Конспект непосредственной образовательной деятельности «Весна пришла!» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Очеленкова Регина Сергеевна

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием «температура».
  • Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.
  • Уточнять представления детей о признаках времен года.
  • Активизировать словарь детей по данной теме (температура, градусник, термометр, градусы).

Развивающие:

  • Развивать навык составления умозаключения.
  • Развивать навык пересказывания услышанного, сохраняя главный смысл.
  • Развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельностью.
  • Продолжать развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать навык сотрудничества со сверстниками.
  • Воспитывать аккуратность при работе.
  • Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, взаимовыручку.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности  «Весна пришла!» (экспериментирование) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование коммуникативных навыков посредством совместной работы в экспериментировании.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием «температура».
  • Формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре.
  • Уточнять представления детей о признаках времен года.
  • Активизировать словарь детей по данной теме (температура, градусник, термометр, градусы).

Развивающие:

  • Развивать навык составления умозаключения.
  • Развивать навык пересказывания услышанного, сохраняя главный смысл.
  • Развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельностью.
  • Продолжать развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать навык сотрудничества со сверстниками.
  • Воспитывать аккуратность при работе.
  • Воспитывать внимательное и уважительное отношение к взрослым и сверстникам, взаимовыручку.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование: градусники, термометр, иллюстрации, замороженные и обычные ягоды, технологическая карта.

Технология: Игровая.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Воспитатель

Дети

I. Вступительная часть.

Ребята, послушайте, кажется, около нашей группы слышно непонятные звуки. Что это?

(В группу залетает Ворона)

Ворона-воровка: Ой, здравствуйте ребята, как же на улице холодно, приютите меня на минуточку погреться, я так замерзла.

Конечно,  входи. Ой, а что это ты нам принесла? Что у тебя в руке?

Ворона: Да вот заходила сейчас в детский сад, и увидела, висит какая-то штучка, беленькая, красивенькая, и я ее взяла себе поиграть. На ней даже есть какие-то черточки, и красненькая полосочка… Оооо, посмотрите ребята полосочка – то длиннее стала.  (Показывает ребятам термометр)

В-В: Как, градусник? А что такое градусники?

В-В: Дети, вы столько мне слов красивых назвали, но, к сожалению, я совсем не понимаю, что такое «температура» или «градусники». Может, вы поможете мне, научите?

Тогда отправимся в нашу лабораторию экспериментов.

Это ворона каркает.

Это градусник!

(Варианты ответов) Это приборы, с помощью которых измеряют температуру.

Да, поможем!

II. Основная часть.

Повторите еще раз, что перед вами?

А чем отличаются градусники от термометров?

Термометр и градусник – это название одного прибора. У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная  подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.  

Ребята, а вы знаете, для измерения чего, предназначен термометр?

Правильно! Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид – разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть термометры  электронные, для измерения температуры тела. Понятно, Ворона?

(Показать Вороне и ребятам термометры разных видов)

А давайте теперь ребята проверим, как температура влияет на нас в разных ситуациях.

*Эксперимент со сравнением температуры в разных условиях*

Измерим температуру на улице и у нас в группе. Для этого нам понадобятся два термометра. Один мы с вами оставим в группе, а второй прикрепим на окно со стороны улицы.

Что происходит с термометром на улице?

Ребята, скажите, сколько термометр показывает градусов в группе?

Давайте запишем это на нашем градуснике на картинке. А теперь давайте посмотрим, сколько же у нас на улице градусов?    

Где температура воздуха ниже, а где выше?

Почему в группе теплее, чем на улице?

А что влияет на температуру воздуха на улице?

А в какое время года какая погода? (Воспитатель спрашивает каждую пару)

Да, и когда мы говорим «холодно», «прохладно», «тепло» и «жарко», то мы подразумеваем температуру воздуха.

*Эксперимент со стаканами с водой разной температуры*

Теперь мы проведем второй эксперимент. С помощью термометров определите,  в каком из двух стаканов холодная вода, а в каком теплая?

(Воспитатель раздает по  2 стакана с водой, в одном стакане, красного цвета - теплая вода, а в другом стакане, синего цвета – холодная.  Также раздаем по 2 термометра, один опускаем в стакан с холодной водой, а другой  с горячей водой)  

Ребята, давайте определим,  в каком стакане, какая температура воды? Опускайте градусники в красный стакан.

Запишем на доске результат.

А теперь опускайте градусники в синий стакан. Скажите, какая там температура?

Хорошо, запишем результаты на доску.  Что мы можем про это сказать?

В-В: Ой, что-то я совсем замерзла… А давайте все вместе поиграем.

*Эксперимент с изменением вкуса ягод при замораживании*

В-В: Ой, ребята, пока вы проводили эксперименты, я что-то проголодалась. У меня с собой есть ягодки, вот только они заморожены. Посмотрите на них. Что это за ягодки?

(Показывает детям изображение ягод)

А давайте проверим, как температура влияет на вкус?

(Воспитатель раздает два стакана с ягодами комнатной температуры и замороженные)

Сейчас каждая пара попробует на вкус сначала замороженные ягоды. Какие они на вкус?

А теперь попробуйте обычные. Чем они отличаются от замороженных?

Так влияет ли температура на вкус? Как?

Замороженные ягоды более водянистые, они меньше сладкие и обладают меньшим запахом, чем не замороженные. Однако в замороженных ягодах сохраняются все питательные вещества и витамины, поэтому человек старается морозить на зиму побольше ягод.

(Дети заходят в комнату и подходят к градусникам)

Градусники.

(Варианты ответов)

(Варианты ответов) Для измерения температуры тела.

(Варианты ответов) Полоска на термометре опускается.

20 градусов.

-5.

Температура на улице ниже, а в группе выше.

(Варианты ответов) Защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют.

(Варианты ответов) Время года, солнце, ветер и т. д.

Зимой очень холодно, осенью прохладно, летом жарко, а весной тепло.

+39 градусов.

(На доске нарисованы два стакана и воспитатель вписывает данные, после измерения температуры)

-3 градуса

В синем стакане  температура +39, значит, там горячая вода, а в красном  где  -3, вода холодная.

Д/и «Скажи наоборот» (с движениями)

Растаял – замерз

Здоровый – больной

Холодно – тепло, жарко

Высокая – низкая

Остыл – нагрелся

Поднялся – опустился

(Варианты ответов) Это черника.

(Варианты ответов) Холодные, немного сладкие.

Замороженные более твердые, обычные мягкие, вкус лучше ощущается.

(Варианты ответов).

III. Заключительная часть.

В-В: Ничего себе, сколько нового я сегодня узнала о температуре! А что насчет вас? Было ли что-нибудь для вас новым?

Вопросы:

  • Кто зашел к нам в гости? Что она принесла с собой? О чем она нас попросила?
  • Что такое температура? Какая она бывает? Как мы измеряем температуру?
  • Что было сложнее всего, а что легче?

Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал.

Я каждой паре раздам картинку, а ваша задача: собрать её и рассказать, что у вас получилось.

Верно, градусник. Теперь я попрошу первую и третью команду закрасить градусник так, чтобы он показывал низкую температуру, а вторую и четвертую команду – высокую.

В-В: Я отогрелась у вас в группе, и теперь мне пора возвращаться на улицу. До скорой встречи!

Д/и «Собери картинку»

Градусник.

(Дети выполняют задание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»

·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...