Детское экспериментирование как метод обучения
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование как метод обучения»
Самое лучшее открытие — то,
которое ребенок делает сам.
Ральф У. Эмерсон
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Такой деятельностью является экспериментирование, которое помогает выработать у дошкольников самостоятельные исследовательские умения, учит собирать и обрабатывать различную информацию, развивает у ребенка творческие способности, логическое мышление. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различной деятельности, в частности – к экспериментированию. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии, необходимо создавать условия для исследовательской активности ребенка. За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики. Все исследователи в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную функцию, в которых раскрывается содержание данного объекта. Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Теоретической базой данной проблемы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995). По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы. Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он не получил широкого распространения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Выготский сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
- Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
- В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
- Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
- Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе метода экспериментирования, направленного на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Восторг и море положительных эмоций – вот что дарит экспериментирование для детей, ведь экспериментирование – это действенный метод ознакомления детей с окружающим миром.
Литература:
Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - презентация для воспитателей " Детское экспериментирование как метод обучения". Образовательная область "Познание".
Консультация "Детское экспериментироване как метод обучения". Образовательная область "Познание"....
Детское экспериментирование как метод обучения.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.Демонстрационные наблюдения и эксперименты.Фронтальные наблюдения и эксперименты.Требования,предъявляемые к объектам работы....
Сообщение из опыта работы "Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста"
Сообщение из опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за учебный год....
Детское экспериментирование как метод обучения в детском саду.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с др...
"Детское экспериментирование как метод обучение"
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...
«Детское экспериментирование как метод обучения круглый год». Подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе группы
laquo;Детское экспериментирование как метод обучения круглый год». Подготовила и провела воспитатель подготовительной к школе группы...
Повышение деловой квалификации Консультация для педагогов МДОУ на тему:«Детское экспериментирование как метод обучения старших дошкольников»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастн...