Детское экспериментирование, как метод обучения.
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее его развитиеВ связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperementirovanie_kak_metod_obucheniya.docx | 46.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование как метод обучения.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Усваиваются более прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее его развитие.
В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование.
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
Изменения за последние несколько десятилетий вызывают восторг, но в то же время и заставляют нас волноваться. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.
Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Отвечаем…STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Возникает резонный вопрос, почему именно STEАM и именно в детском саду? Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности!
Как внедрить STEAM образование в детском саду?...
Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.
Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»
Какова же роль воспитателя? Только инноваторский подход педагогов позволяет достичь высоких результатов через практическую исследовательскую деятельность.
Что же нужно знать о STEАM технологии? О STEАM нужно знать одну главную вещь – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты.
Применение STEAM-технологий в своей работе мы начали с приобретения мини лаборатории, которая при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, что способствует формированию задатков мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям .Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи. Реализация модели STEAM-образования, является важным компонентом многих проектов, реализуемых сегодня, в значительной степени зависит от создания новой предметно-пространственной среды системы образования в целом, обновления содержания, программно-методического обеспечения, материально-технической базы.
Программа STEAM-образования в дошкольном обучении имеет несколько модулей:
1. Дидактическая система Ф. Фребеля;
2. Экспериментирование с живой и неживой природой;
3. LEGO-конструирование;
4. Математическое развитие;
5. Робототехника;
6. Мультистудия «Я творю мир».
Для своей работы я выбрала «Экспериментирование с живой и неживой природой».
Почему я выбрала именно этот модуль спросите вы? Отвечаю: «Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире. Частые и разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».
Какой же результат я хотела получить?
1. Развить интерес у детей к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развить наблюдательность, любознательность.
3. Развить познавательные процессы: логическое мышления, восприятие, произвольное внимание, память, мелкую моторику, активную речь и обогатить словарный запас.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
На основе этого определила цель работы: развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.
Проведя диагностику детей по разделам экологии, результат показал, что многие дети имеют «пробелы» в знаниях. Не все дети имеют прочные знания о разнообразии мира живой и неживой природы.
В связи с этим мною были поставлены задачи:
Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.
Возникает вопрос – с чего начать?
Конечно же, первое – создать условия для опытно-экспериментальной деятельности. Ведь правильно оборудованная исследовательская лаборатория при правильном ее введении в образовательный процесс предоставляет возможность насытить занятия в детском саду экспериментами с живой и неживой природой, пробудить у детей интерес к опытно – экспериментальной деятельности, сформировать начальные умения проведения самостоятельных исследований.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, я распределила по разделам: «Песок», «Вода», «Воздух», «Камень». Они находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования рассчитан на детей, как среднего уровня развития, так и на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития, для соблюдения принципа мини - макса.
В уголке экспериментирования имеются: как основное (разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы; природный и бросовый материал; и т.д.) так и дополнительное оборудование (клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.)
Для успешного решения поставленных задач я использовала такие принципы работы как:
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип краеведения;
- принцип природосообразности.
При этом использовала образовательные технологии:
- ИКТ – технологии (в группе есть интерактивная доска);
- создано STEAMпространство группы;
- технологию исследовательской деятельности (технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем);
В рамках работы мною были проведены:
1) опыты и эксперименты с детьми:
Опыты и эксперименты с водой.
«Какого цвета вода?»;
«Какой вкус у воды?»;
«Что будет с водой на морозе?»;
«Тонет - не тонет»;
«Что растворяется в воде?»;
Опыты и эксперименты с воздухом.
«Что такое воздух?»;
«Игры с воздушным шариком и соломинкой»;
«Где может прятаться воздух?»;
«Есть ли воздух в воде?»;
«Воздух и запах»;
«Воздушные фокусы»;
«Давление воздуха и ветер».
Опыты с камнями, песком.
«В царстве камней»;
«Собираем коллекцию камней»;
«Исследуем песок»;
Опыт «Взвешиваем песок»;
«Знакомство с глиной»;
«Из чего состоит почва?»;
«Есть ли в почве воздух и вода?»;
2) В работе с родителями были разработаны: консультация - детское экспериментирование в детском саду и рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях. Изготовлен фотоколлаж «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!»
3) Сформирована картотека опытов и экспериментов.
Результаты работы, по формированию экологического сознания в процессе экспериментирования с живой и неживой природой, представленные на данной диаграмме говорят об успешно проведенной работе.
Как гласит китайская пословица: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Экспериментирование в полной мере даёт детям возможность самостоятельно искать решение поставленных перед ними задач, пробовать, экспериментировать, ошибаться и получать неожиданные ответы на свои вопросы, ведь удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением, узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные предположения и гипотезы.
Чем отличается опыт от эксперимента.
Что такое опыт и эксперимент
Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Разница между опытом и экспериментом
Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов. Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов. Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.
Чем отличается опыт от эксперимента
Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить её на практике. Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом. Цели. При проведении эксперимента перед учёным уже возникла определённая цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - презентация для воспитателей " Детское экспериментирование как метод обучения". Образовательная область "Познание".
Консультация "Детское экспериментироване как метод обучения". Образовательная область "Познание"....
Детское экспериментирование как метод обучения.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.Демонстрационные наблюдения и эксперименты.Фронтальные наблюдения и эксперименты.Требования,предъявляемые к объектам работы....
Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"
Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....
Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с др...
"Детское экспериментирование как метод обучение"
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
«Детское экспериментирование как метод обучения круглый год». Подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе группы
laquo;Детское экспериментирование как метод обучения круглый год». Подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе группы...
Детское экспериментирование как метод обучения
методическая разработка консультации для педагогов...