Методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Космос вокруг нас»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кашина Марина Борисовна

Расширять представление детей о Солнечной системе, планетах, их спутников и орбит.  Знакомить детей с планетами Солнечной системы, с различными температурными режимами, с различной отдалённостью от Солнца.  Объяснять экологические зависимости различных природных объектов (воздух, вода, почва).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_vokrug_nas.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 460

Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования)

Методическая разработка  по познавательному развитию

в подготовительной группе на тему: «Космос вокруг нас»

(Используемые технологии: игровая,  личностно-ориентированная, технология развивающего обучения , здоровье-сберегающая. объяснительно-иллюстративная)

Работа выполнена воспитателем

Кашиной Мариной Борисовной

 

Санкт-Петербург

2015 год

Программное содержание:

● Продолжать формировать у детей понятие «космос»;

● Расширять представление детей о Солнечной системе, планетах, их спутников и орбит.

● Продолжать знакомить детей с планетами Солнечной системы, с различными температурными режимами, с различной отдалённостью от Солнца;

● Объяснять экологические зависимости различных природных объектов (воздух, вода, почва);

● Учить правильному поведению в природной среде, закладывая основы экологической культуры личности;

● Продолжать учить детей чётко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;

● Воспитывать интерес к космосу;

● Формировать чувство единения человека с окружающим миром, природой;

● Воспитывать любовь и бережное отношение к природе своей планеты;

● Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи;

● Способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимосвязи и взаимодействия человека и природы;

● Развивать представление детей о форме, величине, последовательности размещения планет от Солнца;

● Расширять и активизировать словарь детей;

● Развивать воображение детей, изобразительные навыки;

● Развивать способности детей к коллективному творчеству;

Материал:

 Карта Солнечной системы с изображением Солнца и пронумерованных орбит; плоскостные модели планет Солнечной системы с нумерацией от 1 до 9 на обратной стороне, макет передатчика (коробка с кнопками и отверстиями, внутри которого электрическая гирлянда, тексты сообщений от «инопланетян»), «Дерево Жизни» - основа для аппликации, картотека со стихотворениями о планетах Солнечной системы, наглядный материал с экологическими схематическими изображениями (проблемы

планеты Гала, советы по возрождению природы планеты Гала, необходимые условия для существования живых организмов), материал для аппликации (клеёнки, ёмкости для клея, кисти, подставки для кистей,

салфетки, клей, готовые формы лепестков разных цветов и размеров, основы для цветов) на каждого ребёнка, готовый образец цветка (варианты нескольких способов выполнения аппликации), фотоаппарат;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Словарь:

Солнечная система, планеты, звезда, космос, спутник, цивилизация, галактика, орбита, Солнце,

Меркурий, Венера, Земля, Луна, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон,

радиопередатчик, сигналы, атмосфера, экология,

Предварительная работа:

● Проведение познавательных занятий и бесед по экологии и космической тематике;

● Подборка художественной и научной литературы по теме «Космос»;

● Дидактические игры на космические и экологические темы;

● Демонстрационные материалы по экологии и космосу;

● Исследования и опыты в природе с растениями, водой, почвой и воздухом;

● Наблюдения за луной, звёздами в тёмное время суток (фазы луны, яркость звёзд);

● Сюжетно-ролевые игры «Космическое путешествие», «Астрономы», «Мы – инопланетяне»;

Ход НОД:

 (Дети произвольно располагаются на ковре, воспитатель – перед ними, за небольшим столиком)

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я пришла в нашу группу, включила радио и услышала странные помехи, загадочные звуки и сигналы. А потом в окно проник синий луч и на подоконнике возник вот этот аппарат. Я думаю, что его телепортировали с другой планеты.

(Воспитатель демонстрирует инопланетный радиопередатчик)

Воспитатель – Как вы думаете, что это может быть?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель – Это инопланетный радиопередатчик. На нём написано, что он получает сигналы с других планет, переводит их и записывает на нашем языке. Наши сигналы передатчик так же передаёт на другие планеты. Вот послушайте первое сообщение:

(Воспитатель достаёт из передатчика текст сообщения и читает)

 «Земляне, здравствуйте!  Мы жители другой галактики. Нам нужна ваша помощь. Гала – наша планета. Цивилизация галактян очень быстро развивается. Мы постоянно совершенствуем свою технику, изобретаем новые механизмы, строим заводы, города, производим роботов, которые

облегчают наш труд. Но однажды галактяне стали замечать, что наша планета гибнет, и мы не знаем, что с ней случилось и как ей помочь. Расскажите нам о вашей планете, может быть наши планеты похожи, и вы сможете нам помочь советом, как избежать катастрофы.

Ответьте на наши вопросы…

Воспитатель – Ребята, на эти вопросы мы будем отвечать громко и чётко, чтобы галактяне нас поняли: «…

● Как называется ваша главная звезда?

● Как называется ваша планета?

● Есть ли у вашей планеты спутник?

● Много ли планет в вашей Солнечной системе?

● Какая по счёту от Солнца ваша планета? Конец вопросов. Ждём ответов. Спасибо».

(Воспитатель зачитывает вопросы, а дети отвечают. При необходимости задаются наводящие вопросы)

Воспитатель – Мы всё ответили правильно, но вот что-то я позабыла расположение планет.

Пойдёмте за стол и вместе со мной вспомним карту Солнечной системы.

(Дети садятся вокруг стола, на котором лежит карта Солнечной системы)

Воспитатель – Вот беда, все планеты отклеились и перепутались. Одни орбиты остались на своих местах. Но ничего страшного, сейчас я их распределю по местам.

(Воспитатель раскладывает планеты неправильно)

Воспитатель – Всё готово. Правильно я разложила планеты?

(Дети отвечают, что неправильно)

Воспитатель – Раз уж я не справилась с заданием, тогда вы мне помогите. Каждому из вас я даю по планете, а вы находите её орбиту и определяете ей место. Но сначала скажите мне, вокруг чего вращаются все планеты? Солнце – это огромный раскалённый шар, который обогревает и освещает нашу и другие планеты. На него даже смотреть больно, а приблизиться вообще невозможно: оно всё плавит и сжигает. Поэтому, чем ближе планета

к солнцу, тем она … (дети досказывают), а чем дальше … (дети досказывают).

Двигаются планеты на своих орбитах по часовой стрелке.

(Воспитатель показывает рукой направление движения планет, а дети повторяют)

Воспитатель – Ребята, кто из вас помнит название первой от Солнца планеты? А теперь посмотрите на свои планеты и найдите, кому из вас она досталась. Эту планету надо вернуть на место.

(Ребёнок кладёт планету на орбиту, а воспитатель читает стихотворение о ней)

1.Воспитатель:

Меркурий – ближайшая к солнцу планета,

Залит он лучами горячего света,

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей.(Все последующие планеты выкладываются детьми на карту по очереди, воспитатель о каждой планете читает стихотворение или сообщает интересную информацию)

2.Воспитатель:

В честь богини красоты

Названа, Венера, ты!

В тёмных небесах сияешь,

Красотой нас одаряешь.

На этой планете есть атмосфера, но состоит она из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Воды на Венере нет.

3.Воспитатель:

От Солнца третья по счёту планета,

Наша Земля поменьше звезды,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке…

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду –

В самом далёком, глухом уголке!

У Земли есть спутник. Как он называется? (Ответ детей)

4.Воспитатель:

Марс – таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны,

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Поверхность Марса покрыта оранжево-красным песком. Атмосфера состоит из углекислого газа и водяного пара. Марс имеет два спутника.

5.Воспитатель:

Юпитер – больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

И лютый холод круглый год!

У Юпитера четыре спутника, которые вращаются вокруг него.

6.Воспитатель:

Сатурн – красивая планета

Жёлто-оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Сатурн отличается от других планет своей необычной красотой. У него семнадцать спутников.

7.Воспитатель:

Уран – лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь,

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие – ночь.

Это единственная планета в нашей Солнечной системе, которая вращается вокруг Солнца лёжа на боку. Поэтому к звезде обращён то один его бок, то второй. Уран меняет своё положение раз в сорок лет.

8.Воспитатель:

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть его в телескоп нелегко,

От Солнца планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Нептун – планета тёмно-голубого цвета.

