать: что такое апельсин, из чего он состоит, что такое «лемонен», какое количество лемонена в разных фруктах, почему от сока кожуры лопаются воздушные шары.
План моей исследовательской работы:
поиск и анализ информации
1. Исследовать апельсин (кожуру и сок).
2. Провести опыты с помощью родителей: «Чего больше боится воздушный шарик- цедры или апельсинового сока?»; «Во всех ли фруктах есть вещество- лимонен?» (с яблоком, бананом). «В каком цитрусовом фрукте лимонена больше в мандарине, грейфрукте, лимоне или апельсине?»; «Определить звук лопающего шарика от лимона и от апельсина»
3. Записаться в детскую библиотеку для чтения энциклопедий о ццитрусовых.
4.На Интернет – ресурсах с родителями найти информацию о составе эфирного масла лемонена в кожуре апельсина и лимона.
5. Вместе с родителями изготовить книгу рецептов блюд «Апельсиновое удовольствие».
7. Материалы по данной работе предоставить в виде карт – схем для ребят подготовительной к школе группы.
Реализация плана исследовательской работы
Свое исследование я начала с поиска причины - отчего же лопнул шарик?
Я предположила, что шарик мог лопнуть от того, что на него попал сок апельсина.
С папой мы разрезали апельсин и капнули на шарик свежим соком апельсина. Шарик остался целым. В чем же дело? Почему шарик не лопается? Мы выдавили из кожуры апельсина сок и кого же было наше удивление, когда шар лопнул от капли сока кожуры апельсина! Значит, в кожуре апельсина есть что-то, чего нет в само апельсине. С мамой нашли информацию об апельсине в энциклопедии, из которой мы узнали, что в апельсине находится особое вещество «лемонен». Оно же есть и в составе эфирного масла кожуры этого фрукта, но в гораздо большем количистве.
Лемонен и разъедает материал, из которого изготовлен воздушный шарик. Слово «лемонен» очень похож на слово лимон, и мы предположили, что такое вещество может содержаться и в кожуре лимона, а может быть и в других фруктах и мы решили провести такой же опыт с лимоном, с грейфруктом и мандарином.
Так как кожура этих фруктов очень похожа на кожуру апельсина. От капли сока из кожуры лимона, грейфрукта, мандарина, которые относятся к цитрусовым фруктам, шарики лопались. Интересно, а если взять яблоко и банан, что же произойдет с шариками? Нас ждало новое открытие. От сока кожуры яблока и банана шарики не лопались. Так вот почему лопнул шарик до которого я дотронулась руками! Потому что на моих пальцах, которыми я трогала кожуру апельсина, находилось вещество «лемонен». А в кожуре яблока и банан этого вещества нет. Тогда мы еще раз решили проверить так ли это. Мы взяли кожуру апельсина, потерли ее в руках и я дотронулась до шарика. Он лопнул! Значит, лимонен содержится только в в цитрусовых фруктах. Когда мы проводили исследование, то обратили внимание на то, что звук лопающего шарика от апельсина и лимона разный. От апельсина он был громкий и звонкий, а от лимона- более приглушенным. Нам пришлось обратиться к интернету. Так в чем же дело! Оказывается, в составе эфирного масла кожуры апельсина содержание лимонена больше, чем в составе эфирного масла кожуры лимона.
Для того, чтобы мне было легче понять, воспитатель предложила раскрасить рисунок апельсина и лимона, поделенные на 10 частей. В апельсине нужно было раскрасить 9 частей оранжевым цветом, а в лимоне раскрасить 6 частей желтым цветом. Так я убедилась, что в кожуре апельсина лемонена больше, чем в кожуре лимона. И именно содержание лимонена обьясняет разный звук лопающихся шариков.
Теперь я могу ответить на вопрос: боится ли шарик апельсина? Самого апельсина шарик не боится, а боится лишь его кожуры.
Мне так захотелось сделать из апельсин, что-нибудь вкусненькое. Ведь лимонен в эфирном масле кожуры так приятно пахнет. Так с мамой мы стали готовить различные блюда с апельсинами и создали свою книгу рецептов «Апельсиновое удовольствие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
научно - исследовательская работа дошкольников "Волшебство мыльных пузырей"
Моя воспитанница с этой работой "Волшебство мыльных пузырей" стала победительницей на районной научно-практической конференции школьников....
Исследовательско-игровой проект в средней группе. Экспериментирование в неживой природе
Целью данного проекта является развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, а также создание условий ...
Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...
Исследовательская работа (проект) «Откуда берется пыль?»» по направлению «Естественнонаучная: неживая природа»
Детско – исследовательский проект «Откуда берется пыль?» направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности. Ребенок в про...
Творческий проект экологической направленности «Я – исследователь» «Естествознание: живая природа» «Наш друг и помощник – супер подорожник!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: индивидуальный, групповой. Проблема проекта: недостаточные знания о таком лекарственном растении, как подорожник, о его ...
Исследовательская работа (Проект) "Елочка живи", Эколята 6-7 лет, Руководитель Липатова А.В.
Эколята 6 - 7 лет ежегодно участвуют в межрайонном конкурсе "Я - исследователь"Видео Защиты исследовательской работы "Ёлочка, живи!"...
Исследовательско -творческий проект в младшей группе "Путешествие в мир природы"
Исследовательско - творческий проект в мл.гр. "Путешествие в мир природы"...