Проект "Мир моря"
проект по окружающему миру (старшая группа)
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир моря | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема: «Мир моря»
Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наша страна со всех сторон омывается морями. И что бы сохранить их красоту и богатства, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан детский образовательный проект «Мир моря».
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта.
Задачи проекта:
1) Сформировать у детей представления о морских обитателях;
3) Совершенствовать навыки речевого общения;
4) Развивать творчество, воображение, фантазию;
5) Формировать желание пользоваться специальной терминологией;
6) Формировать навыки поисковой деятельности;
7) Развивать бережное отношение к природе.
Объект исследования: море.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, информационно-исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Методы и формы работы: наблюдения, эксперименты, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, оригами, лепка.
Работа с родителями:
1) сбор коллекции ракушек..
3) совместное творчество по составлению литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
1) овладение понятиями «морские обитатели», «млекопитающие», «моллюски», «кораллы», «водоросли»;
2) имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
3) знают о взаимосвязи с другими обитателями;
4) сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
5) создание в группе сухого аквариума с обитателями моря (диорама).
Продукт проектной деятельности:
1) сухой аквариум (диорама)
2) коллекция ракушек
3) рисунки «Рыбки в аквариуме»
4) поделки из пластилина «Морские обитатели»
5) оригами «Рыбка»
I. Реализация проекта
Предварительная работа:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Рыбы»;
знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
рассматривание иллюстрации «На морском дне»;
просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
План реализации проекта:
Итог проекта:
Пополнилась развивающая среда группы.
Результаты художественного творчества — выставка работ.
Изготовлена диорама
Приложение 1.
Подвижные игры, этюды.
1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.
3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама - тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.
4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.
Приложение 2.
Цикл наблюдений за обитателями аквариума.
1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.
2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.
3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.
Приложение 3.
Опыты с водой.
1. «Что увидим через воду?»
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.
Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.
Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?
Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.
Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).
Приложение 4.
Викторина «Что мы знаем о рыбах».
Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.
Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.
- Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
- Рыба гниет с головы.
- Нем как рыба.
- И карасей из пруда не выловить без труда.
- Из костлявой рыбки уха сладка.
- На безрыбье и рак рыба.
- Назад только раки ходят.
Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Русалочка
- Айболит
- Путаница
- Мойдодыр
- По щучьему велению
- Садко
Задание 3. Музыкальная пауза.
Пластический этюд «Море волнуется».
Задание 4. «Отгадай загадки».
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире
памятник открыт?
(Дельфин)
Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)
Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)
На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки.
(Окуни)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)
Список используемых источников
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
- Интернет-источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....
О, море, море!
В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....
Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий
Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....
Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"
Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"
Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....
Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...
«Чёрное море – любимое море мое».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста с использованием ИКТ...