9.Воспитатель:

Несётся в пространстве далёкий Плутон,

Он Солнца лучами едва освещён.

А чтоб не скучал в одиночестве он,

С ним спутник летит под названьем Харон. Плутон – самая отдалённая от Солнца планета. Он крошечный, меньше спутника Земли –

Луны. Учёные отказываются считать Плутон планетой из-за его маленького размера.

Вопросы воспитателя:

● Сколько планет в Солнечной системе?

● Чем похожи все планеты? (Форма шара, вращаются вокруг Солнца)

● Как называется самая большая планета?

● Какая планета самая горячая?

● Как называется самая удалённая от Солнца планета?

● Какую планету окружают кольца?

● Какая планета вращается на боку?

● Почему на всех планетах, кроме Земли, отсутствует жизнь?

● Какие условия необходимы для существования живых существ? (Воздух, вода, тепло, свет, пища)

Воспитатель: - Наши инопланетные друзья много узнали о нашей Солнечной системе, об условиях, необходимых для нашей жизни. Пришла пора узнать у галактян, какие беды у них приключились.

(Воспитатель достаёт из передатчика карточки со схематичными изображениями экологических ситуаций)

Воспитатель: - На этот раз галактяне прислали нам картинки, по которым мы сами должны догадаться, что происходит у них на планете.

(Воспитатель показывает наглядный материал, а дети определяют экологическую ситуацию)

Воспитатель: - С помощью этих картинок мы с вами узнали, что деревья на планете Гала почти все вырублены, растения погибают, животные вымирают, воздух и вода загрязнены, света и тепла не хватает. Это настоящая экологическая катастрофа! Они на грани гибели!

Что же можно нашим космическим друзьям посоветовать? (Ответы детей)

Галактянам мы тоже отправим картинками с изображением наших советов по

возрождению их природы. Посмотрите и скажите, понятно ли будет инопланетянам, что им необходимо сделать для сохранения их планеты.(Воспитатель показывает картинки, а дети их «читают». При затруднении воспитатель задаёт наводящие вопросы)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы дали правильные советы, они помогут галактянам исправить их прежние ошибки. Давайте сделаем им ещё один подарок и создадим своими руками Дерево Жизни, которое будет расти на планете Гала и напоминать её жителям, что природу нужно беречь. Но сначала представим, что мы сами деревья.

(Дети встают на физкультминутку, располагаются произвольно)

Физкультминутка:

Ветки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмём,

А потом их разведём.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

Ветер тихо нас качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – поклон,

Два – поклон,

За столы зовёт нас он.

(Дети выполняют соответствующие движения)

 (Дети садятся за столы, накрытые для занятия аппликацией)Воспитатель: - Выросло наше дерево, но ожить оно может только тогда, кода на нём

появятся волшебные цветы. У нас есть волшебные цветочные лепестки, из которых надо собрать цветы. Ребята, вы поможете?

(Воспитатель показывает образцы готовых цветов, объясняет технологию составления цветка из лепестков разных цветов и размеров. Затем дети выполняют задание самостоятельно и приклеивают готовые цветки на основу – Дерево Жизни.. Воспитатель

помогает детям, нуждающимся в помощи)

Воспитатель: - Дерево Жизни готово, оно очень красивое! Вы молодцы! Все старались. Наши инопланетные друзья будут рады такому подарку. На память мы вышлем им ещё и нашу фотографию на фоне этого Дерева Жизни.

(Дети, воспитатель и гости встают на фоне дерева и фотографируются)

Список литературы:        

1. Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

2. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.

3. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009 – 80 с: ил.

4. «Большая книга знаний» М.: ООО «Издательская группа Аттикус» 2009-479 с: ил.

5. Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос» приоритетная ОО «Речевое развитие» ...

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)

НОД  по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: « Электричество вокруг нас » (с использованием ОТСМ-ТРИЗ-РТВ)...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух вокруг нас»

Цель: формирование элементарных знаний о воздухе.Задачи: Образовательные: расширять представления о значимости воздуха в жизни человека. Создавать условия для расширения представлений детей об ок...

Конспект НОД «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме «Мир вокруг нас»

Учить классифицировать предметы по принадлежности к природному и рукотворному миру....