Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
консультация по окружающему миру

Котова Ольга Дмитриевна

Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

Семинар-практикум «Путешествие в экологию»

 Воспитатель: Котова О.Д.

МАДОУ д\с «Успех» с. Кабанск

 

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.

Задачи:

1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;

2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;

3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов.

Ход семинара слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему«Путешествие в экологию». Цель и задачи семинара представлены на слайде. (Слайд 2)

Как приятно, что мы имеем возможность  общения друг с другом, общение и наслаждение природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Мы подготовили материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии, об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания.

1. Семинар предлагаем начать с дискуссии.

- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии(ответы коллег) слайд3

Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии(слайд 4)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

А что такое экологическое воспитание(слайд 5)

Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

 (слайд 6):

Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе (слайд 7)

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.

Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания, то среди них будут(слайд 8):

- введение ребенка в мир природы,

- формирование у детей элементарной системы знаний о природе,

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование у детей трудовых навыков и умений,

- формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.

Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа», которая представлена на слайде 9.

Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.

Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода»«Воздух»«Камни, песок, глина», затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва», и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения»«Животные»).

Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»).

Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.

Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для(слайд 10)

познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);

оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);

формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);

экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).

С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.

Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду – ответы коллег (слайд 11):

Можно выделить два направления:

а) создание новых элементов среды;

б) экологизация существующих.

В первом направленииэкологические центрыэкологические комнаты (классы, лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки.

Второе направление - уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.

Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа. Мы бы хотели немного затронуть этот вопрос. В нашем детском саду функционирует экологическая тропа.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы (слайд 13):

Цветники

Скворечники

Кормушки для птиц

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Центр воды и песка

В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы- воспитатели  постарались максимально использовать деревья, кустарники, макеты грибов, муравейника, пчелиного улья, скворечники. Так же были изготовлены макеты для экспериментальной деятельности.

Дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки», еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции«Теневой навес» (беседка, «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка»«Госпожа Ель»«Цветочная поляна»«Пернатый мир»«Муравьиный дом»«Мусоринка» и др.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада представлены на слайде 14.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании, необходимо использовать разные методы и формы работы.

-Какие методы вы знаете?

-наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) (слайд 15, 16);

-Практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование);

-Словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);

- Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение);

-Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.

4. Предлагаю вам несколько игр.

Придумать разминку пантомима(выбрать и шляпы)

А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко» (слайд18) 

- Наука о животных. (Зоология)

- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

- Пингвин птица или животное? (Птица)

- Наука о растениях. (Ботаника)

- Какую траву любят кошки? (Валериана)

- Самая высока трава? (Бамбук)

- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

- Трава от 99 болезней. (Зверобой)

- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

- Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Блиц –конкурс «Предсказание погоды»(слайд 19)

Ласточки летают низко к земле – к дождю

Паук усиленно плетет паутину- к сухой погоде

Когда цветет черемуха- к заморозкам

Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

Осенью птицы летят высоко- к теплой зиме

Комары роем летают – к теплой погоде

Воробьи купаются в пыли – к дождю

Цветки одуванчика днем закрываются – к дождю

Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)

Вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили возможно никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии. Надеемся, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаем вам успехов в работе.

Спасибо за внимание!  Слайд 22

Список использованной литературы

Нормативные документы:

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм.)[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2017).

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения: 10.03.2017).

Литература:

1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20

2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 176с.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

6. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: М 94 «Детство – пресс», 2004 -240 с.

7. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум "Путешествие в экологию"

Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей....

Семинар – практикум «Путешествие в экологию»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагоговЗадачи:Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явле...

Сценарий для Семинара-Практикума " Космическое путешествие на планету Радости"

Сценарий может подойти для обобщнение  и показа любого материала. И любой материал можно сюда подтянуть по смыслу.Попробуйте))...

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»

Показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей....

Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов

Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов...