"Живое-неживое" занятие по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема   "Живое - неживое"

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Учить выделять отличительные признаки предметов и классифицировать объекты.

Материал и оборудование. Капитошка (воздушный шар). Карточки с изображениями руки и камня, символизирующими рукотворный и природный мир. Наборы предметных картинок "Рукотворный и природный мир", "Живое - неживое". Комнатное растение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое занятие21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение           детский сад «Аленушка» с.Шуурмак МР «Тес- Хемский кожуун РТ»

Занятие по экологии

старшая группа

                                                                           

                                                                            Провела:   воспитатель ст. гр.

                                                                                               Хулер А.Б.

Тема   "Живое - неживое"

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Учить выделять отличительные признаки предметов и классифицировать объекты.

Материал и оборудование. Капитошка (воздушный шар). Карточки с изображениями руки и камня, символизирующими рукотворный и природный мир. Наборы предметных картинок "Рукотворный и природный мир", "Живое - неживое". Комнатное растение.

Ход занятия

Капитошка (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята! Я сегодня у вас в гостях, чтобы вместе с вами узнать много нового и интересного. Я вчера услышал по радио выражение "Рукотворный мир". Как вы думаете, какие предметы можно отнести к рукотворному миру? (Ответы детей.) Рукотворный мир создан руками человека. Всё остальное создала природа. Назовите предметы, относящиеся к природному миру. (ответы детей).

Проводиться игра "Найди дом".                                                                        Каждый ребёнок  подходит к доске, берёт картинку с изображением того или иного предмета (объекта), закрепляет её под карточкой с изображением руки или камня и объясняет, почему он отнёс предмет (объект) к данной группе.                                                                                                 Капитошка. Знаете ли вы, что всё, что нас окружает, можно  разделить ещё на две группы?  Одни объекты относят к живой природе, другие -к неживой.

          Как вы думаете, чем различаются живые и неживые природные объекты? (Предположения детей.) Давайте отправимся в путешествие . волшебной дорожке.

          Выставляется таблица.

Человек

Животное

Растение

Камень

Рождение

Питание

Дыхание

Движение

Рост

Гибель

Капитошка, задавая наводящие вопросы, вместе с детьми анализирует объект  "человек".

Капитошка. Откуда вы появились?

Дети. Мы родились у наших родителей.

Капитошка. Вы были маленькими, а теперь что с вами произошло?

Дети. Мы выросли.

Капитошка. Почему вы растёте?

Дети. Мы хорошо питаемся.

Капитошка. Зажмите на некоторое время нос и рот. Что вы почувствовали?

Дети. Нам не хватает воздуха, значит мы дышим.

Каптошка. Что вы делаете, когда переходите в другую комнату, поднимаете с пола предмет или играете?

Дети. Мы двигаемся.

Капитошка. Люди старятся, что с ними происходит потом?

Дети. Они умирают.

Дети анализируют остальные объекты и заполняют таблицу.  

 Капитошка. Сравните объекты, о которых мы говорили. Какой объект отличается от остальных?

Дети. Камень.

Капитошка. Почему камень нельзя назвать живым?

Дети. Камень не может делать то, что умеют живые объекты.

Капитошка. Рассмотрите карточки и распределите объекты, которые на них изображены, на две группы:  живые и неживые.

      Дети разбирают карточки, на которых изображены люди, животные, различные предметы, природные объекты, и раскладывают их в два обруча, объясняя свои действия.

Капитошка. Какие условия необходимы всему живому? (Ответы детей.) Представьте,что в группе стало очень холодно. Что мы будем делать?

Дети. Мы наденем тёплую одежду, будем быстро двигаться.

Капитошка. А если вдруг отключает свет?

Дети. Мы зажжём фонарик, свечу.

Капитошка. Можно сделать вывод: человек пытается приспособиться к внешним условиям, чтобы сделать свою жизнь лучше.

      Если произойдёт резкое изменение внешних условий: например, наступит засуха (затопление территории). Что произойдёт с растениями и животными? (предположения детей.) Животные приспосабливаются к условиям, в которых они существуют. Они могут пойти на поиски другого места обитания. Если у растений меняются привычные для них условия обитания, они могут погибнуть.

     Воспитатель выставляет комнатное растение с увядшими листьями.

Капитошка. Если растение живёт в доме, то оно требует соответствующего ухода. Наверное, этот цветок заболел. Как ему помочь?

     Дети осматривают растение, высказывают предположения о причине его увядания (стояло рядом с батареей, не было вовремя полито и т.п.). Затем предлагают меры по его лечению (полив, пересадка в горшок большего размера, рыхление земли, внесение удобрений в почву и т.п.).

     Капитошка. Дети, давайте все вместе осмотрим растения в уголке природы. Если вы увидите больное растение, то срочно окажите необходимую помощь.

    Дети выполняют задание.

Капитошка благодарит детей и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...