Исследовательская работа (проект) «Волшебство апельсина» по направлению «Естественнонаучная: живая природа»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Горб Татьяна Вячеславовна

Детско – исследовательский проект    «Волшебство апельсина»  направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности.  Ребенок в проекте исследует цитрусовые фрукты, проводит опыты с воздушными шарами, выдвигает гипотезу, что в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло – лимонен, который обладает способностью растворить резину, из которой изготовлены воздушные шары.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie.docx59.63 КБ
Microsoft Office document icon proekt_turkushevoy.doc504.5 КБ

Предварительный просмотр:

З А Я В К А

на участие в конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»

Регистрационный номер

2021 г

Фамилия Туркушева  Имя  Екатерина Отчество  Алексеевна

полностью                                              

Дата рождения ___04 декабря__/____2014 год

/________Класс/ подготовительная к школе группа  Пол_женский___________

Название проекта (работы)                      «Волшебство апельсина»

Секция             Естественнонаучная: живая природа____________

Фамилии соавторов_____  нет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская________________________________________________________________

полное название учебного заведения

Телефон одного из  родителей   (мобильный)     89952007158

Фамилия, имя, отчество родителя    Парфенова Ольга Владимировна

Мои увлечения – рисование, теннис.

 Приняла решение участвовать в конкурсе потому, что  стало интересно  узнать - почему лопнул шарик  к  которого дотронулся фокусник? Какую роль   в этом фокусе сыграл апельсин?

При исследовании я лично выполнил(-а) следующие виды работ: Исследование апельсина ( кожуры и сока) Опыты «Чего больше боится воздушный шарик- цедры или апельсинового сока?», «Во всех ли фруктах  есть вещество- лиманен?» (с яблоком, бананом); «В каком цитрусовом фрукте лиманена большев мандарине, грейфрукте, лимоне или апельсине?»; готовила вместе с родителями блюда из апельсин, делала друзьям поделки из высушенной кожуры цитрусовых

___________________________________________________________________________________________________________________________

Отметьте значком  технические средства, необходимые Вам для демонстрации работы:

                              мультимедийный  проектор                                                                        компьютер

Иное техническое и программное обеспечение, необходимое для демонстрации работы, авторы осуществляют самостоятельно!

Дата заполнения заявки «01» апрель 2021 г.

Подпись автора работы ________________________________

\

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

(полное название выдвигающей организации)

выдвигает

АВТОР (Ы)

или ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ, СОСТОЯЩИЙ

(не более 3 человек)

Туркушева Екатерина Алексеевна

04 декабря  2014 год,

 подготовительная к школегруппа

Название исследовательской работы

«Волшебство апельсина»

Секция

«Естественнонаучная: живая природа»

Руководитель группы

(фамилия, имя, отчество, место работы, должность)

Горб Татьяна Вячеславовна, МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская, воспитатель

Краткое описание (тематика) работы, проекта (указывается к каким наукам относится работа, какого вида исследование – экспериментальное, теоретическое, изобретательское, фантастическое)

Детско – исследовательский проект    «Волшебство апельсина»  направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности.  Ребенок в проекте исследует цитрусовые фрукты, проводит опыты с воздушными шарами, выдвигает гипотезу, что в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло – лимонен, который обладает способностью растворить резину, из которой изготовлены воздушные шары.

Сведения о выдвигающей организации

(полное название организации, индекс, юридический и почтовый адрес, ФИО директора (полностью), телефон, электронный адрес, Интернет-страница)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская

353620 Российская Федерация,  Краснодарский край Щербиновский район станица Старощербиновская

улица, Первомайская № 109

Шкляренко Наталия Владимировна

88615177664

stds7@yandex.ru

Заведующий МБДОУ

 детский сад № 7комбинированного вида

 ст. Старощербиновская                                                              Шкляренко Н.В.


Краткое описание исследовательской работы

Название

«Волшебство апельсина»

Выполнен автором или творческим коллективом (укажите ФИО)

Туркушева Екатерина Алексеевна

Под руководством (укажите ФИО):

Горб Татьяна Вячеславовна

Исследовательская работа посвящена изучению:

Изучение свойств  цитрусовых, что такое «лемонен», какое количество лемонена в цитрусовых  фруктах, почему, лопается воздушный шар, когда на него попадает сок из шкурки апельсина?

Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу?

   Послужил праздник в детском саду «День именинника», на котором фокусник демонстрировал детям различные превращения и чудеса.

Одним  из фокусов был фокус  воздушным шариком и апельсином. Отсюда возник вопрос « Почему же от кожуры  апельсина, воздушные шары лопаются?»

Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос

 Проводили эксперименты  и опыты, в энциклопедиях,  интернет ресурсы.

Какие гипотезы выдвигали:

Гипотеза такова: в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло – лимонен, апельсин – цитрусовый фрукт, значит в нем то же содержится лимонен, который обладает способностью растворять резину, а шарики изготовлены из резины.

Использовали ли вы следующие (или другие методы) исследований для проверки своих гипотез:

Опросы (кого и о чем вы расспрашивали):

Исследование апельсина (кожуры и сока) вместе с воспитателем, с родителями.

Родителей о свойствах цитрусовых, о пользе и вреде.

Наблюдения (за кем (чем) вы наблюдали):

Эксперименты:«Чего больше боится воздушный шарик- цедры или апельсинового сока?»;

«Во всех ли фруктах  есть вещество-лимонен?» (с яблоком, бананом);

«В каком цитрусовом фрукте лимонена больше в мандарине, грейфрукте, лимоне или апельсине?»,«Определи звук лопающего шарика от лимона и от апельсина»

Другие методы (укажите, какие именно):

Как вы обобщали полученные данные:  через опытно – эксперементальную деятельность

К каким выводам вы пришли: Шарик боится не самого апельсина, а его кожуры.В кожуре апельсина присутствует большое количество лимонена. Он  разрушает материал, из которого сделан воздушный шарик.

Для оформление результата исследования вы использовали (укажите, как именно вы собираетесь представлять свою работу на финале Конкурса (например: схемы, рисунки, макеты, фотографии, другое...)

Представление работы с помощью  фотопрезентации

Текст выступления на Конкурсе подготовлен в виде (например, доклада, компьютерной презентации, напечатан в виде брошюры или книжки, другое...)

компьютерной презентации

Ссылка на размещение материалов (исследовательский проект, презентация) в Интернет ресурсах

https://nsportal.ru/gorb-t



Предварительный просмотр:

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 комбинированного вида  муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Исследовательская работа (проект)

 «Волшебство апельсина»

по направлению

«Естественнонаучная: живая природа»

Автор:

воспитанница подготовительной к школе  группы

Туркушева Екатерина Алексеевна

МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида

 ст. Старощербиновская  

Руководитель:  

Горб Татьяна Вячеславовна

воспитатель МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида

ст. Старощербиновская  

                                               

                                                 Ст. Старощербиновская, 2021 г

      «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!» эти слова Г. Остера очень подходят к  любознательной воспитаннице Екатерины Туркушевой. Началом этой деятельности послужил праздник в детском саду «День именинника», на котором фокусник   демонстрировал детям различные превращения и чудеса. Одним  из таких чудес и был фокус  с воздушным  шариком и ярким апельсином.

      В одной руке фокусник держал связку шаров, а в другой руке,  был кусочек «волшебной» апельсиновой кожуры, так сказал фокусник. Почему - то  шары, стали лопаться с прикосновением к ним  «волшебной» кожуры?

        После окончания праздника каждый ребенок поделился своими впечатлениями, но только у Катюши возник вопрос «Почему же  от  кожуры апельсина,  воздушные шары  лопаются?»

            Основная задача, которую я ставила как педагог - способствовать развитию   

      познавательной активности, творческих поисков, любознательности,  социализации.   

     Процесс проектирования    исследовательской деятельности включал три  

     основных этапа:

 На І этапе – подготовка к   исследовательской работе, определились с темой, что  воспитанница  хочет изучить и исследовать (постановка познавательной проблемы),  определили тему исследовательской работы и способы решения этой проблемы, кто в этом может помочь. В итоге совместно с воспитанницей был сформулирован план работы реализации детского исследовательского проекта: определились, где и кто будет собирать информацию, как будет использована эта информация и т.п. 

                  ІІ этап – составление совместного  плана реализации проекта. Собственно процесс исследования, включал: наблюдение,   опытническую деятельность с ребенком, получение познавательной информации,  выполнение  продуктивной деятельности, а именно: исследование апельсина и  цитрусовых фруктов. Опыты с  воздушными шарами и апельсином,  беседы, чтение энциклопедической литературы, продуктивная деятельность.    

         По мере погружения в тему,  и появления новой информации, интерес у воспитанницы к выбранному объекту не угасал. Юная исследовательница выдвинула гипотезу предполагающую   о том, что, в шкурке цитрусовых содержится эфирное масло -  лимонен, а апельсин - цитрусовый фрукт,  значит в нем тоже имеется лимонен, который обладает способностью растворять резину, из которой изготовлены воздушные  шарики.

       На этом этапе участие членов семьи (бабушки, мамы, папы) и их поддержка познавательного интереса у ребенка к исследованию имело большое значение в решении проблемы. Исследование  помогло ответить на интересующий вопрос Екатерины и научиться изготавливать  необычные поделки из высушенной кожуры цитрусовых, при этом создать личное бюро находок: украшение для волос,  картины для друзей, закладки для книг, семейную книгу рецептов  «Апельсиновое удовольствие».

   Важным моментом  ІІІ этапа  был итог   педагогической  деятельности. С дошкольниками и родителями создали  в  группе карточки – схемы «Цитрусовые», тем самым  пополнили  сектор для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

           Список литературы:

1.Камалова Н.Р., Костюченко М.П «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа. ФГОС ДО» Издательство: Учитель, 2020г.

2. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в  подготовительной к школе  группе детского сада. Конспекты занятий»  Издательство: Мозаика-Синтез. 2010г.

3.Циновская М. Г., Циновская С.П. "Фрукты и овощи с загадками и наклейками. ФГОС ДО" Издательство: Экзамен, 2016 г.

4.Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках: Фрукты. Для детей 3-7 лет» Демонстрационные материалы, Издательство: Мозаика-Синтез, 2012г.

       5. Интересные факты про апельсин http://1001fact.ru/2011/11/interesnye-fakty-ob-

apelsine/

                                                                                                 

                                                                                                   

                                                                                           Туркушева Екатерина Алексеевна

6 лет, воспитанница

подготовительной  к школе группы

                                                                                           

Актуальность исследовательской работы

      Я была приглашена к своему другу   на день рождение. На детском празднике фокусник показывал фокусы и один фокус  с апельсинами и шариками меня очень заинтересовал. И задумалась, интересно,  почему так звонко  лопнул шарик, до которого дотронулся руками фокусник?

Цель исследовательской работы: выяснить, отчего воздушный шарик лопнул.

Гипотеза: шарик лопнул оттого, что на него попал апельсиновый сок.

Оптимальный вариант решения познавательной проблемы 

    Много интересной информации  об апельсине с мамой мы отыскали в энциклопедиях,  в Интернете. С папой проводили опыты,  эксперименты, беседовали о составе цитрусовых, об эфирных маслах и веществе находящимся в них- лимонене. Даже придумывали свои рецепты блюд с апельсином. Так создали семейную книгу рецептов «Апельсиновое удовольствие».

       Воспитатель группы  помогла мне  составить  план моей исследовательской работы, чтобы  узнать: что такое апельсин, из чего он  состоит, что такое «лемонен», какое количество лемонена в разных фруктах, почему от сока кожуры лопаются воздушные шары.

План моей исследовательской работы:

        поиск и анализ информации 

1. Исследовать апельсин (кожуру и сок).

2. Провести опыты  с  помощью родителей: «Чего больше боится воздушный шарик- цедры или апельсинового сока?»; «Во всех ли фруктах  есть вещество- лимонен?» (с яблоком, бананом). «В каком цитрусовом фрукте лимонена больше в мандарине, грейфрукте, лимоне или апельсине?»; «Определить звук лопающего шарика от лимона и от апельсина»

3. Записаться в детскую библиотеку для чтения  энциклопедий о ццитрусовых.

4.На Интернет – ресурсах  с  родителями  найти информацию о составе эфирного масла лемонена в кожуре апельсина и лимона.

5. Вместе  с родителями  изготовить  книгу рецептов блюд «Апельсиновое удовольствие».

7. Материалы по данной работе предоставить в виде  карт – схем для ребят подготовительной   к школе группы.

Реализация плана исследовательской работы

Свое исследование я начала с поиска причины - отчего же лопнул шарик?

Я предположила, что шарик мог лопнуть от  того,  что на него попал сок апельсина.

С папой мы разрезали апельсин и капнули на шарик свежим соком апельсина. Шарик остался целым. В чем же дело? Почему шарик не лопается? Мы выдавили из  кожуры  апельсина сок  и кого же было наше удивление, когда шар лопнул от капли сока кожуры апельсина! Значит, в кожуре апельсина есть что-то, чего нет в само апельсине. С мамой нашли информацию об апельсине в энциклопедии, из которой мы узнали, что в апельсине находится особое вещество «лемонен». Оно же есть и в составе эфирного масла кожуры этого фрукта, но в гораздо большем количистве.

   Лемонен и разъедает материал, из которого изготовлен воздушный шарик. Слово «лемонен» очень похож на слово лимон,  и мы предположили, что такое вещество может содержаться и в кожуре лимона, а может быть и в других фруктах и мы решили провести такой же опыт с лимоном, с грейфруктом и мандарином.

     Так как кожура этих фруктов очень похожа на кожуру апельсина. От капли сока из кожуры лимона, грейфрукта, мандарина, которые относятся к цитрусовым фруктам, шарики лопались. Интересно, а если взять яблоко и банан, что же произойдет с шариками? Нас ждало новое открытие. От сока кожуры яблока и банана шарики не лопались. Так вот почему лопнул шарик до которого я дотронулась руками! Потому что на моих пальцах, которыми я трогала кожуру апельсина, находилось вещество «лемонен». А в кожуре яблока и банан этого вещества нет. Тогда мы еще раз решили проверить так ли это. Мы взяли кожуру апельсина, потерли ее в руках и я дотронулась до шарика. Он лопнул! Значит, лимонен содержится только в в цитрусовых фруктах. Когда мы проводили исследование, то обратили внимание на то, что звук лопающего шарика от апельсина и лимона разный. От апельсина он был громкий и звонкий, а от лимона- более приглушенным. Нам пришлось обратиться к интернету. Так в чем же дело! Оказывается, в составе эфирного масла кожуры апельсина содержание лимонена больше, чем в составе эфирного масла кожуры лимона.

Для того, чтобы мне было легче понять, воспитатель предложила раскрасить рисунок  апельсина и лимона, поделенные на 10 частей. В апельсине нужно было раскрасить 9 частей оранжевым цветом, а в лимоне раскрасить 6 частей желтым цветом. Так я убедилась, что в кожуре апельсина лемонена больше, чем в кожуре лимона. И именно содержание лимонена обьясняет разный звук лопающихся шариков.

Теперь я могу ответить на вопрос: боится ли шарик апельсина? Самого апельсина шарик не боится, а боится лишь его кожуры.

   Мне так захотелось сделать из апельсин, что-нибудь вкусненькое. Ведь лимонен в эфирном масле кожуры так приятно пахнет. Так с мамой мы стали готовить различные блюда с апельсинами и  создали   свою книгу рецептов «Апельсиновое удовольствие».

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно - исследовательская работа дошкольников "Волшебство мыльных пузырей"

Моя воспитанница с этой работой "Волшебство мыльных пузырей" стала победительницей на районной научно-практической конференции школьников....

Исследовательско-игровой проект в средней группе. Экспериментирование в неживой природе

Целью данного проекта является развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, а также создание условий ...

Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...

Исследовательская работа (проект) «Откуда берется пыль?»» по направлению «Естественнонаучная: неживая природа»

Детско – исследовательский проект    «Откуда берется пыль?»  направлен на развитие познавательной активности, творческих поисков, любознательности.  Ребенок в про...

Творческий проект экологической направленности «Я – исследователь» «Естествознание: живая природа» «Наш друг и помощник – супер подорожник!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: индивидуальный, групповой. Проблема проекта: недостаточные знания о таком лекарственном растении, как подорожник, о его ...

Исследовательская работа (Проект) "Елочка живи", Эколята 6-7 лет, Руководитель Липатова А.В.

Эколята 6 - 7 лет   ежегодно участвуют  в  межрайонном конкурсе "Я - исследователь"Видео  Защиты исследовательской работы "Ёлочка,  живи!"...

Исследовательско -творческий проект в младшей группе "Путешествие в мир природы"

Исследовательско - творческий проект в мл.гр. "Путешествие в мир природы"...