ООД в младшей группе «Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Актуальность темы заключается в том, что как раз в младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Данная методическая разработка посвящена ООД для детей младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_vesenniy_les.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД в младшей группе «Путешествие в весенний лес»
Воспитатель:
Овсепян Манушак Бениковна
Калининград
2021 год
Оглавление.
1. Пояснительная записка. 2-3
2. Конспект ООД «Путешествие в весенний лес» 3-6. 3. Список используемой литературы 7
Пояснительная записка.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание. Актуальность темы заключается в том, что как раз в младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Данная методическая разработка посвящена ООД для детей младшей группы.
Цель: - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной.
Задачи:
Развивающая:
- развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь:
- развивать наблюдательность и познавательную активность;
- развивать мелкую моторику рук; речевое дыхание.
Воспитательная:
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Обучающая:
- уточнить и закрепить знания детей об изменениях в природе весной;
- расширять представления детей о простейших связях в природе.
Предполагаемый результат: дети поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Словарная работа: проталина, подснежник, насекомые, медведь – медведица - медвежонок, ручей, потомство.
Предварительная работа: чтение стихов Агнии Барто «Мишка косолапый», С. Маршак «Апрель, апрель», рассказов и загадок; рассматривание иллюстраций с изображением характерных признаков весны, животных, птиц и насекомых; игры с прищепками, самомассаж с шишками.
Оборудование и материал: декорация весенней полянки и фигурки из фетра (солнышко, лучики, ручеёк, травка, цветочки, медведь, лиса, заяц) фонограмма «Звуки природы»; игрушки (медведица и медвежонок, зайчик, ежиха), силуэты ежат из серого картона, ручеёк (узкая длинная синяя полоска из ткани (30 см), проталинка с подснежниками, прикрытые ватой); прищепки; картинки божьей коровки без чёрных пятен; картинки птиц и насекомых; ватные палочки; краска черного цвета, салфетки, баночки с водой
Ход ООД
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сейчас какое время года на улице? (весна) Весна пришла, а что с собой принесла? А принесла она с собой картину, но не успела ее дорисовать. Давайте ее закончим и вспомним, что мы знаем о Весне. Знакомство с приметами ранней весны:
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
прилетают первые перелётные птицы из жарких стран;
просыпаются насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду. (Весной ярче светит солнышко). Воспитатель выносит и прикрепляет на мольберт изображение солнца из фетра на липучке.
Воспитатель: Я предлагаю нам отправиться в лес и посмотреть, какие чудеса происходят в лесу весной. На чём мы можем добраться до леса? (на машине)
Я предлагаю отправиться на прогулку в лес пешком. Как вы думаете – «пешком» это как? Почему? (ногами, нет дорог)
Воспитатель: Правильно, в лесу нет дорог, а ещё здесь нельзя шуметь, а мотор машины издаёт громкий звук. Итак, отправляемся в лес. (вдруг в дверь игровой кто – то постучал)
Посмотрите, кто к нам пришёл? (В дверях стоит Машенька из мультфильма «Маша и медведь». ( Машенька – это ребёнок из старшей группы)
Маша: Здравствуйте, ребята. Я узнала, что вы отравляетесь в путешествие в лес. Я тоже хочу с вами. Мой друг мишка куда – то исчез, ещё осенью. Я беспокоюсь, не случилась ли с ним беда.
Воспитатель: Ребята, возьмём Машу с собой. (да)
Игра «Шагают наши ножки»
(Дети идут под мелодию русской народной песни «По малину в сад пойдём», выполняя движения в соответствии с текстом)
Основная часть:
(Звучит фонограмма пения птиц и журчания ручья.)
Воспитатель: Ребята, послушайте. Что это? (пение птиц)
Воспитатель: Я была в лесу месяц тому назад и не слышала этого пения. Почему?
Воспитатель: А какие птицы живут в лесу? И какие прилетают весной?
