педагогам об организации огорода на подоконнике
консультация по окружающему миру
Как организовать «огород» на подоконнике в детском саду
Огород наш, огород
Всё на нём всегда растет.
Если руки не ленивы,
Если мы трудолюбивы…
Проявить должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Раньше в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС ДО строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средней – 2 – 3, в старшей и подготовительной – до 5.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ПОСАДКИ
- Зелень (лук, петрушка, укроп, салат),
- корнеплоды свеклы,
- фасоль, бобы
- Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, душистого горошка.
Со среднего возраста можно выращивать цветы: астры, петунии, бархатцы, циннии, гиацинты, календула.
За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике. В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения. В средней – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые перья). В старшей и подготовительной группах результаты наблюдений зарисовывают дети.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Рекомендую также проводить опытническую деятельность, так как опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживают у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.
Целесообразно отвести место для лаборатории, где растения будут высаживаться разными способами. Можно высаживать луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, воспитатель достигает очень многого — на конкретном примере убеждает детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Для наблюдения за весенними изменениями в жизни растений в группу хорошо принести веточки деревьев. Для младших групп – веточки одного дерева (для наблюдения за почками и листьями). Для средней группы – веточки двух деревьев (хорошо известных детям и легко различимых внешне). Для старшей и подготовительной – ветки нескольких пород (растущих на территории детского сада).
РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОГОРОДА НА ОКНЕ БУДЕТ УСПЕШНЕЕ, ЕСЛИ ЕЕ ПРОВОДИТЬ ПОЭТАПНО
- Посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки. Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Подбор художественной литературы про посаженные растения: поговорки, стихи, сказки, загадки.
- Наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты фиксируются в дневнике. Создание коллекции семян овощных культур, с которыми чаще всего имеем дело, проведение бесед, игр.
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Огород на подоконнике удачно вписывается в организацию проектной деятельности. Ведь на его примере можно проследить процесс развития растения от начала до конца, научить детей делать выводы и использовать полученные навыки в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему: "Организация зкологической зоны "Огород на подоконнике" в соответствии с ФГОС"
В денном материале рассказывается о функциях и способах организации экологической зоны "Огорода на подоконнике" в соответствии с требованиями ФГОС....
Организация огорода на подоконнике в средней группе
Цель: Развитие экологической культуры у детейЗадачи:- Обогащать представления детей о растениях, встречающихся в ближайшем окружении- Обобщать представления о росте и развитии растений- Включать малыш...
Организация огорода на подоконнике в средней группе
Организация огорода на подоконнике в средней группе...
Рекомендации для педагогов по организации огорода на окне
Работая с детьми раннего возраста, наблюдаем следующее: дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познава...
Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород» среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования
Об итогах проведения районного смотра – конкурса «Огород на подоконнике – Чудо огород» среди коллективов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного об...
"Организация огорода на подоконнике"
Каждый год в конце зимы-начале весны в нашем детском саду проходит экологическая акция "Огород на окне".Педагоги активно привлекают ребят к посадке витаминной зелени, рассады. Тем самым расш...
Организация огорода на подоконнике в младшей группе "Золотая рыбка"
организация огорода на подоконнике в младшей группе "Золотая рыбка"...