Педагогический проект « Лес – наше богатство»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Менглиева Наталья Олеговна

Цель проекта:  Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе; расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого  через различные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект « Лес – наше богатство»

Воспитатель: Менглиева Наталья Олеговна

Цель проекта:  Формирование у детей экологической культуры поведения в окружающей нас природе; расширение представлений о лесе, его значении для жизни всего живого  через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

1. Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.

2. Формировать понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту леса, бережное отношение к лесу и его лесным жителям.

4. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать мышление, фантазию, воображение и творческие способности.

5. Привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.

Актуальность: 

    Лес в жизни человека и человечества имеет большое значение. Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес –
это источник жизни на земле. Почти все, что растет в лесу, и все, кто живет в
лесу, используются в пищу как человеком, так и представителями фауны леса
– грибы, ягоды, орехи, листья, лесная дичь и животные. Лес богат
лекарственными растениями, которые используются и животными и в
практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность
– древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке
домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.
   Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают
воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого

огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно

ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки,

выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов

и т.д.

    Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам

кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту,

нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с

раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность

управлять своим поведением на природе.

Паспорт проекта:

Тип проекта:  познавательно-творческий.

По количеству участников: фронтальный (для детей старших групп)

По содержанию:  интегративный (образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие)

По продолжительности: краткосрочный  (с 18 по 19 марта) (2 дня)

Участники проекта: дети (5-6 лет), родители, воспитатели.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. У детей сформированы элементарные экологические представления о лесе, его обитателях; понимание последствий экологически безответственного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев и т. д.) через ознакомление с правилами поведения на природе.

2. Развиты познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений; связную речь, мышление, фантазию, воображение и творческие способности.

5. Привлечены родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.

Реализация проекта:

Предварительная работа:

тематические беседы о значении природы (леса) в жизни человека, животных;

чтение художественной литературы о лесе;

разучивание поговорок, загадок о природе;

прослушивание и разучивание песен;

рассматривание книг, картин, иллюстраций.

1 этап – подготовительный

Цели:  

  1. Создание условий систематизации представлений детей о лесе, как экосистеме, о значении леса в жизни его обитателей и человека, формирования осознанно-правильного отношения детей к миру природы лесного сообщества.
  2.  Знакомство со стихотворными и прозаическими произведениями художественной литературы по теме проекта;
  3. Обогащение  словарного и лексического запаса детей; развитие памяти, эмоционально окрашенной речи.
  4. Развитие творческих способностей детей через рисование, аппликацию, пение, разучивание стихотворений.

  • Изучение литературы по теме проекта;
  • Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта;
  • Оснащение развивающей среды;
  • Составление конспектов НОД;
  • Планирование цикла бесед  о природе;
  • Подбор рассказов, стихов, загадок о природе, о лесе;
  • Подбор раскрасок на тему «Природа нашего края», «Какие бывают леса», «Обитатели леса» и др.
  • Планирование и разработка спортивно – развлекательного мероприятия.

2 этап – основной, организационно-практический

Совместная деятельность

Содержание

Задачи

Беседы

«Что такое лес?» «Как растут деревья?», «Зачем нужен лес (деревья)», «Как сохранить деревья и растения?», «Как вести себя в лесу?», «Кто живет в лесу».

Обогатить знания детей о родной природе. Воспитывать умение внимательно слушать и сопереживать услышанному; любовь к природе, желание заботиться о ней.

Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций

«Лес», «Природа нашего края»

Совершенствовать словарь детей, обогащая речь прилагательными

Дидактические игры

«Природное лото»,  «С чьей ветки детки?», «Собери дерево», «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры

Чтение художественной литературы

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Н. Павлова «Бабочки»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»

Развивать желание рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа; продолжать учить выразительно пересказывать; развивать диалогическую форму речи

ННОД

«Путешествие с лесовичком» (Познание),                    

«Лесная полянка» (Коллективная работа) (Рисование с использованием нетрадиционных техник),

«Лесные жители» (Лепка)

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус

Сюжетно-ролевые игры

«Поход в лес»,  «По грибы мы в лес пойдём»

Формировать умение самостоятельно выбирать роли для игры, продолжить развивать игровую деятельность детей, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира

Подвижные игры

«Волк и зайцы», «К названному дереву беги», «Хитрая лиса»

Развивать двигательную активность

Конструирование

«Хижина в лесу»

Закреплять навыки конструирования, развивать мелкую моторику рук

Просмотр документального фильма, мультфильма

 «Однажды в лесу», «Эти забавные животные»

Продолжать формировать умение внимательно смотреть д/ф и отвечать на вопросы воспитателя

3 этап – заключительный

Выставка детского творчества «Лес - наше богатство»

Спортивно – развлекательное мероприятие «В гости к деду Природоведу»

Взаимодействие с родителями:

  • Грибная полянка (Коллективная работа);
  • Разучивание с ребёнком стихов, поговорок о лесе;
  • Подготовка костюмов для мероприятия (Короны на голову, эмблемы на футболки).

 

Конечный результат:

Дети:

  • Имеют элементарные представления о лесе, его обитателях;
  • Расширены и закреплены знания и представления детей о лесе;  правила поведения в природе;
  •  Имеют представления о последствиях неправильного отношения к сформировано понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений);
  • Развита связная речь, обогащен словарь детей;
  • Воспитано  эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, умение наслаждаться красотой леса в разное время года;
  • Сформирована у детей культура поведения, направленная на сохранение природных ресурсов и расширены представлений о лесе, его значении для жизни всего живого через различные виды деятельности.

 Родители:

  • Повышен интерес к познанию природы родного края;
  • Понимают важность бережного отношения к лесу и необходимость формирования у детей старшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.

Список использованной литературы

1. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова - М., Просвещение, 1980 - 268 с.

2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М. : Просвещение, 1981.

3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших

школьников / Л. И. Егоренков - М., Аркти, 1999 - 128 с.

4. Как знакомить дошкольников с природой /под ред. П. Г. Саморуковой. - М., Просвещение, 1983 - 207 с.

5. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду / М. М. Марковская - М., Просвещение, 1984.

6. Мир природы и ребенок //Методика экологического воспитания дошкольнков / под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г. - СПб. ,1986.

7. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». - М., Просвещение, 1984

8. Николаева С. Н. : Методика экологического воспитания дошкольников. /С. Н. Николаева – М. : «Академия» -2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Лес-наше богатство!"

 Деревья  (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов...

Проект «Лес — наше богатство!»

проект в средней группе...

Проект "Лес-наше богатство!"

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль ...

Проект "Здоровье - наше богатство!"

Полноценное  физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Что же такое здоровье? Обратимся к  “Словарю русского языка” С.И. Ожегова: “Правильная, нормальная дея...

Педагогический проект «Лес - наше богатство» Подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПРИРОДА НАШЕ БОГАТСТВО

Формирование  экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с  природой  родного края....

Педагогический проект "Хлеб - наше богатство"

Понимание детьми ценности хлеба. Важности труда хлебороба, комбайнера. пекаря. Представление детей о технологии преготовления хлеба. Вовлечение родителей в педагогический процесс....