НОД по ПР (природный мир) тема "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Варыпаева Светлана Сергеевна

Цель - познакомить детей с понятием «живая природа», «неживая природа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_ekologiya_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

5-6 лет старшая группа «Б»

Тип НОД

Тематическое занятие

Тема НОД

«Живая и неживая природа»

Цель

познакомить детей с понятием «живая природа», «неживая природа».

Задачи

расширять знания детей о «живой» и «неживой» природе;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;

уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;

тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материал

SMART BOARD: пейзажная картина, картинки с живой природой и неживой природой; схема с условными обозначениями для живой природы (дышит, растёт, питается, размножается), картинка - раскраска, цветные карандаши.

Предполагаемый результат

Дети знают, что к живой природе относятся животные, птицы, насекомые.

Дата проведения

 2 полугодие 2019-2020 учебного года

ФИО воспитателя

Варыпаева С.С.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, чувство сопереживания за героя, развивать связную монологическую речь. Сформировать и зафиксировать «детскую» цель – помочь Тане,

I. Введение в ситуацию

Воспитатель сообщает детям, что скоро ей предстоит поехать в отпуск. И спрашивает детей:

- Любите ли вы отдыхать? Где вы любите отдыхать?

Вот наши кукла Таня тоже скоро поедет к бабушке в деревню. Как говорит её мама «на природу». Тане интересно узнать, что это значит.

-Ребята, хотите помочь девочке разобраться, что такое природа?

Сможете?

Беседа

Показ иллюстрации,

Беседа из личного опыта.

 (Дети фиксируют детскую цель -  помочь Тане узнать, что такое природа)

Да, хотим

Конечно, сможем

Личностные.

Коммуникативные.

Познавательные

Ответы детей на вопросы: Хотите помочь?

Сможете?

Словесное поощрение

Этапные задачи: актуализировать знания детей о понятии «природа» и «не природа»; развивать мыслительные и речевые операции, упражнять в умении рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями,  актуализировать, логическое мышление память, учить работать вместе, сообща, одной командой; уважать мнение своего товарища. 

II. Актуализация знаний

- Воспитатель собирает детей около доски SMART BOARD, на которой изображены пейзажная картина. Воспитатель предлагает детям помочь Тане разобраться, что из изображённого является природой.

- Дети высказывают свои предположения. Воспитатель делает вывод: «Природа это то, что не создано руками человека».

- Таня благодарит вас за то, что вы помогли ей разобраться, что такое природа. У неё есть набор картинок, которые она хотела бы разложить в альбомы. (Работа SMART BOARD). В один альбом она хочет положить картинки с живой природой, а в другой с неживой природой.

- Знаете, как разложить в альбомы?

-Тогда помогайте.

Словесный

Поисковые вопросы к детям

Животные, птицы, насекомые, трава, цветы, деревья

Да, мы умеем.

Познавательные

Коммуникативные

Анализ образца

Этапные задачи: упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями  уточнить представления детей о понятии «природа» и создать мотивационную ситуацию для знакомства с понятиями «живая природа» и «неживая природа»; развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, провести рефлексию «почему не получилось?».

III. Затруднение в ситуации

 Дети подходят к доске SMART BOARD на которой изображены картинки.  Воспитатель предлагает, расположить картинки с живой природой в альбом с зелёными листами. А с неживой природой в альбом с синими листами.

- Возникает затруднение, т.к. как правило дети относят к живой природе только животных, птиц, насекомых, растения, а камни, солнце, снег, земля и тд, не знают куда отнести.

- Смогли вы разложить картинки?  

Словесный

Практический

 Пробное действия детей на доске

Нет. Потому что мы не знаем, что такое живая и неживая природа?

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Получилось?

Почему не получилось?

Что нужно сделать

Этапные задачи: развивать умение фиксировать новое знание, что природа может быть «живая» и «неживая»; развивать у детей навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Скажите, мне, пожалуйста, если вы чего не знаете, но очень хотите  узнать, что нужно сделать? (Спросить у СС, у взрослых, посмотреть в книге и тд. Дети выбирают способ действия («если что - то не знаю, то можно спросить у того кто знает»).

Тогда спросите меня, что вы хотели бы узнать?

-Давайте подумаем вместе.

-Почему собака относится к живой природе? (Вспоминают модели для живых организмов).

-А дерево? (Дышит, растёт, двигается, питается)

- Солнце, снег, камень? (Нет)

Я хочу предложить Вам условные обозначения для живой природы, чтобы вы, опираясь на эту схему, смогли помочь Тане.

Наглядный

Практический: показ способа действия,

Разъяснение

Образец - схема

-

Как отличать живую от неживой природы?

Всё живое дышит, растёт или двигается, питается, размножается

Дети проверяют правильно ли они разложили картинки и исправляют ошибки, если таковые есть.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Наблюдение за процессом, ответы детей.

Пояснение

Этапные задачи: закрепить понятия «живая природа» и «неживая природа» в игровой деятельности; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, развивать память, слуховое внимание,  мелкую моторику рук; умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща, организовать активный отдых детей; игра «Раскрась картинку».

V Введение новых знаний в систему знаний

- Теперь вы сможете  помочь Тане разложить картинки самостоятельно?

-  ДИ «Живая или неживая природа»

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Живая или неживая природа».

- Если я называю то, что относится к живой природе – вы двигаетесь. Если называю растение – вы поднимаете руки вверх «растёте», если животное – вы прыгаете, если то, что относится к неживой – замираете.

- Ребята, а Таня хочет рассказать бабушке о живой и неживой природе, и просит помочь ей раскрасить картинку и отправить бабушке по почте.

Таня просит вас на левой половине листа раскрасить три объекта живой природы, а на правой половине три объекта неживой природы.

 На доске SMART BOARD двое детей выполняют задание. (Проверка задания на доске, дети сверяют у себя на листочках)

Указание

Показ действий

Разъяснение

- Да сможем.

 

Выполняют условия игры – прыгают, замирают, поднимают руки, двигаются.

Дети выполняют задания на листочках.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Рефлексивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Анализ детских работ

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии;  с помощью системы вопросов «Кому помогли?» помочь детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели – помочь Тане правильно разложить картинки в альбомы. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» подвести  детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали отличие живой природы от неживой.

VI Осмысление (итог)

Воспитатель собирает детей около себя.

- Чем мы сегодня занимались?

- Смогли вы помочь Тане? Какие знания вам в этом помогли?

Воспитатель хвалит детей за красивые рисунки для бабушки Тани и альбомы.

Словесный:

Художественное слово

Мы сегодня помогали Тане разложить картинки в альбомы.

- Да смогли, потому что мы узнали, чем отличается живая природа от неживой.

Мы очень внимательные, наблюдательные

А ещё мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем)

Личностные

Коммуникативные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? Почему смогли?

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Конспект занятия по природному миру «Живая и неживая природа»

Программное содержание:Образовательная задача: дать первоначальное понятие о том, что человек – мать природы и его здоровье зависит от отношения к ней;Развивающая задача: сформировать умение обнаружив...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...

Конспект НООД по природному миру "Живая и неживая природа"

Конспект НООД по природному миру с использованием развивающих (дидактических) материалов и ИКТ оборудования по теме: "Живая и неживая природа"...

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...