Мастер - класс на тему: "Организация зкологической зоны "Огород на подоконнике" в соответствии с ФГОС"
материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ерёмина Елена Геннадьевна

В денном материале рассказывается о функциях и способах организации экологической зоны "Огорода на подоконнике" в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.odt19.13 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                           детский сад «Звёздочка»

Мастер — класс на тему: «Организация экологической зоны «Огород на подоконнике» в ДОУ в соответствии с ФГОС»

                                                                              Воспитатель МБДОУ

                                                             д/с «Звёздочка» г. Аркадака

                                                                              Ерёмина Елена Геннадьевна

                                                      Аркадак 2014 год

                                                 

     Так как наш детский сад является пилотным учреждением, мы с первого сентября приступили к работе в соответствии с ФГОСДО. Перед нами, воспитателями, продолжает стоять серьёзная задача по организации предметно — развивающей среды в соответствии с ФГОС.

      В нашем детском саду был разработан план по усовершенствованию предметно — развивающей среды, придерживаясь которого мы приступили к постепенному преобразованию среды, чтобы сделать её содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Придерживаясь этого плана, мной был создан огород на подоконнике, который отвечает всем современным требованиям.

        Какое же значение оказывает он на развитие детей дошкольного возраста? Дело в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представление о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях роста, их интерес к познавательно — исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому, расширить знания дошкольников о том, как создать грядки на подоконнике, как ухаживать за растениями помогает огород на подоконнике.

         Перед собой я поставила следующие задачи:

- вызвать желание детей принять участие в посадке огорода и уходу за ним;

- формировать представление детей о необходимости тепла, света, влаги для роста растений;

- учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывать ответственное отношение к порученному делу;

- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
- получить положительные эмоции от полученных результатов;

- обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать желание употреблять в пищу полезные фитонциды: лук, чеснок,- которые помогают предохранить нас от простуды.

         На организационном этапе работы мною была проведена беседа с родителями о создании огорода на подоконнике в групповой комнате детского сада, в ходе которой родители откликнулись на мою просьбу. Были собраны семена растений, необходимые контейнеры, грунт, луковицы для посадки. Также были подобраны различные наглядные пособия: картинки о природе, коллекции камней, ракушек, игровой материал.

          Далее мной был оформлен огород на подоконнике в стиле маленького сельского дворика, где живут дедушка и бабушка. Дети в игровой форме познакомились с бытом и хозяйством, с орудиями труда. Вот такие наборы инструментов пригодились нам в работе: маленькие лопатки и грабельки из песочного набора, сеялки, лейки, ведёрки. Все необходимые инструменты для работы с землёй, а также инструменты и приспособления для исследовательской деятельности хранятся в легко трансформируемой корзине на колесиках. Это позволяет проводить наблюдения за растениями и семенами в различных условиях.

           Здесь организована у нас маленькая лаборатория, в которой дети наблюдают за прорастанием семян, ростом корневой системы у луковиц. Здесь растения посажены у нас разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни, сделан травянчик из марли, посажен лук в прозрачную ёмкость для наблюдения за корневой системой.

         Сельский домик играет у нас двойную роль: служит декорацией для театра, и ещё в нём собрана коллекция семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Все виды семян собраны в полиэтиленовые пакетики и снабжены соответствующей маркировкой. Кроме того часть семян, предназначенных для посева в огороде на улице и собранных в большом количестве, хранится в холщовых мешочках. Собрана коллекция загадок об овощах.

          Также здесь присутствует настольный театр в виде наборов различных кукол, декораций и атрибутов, созданных своими руками,  для инсценировок сказок, потешек, песенок.

           Вы видите, что наш огород многофункционален. Сегодня я хочу показать вам вместе с детьми, как его можно использовать в театрализованной деятельности.

(Помощник воспитателя заводит детей второй младшей группы и рассаживает их на стульчики рядом с огородом на подоконнике).

( Звучит мелодия из сказки)

Воспитатель  - Не в каком далёком царстве,

                            Тридевятом государстве -

                             Дело было на Руси

                             Стариков про то спроси.

                             Посидите тихо, детки,

                             Да послушайте про репку.

                             Сказка ложь, да в ней намёк

                              Всем хороший даст урок.

                              Возле дома огород:

                              Бабка с дедкой у ворот,

                              Жучка хвост колечком

                              Дремлет у крылечка.

                              На крылечко дед выходит

                              И такую речь заводит:

(Дети — артисты по — очереди выходят, берут своих героев настольного театра, говорят слова и подражают голосом и действиями игрушек своим персонажам.)

Дед — У меня здоровье крепкое,

             Посажу — ка нынче репку я.

(Берёт инструменты и работает с ними в большом контейнере, наполненном грунтом.)

        -   Не ленись, моя лопатка,

            Будет вскопанная грядка.

            Грядку граблями пригладим-

            Все комочки разобьём.

            Семена теперь посадим,

            А потом польём водой.

            Лейка, лейка, лей, лей!

            Грядка, грядка, пей, пей!

Воспитатель — Землю дружно поливали,

                             Удобряли и взрыхляли.

                              Наконец настал денёк,

                              Появился и росток.

(В контейнер кладём муляж репки ).

Репка — Вот и выросла большая,

                 До чего же хороша я !

                 Сладкая и крепкая

                 Называюсь репкой я.

Воспитатель-      Вот так репка! Вот так диво!

                              И крупна — то! И красива!

                              А уж крепкая какая!

                              Как дед вытащит не знаю!

                              Одному не совладать. Надо бабушку позвать!

Дед -        Бабка, иди репку тянуть!

Бабка -    Погоди. Бегу! Бегу!

                 И тебе, дед, помогу.

                 Репку вытяну я вмиг.

                 То - то  будет рад старик!

Воспитатель —         Как тянуть? С какого боку?

                                     Внучку надо на подмогу!

Бабка -     Внучка! Иди репку тянуть!

Внучка -  Погодите, бабка с дедкой,

                  Помогу тянуть я репку.

                  Становись скорей, тяни!

                  Ну — ка дружно: раз, два, три!

Воспитатель -              Всё не с места, вот дела!

                                        Видно Жучку звать пора!

Внучка -   Жучка, иди репку тянуть!

Жучка -    Я — Жучка, хвост колечком,

                     Лежу я под крылечком.

                     Люблю лежать на грядке,

                     Люблю играть я в прятки.

 Воспитатель -             Тянут, потянут, а вытянуть не могут.

                                        Разбудите быстро кошку,

                                        Пусть потрудится немножко!

Жучка -        Кошка, иди репку тянуть!

Кошка -        Я — Мурка, красивая кошка,

                       Давай помурлычем немножко!    

Воспитатель -                Тянут репку! О - хо — хо!

                                          Неизвестно кто кого!

                                          Репка с места не сошла,

                                          Нужно мышку звать тогда!

Кошка -         Мышка, иди репку тянуть!

Мышка -       Становитесь дружно в ряд!

                        Эх, раз! Ещё раз!

                        Репку вытянем сейчас!

Воспитатель -                  Дед и бабка, внучка с Жучкой,

                                            Кошка с мышкой встали дружно,

                                            Друг за друга ухватились,

                                            Поднатужились и вот

                                            Репка из земли идёт!

Мышка -         Вот она!  (Вытаскивает репку и поднимает её вверх.)

Воспитатель -                   Хоть большая репка,

                                            Хоть сидела крепко,

                                            Вместе репку вы тащили

                                            Только дружбой победили!

(Звучит музыка. Помощник воспитателя поднимает детей со стульчиков, выстраивает их друг за другом. Воспитатель выводит их на середину перед огородом. Дети кланяются и уходят.)

    Как вы видите, экологическая зона «Огород на подоконнике» полностью соответствует возрастным особенностям детей и содержанию программы «Детство», а также требованиям, которые прописаны в Приказе №11.55, то есть :

- Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря полностью обеспечивают познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность дошкольников.

- В зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей предметно — пространственная среда легко трансформируема, вариативна и полифункциональна, доступна и безопасна в использовании, что соответствует ФГОСам.

     В заключении своего мастер — класса я предлагаю вам изготовить своими руками экологическую игрушку — травянчик. Её изюминка в том, что вы поливаете её водой и через некоторое время на травянчике начинает расти сочная, нежная и густая травка, создавая шевелюру у игрушки. Её можно подстригать по своему желанию, оформлять причёски. Позже она обязательно вырастет снова.

      Деятельность по изготовлению травянчика развивает у детей усидчивость и одновременно фантазию, внимание, терпение, мелкую моторику. Кроме того ребёнок узнаёт, как прорастает зерно, а свежую травку можно скармливать питомцам.

      Для изготовления травянчика нам потребуются:

1. Опилки.

2. Семена злаков (пшеница, ячмень) или семена газонной травы.

3. Капроновые чулки или колготки.

4. Ножницы.

5. Клей.

6.Ложка.

7.Цветная бумага.

8. Краски акриловые или гуашевые.

     Приступим к изготовлению травянчика. Сначала мы будем делать тело. Отрежьте часть чулка или колготок. Для стягивания приготовим небольшие отрезки того же капрона. Затяните конец чулка капроновым отрезком.

      Выверните вашу основу, чтобы хвостик ушёл внутрь.

      Теперь берём столовую ложку и насыпаем семена, распределяем их в том месте, где планируем рост травки.

       Теперь набиваем чулок опилками. Опилок кладём побольше, приминаем, чтобы побольше влезло.

        Когда наберётся достаточно опилок, завязываем кончик чулка капроновым обрезком. Ножницами обрезаем излишки.

         Теперь начинаем формировать будущего травянчика. Это зависит от вашей фантазии. Отделите небольшое количество опилок, сделайте, например, носик. Затянули обрезком и лишнее отрезали. И так всё что хотите: носики, ушки, лапки...

          Теперь оживляем наших малышей. Приклеиваем носик, ротик, глазки. Раскрашиваем наш травянчик акриловыми красками.

           Наш травянчик готов. Теперь нужно замочить травянчик на 1 час, чтобы он впитал в себя воду, и поставить его в тёплое и светлое место. Каждый день поливайте, чтобы он был во влажном состоянии. Такой травянчик можно подарить на праздник в виде подарка.

       

                                             

                                           

                                           

   

                       

           

                   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы для выступления на семинаре или педагогическом совете по теме "Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Документ содержит основные тезисы, комментирующие и разъясняющие  ФГОС ДО, может быть полезен при подготовке педсоветов или консультаций по ФГОС ДО....

Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"

Представлены материалы описывающие основные требования, которые предъявляются к организации развивающей предметно-пространственной среды...

Мастер-класс для воспитателей «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Мастер-класс «Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Если развивающее пространство организовано грамотно, то детский сад будут покидать дети, проявляющие самостоятельность, способные выбрать себе занятие, учитывать интересы и чувства других....

Обучающий мастер-класс для педагогов «Составление комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС ДО»

Организация  помощи педагогам при планировании образовательной деятельности с дошкольниками в режимные моменты, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандарта...

Мастер класс "«Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Создание предметно-развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития псих...

Мастер класс "«Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Создание предметно-развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития псих...