«Наша родная Земля» Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Потапенко Каролина Витальевна

Проект будет интересен воспитателям старших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_praktike.doc935 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ:

«Наша родная Земля»

(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)

Студентка- практикантка 1 курса 177 группы

Направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое)образование»- профиль подготовки «Логопедия».

Потапенко Каролина Витальевна.

Руководитель практики от факультета:       Кощеева О.В

        

         

                                     

                    СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность   проекта, проблема………………………..…2

1.2 Целеполагание,   задачи проекта………………………….…4

1.3 Ожидаемый результат…………………………………….….5

                                                                   

2. Основная часть                                                         

    2.1 План реализации проекта……………………………………..6

    2.2 Ресурсное обеспечение………………………………….……10                                                            

    

3. Заключения. Выводы…………………………………………...12

4. Приложения…………………………………………………….…13                                                                   

4. Список литературы……………………………………………….14

5. Литература для детей……………………………………………..15                                                                                         


  1. 1. Введение

 

  1. Актуальность

        Взаимоотношение человека с природой -  актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст – это начальный этап становления человеческой личности. В этом возрасте закладываются основы личностной культуры, элементы экологического сознания. А, как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Проблема: Наш детский сад   расположен вблизи городского парка, что очень благоприятно сказалось на экологическом  воспитании наших дошкольников.  Совершая  прогулки, экскурсии в парк, мы видим картину потребительского отношения к природе (разбросанный мусор, поломанные деревья). У воспитателя возникают вопросы: Как смотреть детям в глаза, как объяснять им что хорошо, а что плохо по отношению к природе, ведь зачастую  бывает так, что мы рассказываем о правилах поведения в природе,  о важности сохранения природы, а в повседневной жизни дети видят совершенно другое. Как построить свою работу исходя из этой проблемы?

        Народная мудрость гласит: «Любить – значит, знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые люди  показывают пример детям, и, следовательно, необходимо работать не только  с детьми, но и со взрослыми. Нужно сделать так, чтобы взрослые (через детей) поняли свои ошибки, и постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней.  

1.2 Целеполагание

        Только  при совместном взаимодействии с семьей и разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтение художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем говорить о формировании экологической культуры  у детей дошкольного возраста.

Цель проекта: Формирование у детей знаний о природе родного края, воспитание осознанно – бережного отношения к ней.

Основные задачи проекта:

1. Обогатить   представления  детей о значении леса,парка,сквера в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира Саратовской области;

2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;

3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;

4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;

5. Расширить знания детей о природе Родного края, о ее особенностях.

6. Развивать у детей осознанно – бережное отношение  к объектам природы, воспитывать патриотизм, любовь  к своему краю;

7. Способствовать развитию   у детей потребности  видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности;

8. Развивать партнерские взаимоотношения  с  семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико – ориентированный;
  • По характеру содержанию: ребенок  + семья + природа;
  • По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
  • По количеству участников: фронтальный, групповой;
  • По продолжительности: кракосрочный

  1.  Ожидаемый результат

Дети:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • У детей будут сформированы  представления о природе родного края.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги:

  • Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

Родители:

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических  проектах

Возможные риски: Взрослые на проводимых детским садом мероприятиях  будут соблюдать правила поведения в природе, а в последующем, в повседневной  жизни -  как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе,  хорошо, а в других плохо. 

Участники проекта:  дети подготовительной к школе группе,воспитатели группы,физинструктор,родители детей группы.

Дата проекта: 09.06.2020г. по 05.07.2020г.

Форма совместной деятельностисотрудничество.

2. Основная часть

2.1.   План реализации проекта

 1 этап – подготовительный 

  2 этап – основной   

  3 этап – заключительный 

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа«Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.Создание Красной  книги.

ОСНОВНОЙ

Обогащение эколого - игровой среды

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:   -многофункционального пособия»Домик новых открытий»(макет природы Саратовской обл.)

- макет «Дары леса»

- сборник экологических сказок

- макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- дидактическая игра «Волшебный зонт»

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

-создание «Красной книги Саратовской области.»

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения нод  и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

.

Проведение  нод  в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов нод с использованием экологического материала

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

Проведение экологических праздников  «День птиц», «День Земли»

Проведение экскурсий  в парк и нод по экологическому воспитанию.

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия

Работа с родителями

Участие в акции «Спасти и сохранить»

       

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах»)

 Посещение родителями занятий по экологическому воспитанию и экскурсий в парк.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы

Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Презентация проекта

Определение перспектив работы

  1. Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

  • Воспитатели
  • Родители
  • Дети

Инструктор по физическому  воспитанию                                                                                                                                                    

Материально-техническая база:

- экологический центр в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на  участке;

- огород на огороде

- Красная книга,созданная детьми и  воспитателями.

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- Многофункциональное пособие»Домик новых открытий»(макет природы Саратовской области)

Методическое:

  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

  • Интернет-сайты;
  • Выпуск фотоотчетов;
  • Публикации в газетах  и журналах.

  1.  Мониторинг реализации проекта

 

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

  • Познавательный интерес к природе и ее изучению;
  • Знания об окружающей природе;
  • Восприятие красоты природы родного края и желание любоваться ею;
  • Проявление бережного отношения к природе;
  • Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:

  • Частота проявлений бережного отношения;
  • В каких случаях проявляется и на что направлено.

3. Заключения. Выводы.

                                                             

       Вывод:  при   системном,  комплексном   проведении   намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.   Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям,         природе    в   целом.

2. Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам   Родной природы.  

3.  Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои   действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Данный  проект   способен  при   целенаправленной   деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать   себя   «маленькими   волшебниками»,    спасающими  и   оберегающими   природу Родного края.

.

Список литературы

       

  1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
  2. Балабанов В. Ф. История земли Даурской. Чита: ООО «Издательство газета «Эффект», 2003 г.
  3. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
  4.  Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
  5. Н.В.Коломина «Воспитание  основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
  6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  7. Л.П. Молодцова  «Игровые  экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
  8. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
  9. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
  10. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
  11. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
  12. Энциклопедия Забайкалья, читинская область Том 1 / под ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск «Наука»,  2000г.
  13. http://www.maaam.ru/
  14.  http://www1september.ru/
  15. http://dohcolonoc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Баллада о родной земле"

Материалы проектной деятельности...

Проект "Путешествие по тропинкам родной земли"

Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы через восприятие произведений  сибирского писателя  В.П. Астафьева...

Проект "Край родной земля рассказовская"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста и их родителей чувства сопричастности ко всему живому...

Проект "Горделиво над страною реет флаг родной Земли, триколор моей России, знак свободы и любви "

В последнее время очень много говорят о воспитании патриотических чувств у детей. И кто, как не мы – взрослые, должны привить нашим детям любовь и уважение к своей Отчизне. Ежегод...

Сценарий экологического праздника «Родная Земля наша милая - добрая мать! Так будем тебя называть!» для старших дошкольников.

Новый современный сценарий экологического праздника  «Родная Земля наша милая - добрая мать! Так будем тебя называть!» для старших дошкольников. Цель. Создание условий ...