Проект “Космос – вокруг нас”
проект по окружающему миру (старшая группа)

Торовец Елена Анатольевна

Выбор темы проекта не случаен. На протяжении нескольких лет прослеживается недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики - всё это определило тему проекта для детей старшего возраста «Космос, и мы»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, об освоении космоса людьми.

Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства, чувство любви к Родине, чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.

Задачи:

Уточнить представления о «космосе»;

Расширять представления детей о Солнечной системе.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

Расширять представления детей о космических полётах, воспитывать уважение и интерес к людям –первооткрывателям.

Развитие кругозора детей. Воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Гипотеза: При систематической работе над темой происходит: последовательное формирование элементарных представлений о космосе, о его освоении людьми. повышение уровня мотивации к занятиям. развитие активной, самостоятельной, творческой личности. вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект “Космос – вокруг нас”

Тип проекта: познавательно –исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Сроки реализации проекта: апрель 2021 г.

Вид проекта: краткосрочный, двух недельный.

Введение: Выбор темы проекта не случаен. На протяжении нескольких лет прослеживается недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики - всё это определило тему проекта для детей старшего возраста «Космос, и мы»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, об освоении космоса людьми.

Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства, чувство любви к Родине, чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.

Задачи:

Уточнить представления о «космосе»;

Расширять представления детей о Солнечной системе.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.

Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

Расширять представления детей о космических полётах, воспитывать уважение и интерес к людям –первооткрывателям.

Развитие кругозора детей. Воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов

Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Гипотеза: При систематической работе над темой происходит: последовательное формирование элементарных представлений о космосе, о его освоении людьми. повышение уровня мотивации к занятиям. развитие активной, самостоятельной, творческой личности. вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность темы: 2021г. – юбилейный год в России: 12 апреля страна отмечает 60 лет со дня полёта в космос первого человека – Ю.А. Гагарина; дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о космосе: о планетах, о космонавтах, о созвездиях и о нашей Земле, Вселенной. Участие детей в проекте «Космос, и мы» позволит максимально обогатить знания и представления о Вселенной, развить связную речь, творческие способности детей и поисковую деятельность.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в НОД. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Предполагаемые результаты:

Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Дети должны знать:

Наша планета – Земля

Другие планеты нашей Солнечной системы

Первые живые существа в космосе – собаки

Имя первого космонавта – Юрий Гагарин

Название спутника Земли – Луна

На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль.

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности.

3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов, материалов, игр.

2 этап

1. Проведение по разработанной технологии;

2. Работа с родителями по заданной теме;

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап

1. Организация выставки детского рисунка.

2. Сделать совместный с детьми познавательно-тематический Лепбук «Загадочный космос».

3. Презентация модели Солнечной системы

4. Коллективное панно «Космический коллаж»

5. Конкурс в группе чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

 1.Подбор наглядного материала и познавательной литературы.

2.Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?

3.Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", ”Маленькие планеты”, К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.

 Просмотр иллюстраций и энциклопедий, видео фильм по теме “Космос”

4.Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию про нее. Чтобы потом рассказать и показать другим. Оформить самодельную книжку - малышку «Тайны космоса», подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов про космос.

1 этап – реализации проекта:

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у нас возникло очень много:

«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?»

«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»

«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?»

«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?»

«Почему нельзя достать до неба?»

И еще много-много разнообразных вопросов:

«Почему Солнце горячее?»

«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?»

«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?»

«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?»

«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?»

«Почему Луна не падает, а звезды падают?»

Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос?

Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.

Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.

Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.

 Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Как найти ответы на все интересующие вопросы:

-  Попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;

- Провели опрос у детей, что о космосе они хотели бы узнать;

- Попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа:

изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей, провели опрос детей и родителей.

2 этап - реализация проекта

Был составлен план реализации проекта:

Познание детское экспериментирование Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?» Опыт «Шарики на ниточках». Опыт с лучом света Опыт «почему день сменяется ночью?» Эксперименты: «Как образуются метеоритные кратеры»; «Почему в космос летают ракете». Глобус – модель земли. Составление карты звездного неба Игра-путешествие по созвездиям «Звездная страна», составление сказок о созвездиях, полетах в космос, книги космических сказок. Социализация Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта». Конструирование планет солнечной системы из геометрических фигур. Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние между планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.); «Изучение космоса»; «Расставь по порядку»; «Узнай по силуэту»; Складываний созвездий из мозаики. Конструктивные игры: - из деревянного конструктора «Космодром»; из пластмассового конструктора «Космический корабль»; Сюжетно-ролевая творческая игра «Путешествие на луну»; «На планете веселых животных»; «Исследование новой планеты»; «Инопланетяне». Дидактические: «Планеты и солнце»; «Солнечная система». Развивающие игры: «Рыжий Ап в космосе»; «Вселенная. Солнечная система». Подвижные: «Обитатели космоса»; «Солнце. Земля. Луна»; «Солнышко светит раз…».

Трудовая деятельность:

Изготовление Космической книги сказок – с детскими рассказами и рисунками.

Изготовление Лепбука с играми, материалом по космосу

Художественно_ эстетическое развитие: (Космическая мастерская)

Рисование на темы: Конкурс «Ловкий карандашик» - рисунки о космосе, «Ракета летит в космос», «Космический пейзаж».

Лепка на тему: «Ракета из пластилина». «Инопланетяне из пластилина»

Аппликация: «солнечная система», «Ракета летит в космос»

Ручной труд: «Космический корабль» (Оригами)

Формы работы по проекту «Космос - вокруг нас»:

Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.

При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.

Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:

- при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;

-все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;

-родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;

Художественное творчество рисование, лепка с натуры или по собственному замыслу изготовление поделок способом аппликации; изготовление индивидуальных или коллективных книжек – малышек.

Просмотр электронной презентации «Как человек космос осваивал» Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».

 Просмотр с родителями и детьми мультфильмов «Тайна красной планеты» «Загадочная планета» «Незнайка на Луне»

Развитие речи:

Чтение с детьми произведений о космосе: Чтение П.Клушанцева «О чем рассказал телескоп» И.Холи «Я тоже к звездам полечу». Рассказ «Счастливого пути, космонавты». Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос» Поэтическая гостиная Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе. Чтение фантастической сказки Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».

Е.П.Левитан «Малышам о звездах и планетах»

Чтение художественной литературы

Чтение Г.Юрлин «Что внутри?».

Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", “Маленькие планеты”.

Е.П.Левитан "Звёздные сказки"

К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе” Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях" Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе; Чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне», сочинение сказки, волшебное окончание известного рассказа, запоминание наизусть, придумывание загадок, поговорки и стишки, речевые игры совместная композиция: аппликация и др.

Беседы: «Голубая планета - земля»; «Представление о Земле и небесах»;

«Солнце – источник жизни на Земле»; «Луна – спутник Земли»; «Семья планет»;

Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!».

Беседа – общение «Герои космоса!».

Работа с родителями:

Чтение родителей с детьми произведений о космосе (на выбор).

Глобус – модель земли (попье-маше). Родителям предложить создать дома на потолке «Звездное небо» из светящихся объемных космических фигур.

Космическая лаборатория Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?» Опыт «Шарики на ниточках». Опыт с лучом света. Опыт «почему день сменяется ночью?» Эксперимент «Месяц в домашних условиях»

Итог проведения проекта:

В конце проекта, как в заключении темы мы сделали совместно с детьми и родителями Лепбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Космос вокруг нас»

Расширять представление детей о Солнечной системе, планетах, их спутников и орбит.  Знакомить детей с планетами Солнечной системы, с различными температурными режимами, с различной отдалённостью ...

Паспорт проекта на тему "Космос вокруг нас"

В 2021 году наша Страна отмечает великое событие по освоению космоса.55 лет назад Ю Гагарин совершил первый полет в космос. В ходе бесед с детьми выяснилось, что у детей вызывает интерес космиче...

"Космос вокруг нас"

Отчёт о проведении краткосрочного проекта "Космос вокруг нас"...

Конспект НОД на тему: «Космос вокруг нас» для детей подготовительной логопедической группы

Описание: предлагаемый конспект НОД о космосе в подготовительной группе может быть интересен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.Цель: расширение представ...

Проект для детей подготовительной группы "Космос вокруг нас"

Проект для детей подготовительной группы "Космос вокруг нас"...

Космос вокруг нас

Космос вокруг нас...

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности по теме: «Космос вокруг нас»

Формирование у дошкольников первоначальных представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о космонавтах и их качествах. Реализация в старшей группе компенсирующей напр...