НОД по ПР (природный мир) тема "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель - познакомить детей с понятием «живая природа», «неживая природа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_ekologiya_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Образовательная область | Познавательное развитие | |||||
Возраст детей, группа | 5-6 лет старшая группа «Б» | |||||
Тип НОД | Тематическое занятие | |||||
Тема НОД | «Живая и неживая природа» | |||||
Цель | познакомить детей с понятием «живая природа», «неживая природа». | |||||
Задачи | расширять знания детей о «живой» и «неживой» природе; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода; уточнить известные способы действий в ситуации затруднения; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук. | |||||
Материал | SMART BOARD: пейзажная картина, картинки с живой природой и неживой природой; схема с условными обозначениями для живой природы (дышит, растёт, питается, размножается), картинка - раскраска, цветные карандаши. | |||||
Предполагаемый результат | Дети знают, что к живой природе относятся животные, птицы, насекомые. | |||||
Дата проведения | 2 полугодие 2019-2020 учебного года | |||||
ФИО воспитателя | Варыпаева С.С. | |||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |
Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой, чувство сопереживания за героя, развивать связную монологическую речь. Сформировать и зафиксировать «детскую» цель – помочь Тане, | ||||||
I. Введение в ситуацию | Воспитатель сообщает детям, что скоро ей предстоит поехать в отпуск. И спрашивает детей: - Любите ли вы отдыхать? Где вы любите отдыхать? Вот наши кукла Таня тоже скоро поедет к бабушке в деревню. Как говорит её мама «на природу». Тане интересно узнать, что это значит. -Ребята, хотите помочь девочке разобраться, что такое природа? Сможете? | Беседа Показ иллюстрации, | Беседа из личного опыта. (Дети фиксируют детскую цель - помочь Тане узнать, что такое природа) Да, хотим Конечно, сможем | Личностные. Коммуникативные. Познавательные | Ответы детей на вопросы: Хотите помочь? Сможете? Словесное поощрение | |
Этапные задачи: актуализировать знания детей о понятии «природа» и «не природа»; развивать мыслительные и речевые операции, упражнять в умении рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями, актуализировать, логическое мышление память, учить работать вместе, сообща, одной командой; уважать мнение своего товарища. | ||||||
II. Актуализация знаний | - Воспитатель собирает детей около доски SMART BOARD, на которой изображены пейзажная картина. Воспитатель предлагает детям помочь Тане разобраться, что из изображённого является природой. - Дети высказывают свои предположения. Воспитатель делает вывод: «Природа это то, что не создано руками человека». - Таня благодарит вас за то, что вы помогли ей разобраться, что такое природа. У неё есть набор картинок, которые она хотела бы разложить в альбомы. (Работа SMART BOARD). В один альбом она хочет положить картинки с живой природой, а в другой с неживой природой. - Знаете, как разложить в альбомы? -Тогда помогайте. | Словесный Поисковые вопросы к детям | Животные, птицы, насекомые, трава, цветы, деревья Да, мы умеем. | Познавательные Коммуникативные | Анализ образца | |
Этапные задачи: упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями уточнить представления детей о понятии «природа» и создать мотивационную ситуацию для знакомства с понятиями «живая природа» и «неживая природа»; развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, провести рефлексию «почему не получилось?». | ||||||
III. Затруднение в ситуации | Дети подходят к доске SMART BOARD на которой изображены картинки. Воспитатель предлагает, расположить картинки с живой природой в альбом с зелёными листами. А с неживой природой в альбом с синими листами. - Возникает затруднение, т.к. как правило дети относят к живой природе только животных, птиц, насекомых, растения, а камни, солнце, снег, земля и тд, не знают куда отнести. - Смогли вы разложить картинки? | Словесный Практический | Пробное действия детей на доске Нет. Потому что мы не знаем, что такое живая и неживая природа? | Познавательные Коммуникативные Регулятивные | Получилось? Почему не получилось? Что нужно сделать | |
Этапные задачи: развивать умение фиксировать новое знание, что природа может быть «живая» и «неживая»; развивать у детей навыки сотрудничества друг с другом и со взрослыми; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»; тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь. | ||||||
IV. Открытие нового знания или способа действий | Скажите, мне, пожалуйста, если вы чего не знаете, но очень хотите узнать, что нужно сделать? (Спросить у СС, у взрослых, посмотреть в книге и тд. Дети выбирают способ действия («если что - то не знаю, то можно спросить у того кто знает»). Тогда спросите меня, что вы хотели бы узнать? -Давайте подумаем вместе. -Почему собака относится к живой природе? (Вспоминают модели для живых организмов). -А дерево? (Дышит, растёт, двигается, питается) - Солнце, снег, камень? (Нет) Я хочу предложить Вам условные обозначения для живой природы, чтобы вы, опираясь на эту схему, смогли помочь Тане. | Наглядный Практический: показ способа действия, Разъяснение Образец - схема | - Как отличать живую от неживой природы? Всё живое дышит, растёт или двигается, питается, размножается Дети проверяют правильно ли они разложили картинки и исправляют ошибки, если таковые есть. | Познавательные Коммуникативные Личностные | Наблюдение за процессом, ответы детей. Пояснение | |
Этапные задачи: закрепить понятия «живая природа» и «неживая природа» в игровой деятельности; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, развивать память, слуховое внимание, мелкую моторику рук; умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща, организовать активный отдых детей; игра «Раскрась картинку». | ||||||
V Введение новых знаний в систему знаний | - Теперь вы сможете помочь Тане разложить картинки самостоятельно? - ДИ «Живая или неживая природа» Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Живая или неживая природа». - Если я называю то, что относится к живой природе – вы двигаетесь. Если называю растение – вы поднимаете руки вверх «растёте», если животное – вы прыгаете, если то, что относится к неживой – замираете. - Ребята, а Таня хочет рассказать бабушке о живой и неживой природе, и просит помочь ей раскрасить картинку и отправить бабушке по почте. Таня просит вас на левой половине листа раскрасить три объекта живой природы, а на правой половине три объекта неживой природы. На доске SMART BOARD двое детей выполняют задание. (Проверка задания на доске, дети сверяют у себя на листочках) | Указание Показ действий Разъяснение | - Да сможем.
Выполняют условия игры – прыгают, замирают, поднимают руки, двигаются. Дети выполняют задания на листочках. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Рефлексивные | Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий. Анализ детских работ | |
Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии; с помощью системы вопросов «Кому помогли?» помочь детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели – помочь Тане правильно разложить картинки в альбомы. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» подвести детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали отличие живой природы от неживой. | ||||||
VI Осмысление (итог) | Воспитатель собирает детей около себя. - Чем мы сегодня занимались? - Смогли вы помочь Тане? Какие знания вам в этом помогли? Воспитатель хвалит детей за красивые рисунки для бабушки Тани и альбомы. | Словесный: Художественное слово | Мы сегодня помогали Тане разложить картинки в альбомы. - Да смогли, потому что мы узнали, чем отличается живая природа от неживой. Мы очень внимательные, наблюдательные А ещё мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем) | Личностные Коммуникативные | Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? Почему смогли? | |
Комментарий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
Конспект занятия по природному миру «Живая и неживая природа»
Программное содержание:Образовательная задача: дать первоначальное понятие о том, что человек – мать природы и его здоровье зависит от отношения к ней;Развивающая задача: сформировать умение обнаружив...
Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях, сведения из народного календаря.
Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...
Конспект НООД по природному миру "Живая и неживая природа"
Конспект НООД по природному миру с использованием развивающих (дидактических) материалов и ИКТ оборудования по теме: "Живая и неживая природа"...
«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.
Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной.За...