Дети называют некоторых птиц. (показывают на мультимедийном проекторе сову, грача, скворца, воробья; воспитатель предлагает одному из детей разместить на мольберте изображение птиц.)
Воспитатель: Какой звук вы ещё слышите? (ручей)
Воспитатель: Это журчание ручья. А откуда он здесь появился? (Это растаял снег в результате яркого солнца). Дети обнаруживают перед собой ручей, делают прыжки через него, так чтобы не замочить ноги. (выполняют правила прыжков с места). Вдруг воспитатель находит под ёлочкой игрушку серого зайчика.
Воспитатель: Это кто? Что изменилось в его облике? (зайчик, он стал серым)
Воспитатель: Правильно. Здравствуй зайчик. (Дети приветствуют). Ой, что – то он дрожит. Почему? ( боится)
Воспитатель: Поиграем с зайчиком?
Физкультминутка: Х/и «Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, зайка шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, зайка шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
(Прикрепляется на мольберт изображение серого зайчика)
Вдруг ребята замечают, что Маша вытащила из кармана куртки конфету, съела её и выбросила фантик. Воспитатель: ребята можно ли в лесу выбрасывать мусор? Что нужно делать с фантиком? (Нельзя. Фантик нужно положить обратно в карман или выбросить в специальный контейнер для мусора)
Включается аудизапись фырчания ежа.
Воспитатель: Ой, что - то я слышу. Что это? (И находит на пеньке ёжика, который плачет)
Воспитатель: что случилось? (подносит игрушку ежика к уху)
Ребята, это не ёжик, а ежиха. У неё случилась беда. Её дети заболели, не растут иголки. Для чего им нужны они? (Иголки нужны для того, чтобы защищаться)
Воспитатель: прикрепим им вот такие иголки (воспитатель показывает разноцветные прищепки).
Дидактическая игра «Прицепим ёжикам иголки».
Воспитатель раздает детям картонные шаблоны ежей (по количеству детей) и набор прищепок. Дети индивидуально выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Всем ежатам помогли – теперь они не попадут в беду.
(Прикрепляется на мольберт изображение ежика)
Дети подходят к другому пенёчку и находят там картинку с изображение божьей коровки без точек.
Воспитатель: Кто это? (божья коровка). Каких насекомых вы ещё знаете. (мухи, муравью, бабочки). На проекторе – изображение насекомых.
Воспитатель: Правильно. Они всю зиму проспали в земле, в коре дерева. А чего не хватает нашей божьей коровке. (чёрных точек)
Воспитатель: Давайте их нарисуем с помощью ватных палочек, используя приём примакивания. (Дети раскрашивают этих насекомых)
(Прикрепляется на мольберт изображение божьей коровки)
Вдруг дети услышали пронзительный звук, который исходил из Машиного телефона. (Маша устала и включила музыку на телефоне)
Воспитатель: Маша, немедленно выключи или убавь звук.
Маша: Почему?
Воспитатель: Ребята, почему нельзя шуметь в лесу? (У многих животных появляется потомство)
(Влючается аудизапись ворчания медведя)
Что это? И заглядывает под горку, укрытую белой тканью. Ребята, это медведь, а точнее медведица с маленьким детёнышем. Как его называют (Медвежонок)
Воспитатель: Откуда здесь появился он? (Он родился, пока медведица спала)
Воспитатель: Зимой медведь спит, и просыпается только весной. Если здесь спит медведица с медвежонком, тогда это не сугроб, а что? (Берлога)
Воспитатель: Правильно – это берлога. Осенью медведи ложатся в берлогу на зимнюю спячку, а в конце зимы у медведицы в берлоге рождается медвежонок.
(Прикрепляется на мольберт изображение медведя)
Маша радостно побежала к медведице, чтобы спросить не видела ли она её мишку. И очень громко закричала: Медведица, ты не видела моего Мишку?
Воспитатель: Тише, Маша. Медведей в это время лучше не тревожить. Посмотрите, что это лежит на земле возле берлоги? (шишки)
Воспитатель: Какие шишки вы видите? Возьмите по одной шишке и попробуйте о ней рассказать. На каких деревьях растут шишки? (колючие, коричневые)
Воспитатель: Посмотрите, шишки лежат прямо перед входом в берлогу. Как вы думаете, что может произойти, когда медведица с медвежонком будут вылезать из берлоги? (поранить свои лапы)
Воспитатель: А сейчас мы с вами соберём шишки в корзинки и поиграем с ними
Самомассаж шишками. (Воспитатель раздаёт малышам шишки и предлагает покатать их ладонью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу), а затем – между ладонями. Воспитатель: А это чей хвостик мелькнул? загадка о лисе:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая ... (лиса!)
Где живет? (норе) Какая она? (рыжая, пушистая, хитрая) (Прикрепляется на мольберте фигурка лисы). Воспитатель: Я вижу ещё одну полянку. Посмотрите, около пенёчка под снегом я вижу яркое пятнышко. Что это? (искусственный цветок укрыт белой ватой)
Воспитатель: Правильно. Это первый цветок. Его называют подснежником.
Почему? (Этот цветок- самый первый из всех цветов и появляется из – под снега)
Воспитатель: Давайте, с него сдуем снег. (Дети очень сильно дуют –речевое дыхание). Маша подбегает к цветку и хочет его сорвать. Воспитатель останавливает её.
Воспитатель: Подснежники рвать нельзя – они занесены в красную книгу. Ими можно только любоваться. Что такое Красная книга?
(Прикрепляется на мольберт изображение подснежника)
Заключение:
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой. Ребята, посмотрите, какая красивая картина получилась! Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Кого мы встретили в лесу? (ответы детей). Машенька, ты поняла как правильно нужно вести себя в лесу?
Машенька: Да, в лесу нельзя шуметь и разбрасывать мусор, рвать цветы, ломать ветки деревьев, разжигать костры.
Воспитатель: Правильно. Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, много говорили о весне, рассматривали картинки с признаками весны, встретили лесных жителей, выполняли много заданий. Вы порадовали меня сегодня своими знаниями! Весна продлится еще два месяца, закончится апрель, наступит май - тоже весенний месяц. И вы увидите новые приметы весны. А сейчас нужно возвращаться в детский сад.
Список используемой литературы:
1.Булгакова. Е.В. Кто живёт в детском саду. //Детский сад. Всё для воспитателя -2018. №10. С.17
2. Громова И.Г. Игры с прищепками. //Ребёнок в детском саду – 2014. №6. С. 59
3.Лобанова А.С. Занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим. //Ребёнок в детском саду – 2012. №2. С.11
4. Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». Вторая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2012
5. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Автор составитель З. Я.Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
6.Шитова Е.Г. Кто живёт в лес. //Ребёнок в детском саду – 2012. №1.с. 54-55.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика–Синтез, 2009. – с.56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное развлечение для детей 2-ой младшей группы Путешествие в весенний лес.
Интегрированное развлечение «Путешествие в весенний лес» для детей младшего дошкольного возраста проводится весной на материале, разучиваемом в течение всего учебного года. Сценарий будет интере...
Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие в весенний лес»
Формирование представлений о весне.Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства.Развивать речь, воображение, творческие способности.Дать детям возможно...
Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"
Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...
Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"
Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...
Сценарий весеннего праздника для младшей группы "Путешествие в весенний лес"
Дети вместе с воспитателем отправляются на поезде в весенний лес. В лесу они встречаются с лесными жителями: лисой,зайцем и ежиком. Праздник проходит весело, на одном дыхании...
Сценарий весеннего праздника для второй младшей группы: «Путешествие по весеннему лесу».
Дети путешествуют на автобусе и приезжают в весенний лес, где встречают Солнышко, Воробья и Медведя...
Сценарий весеннего праздника в младшей группе "Путешествие по весеннему лесу"
Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям......