занятие по познавательному развитию "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований Н.Н. Поддьякова, Александра Ивановича Савенкова и др. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»
Конспект занятия
экспериментально- опытническая деятельность
с использованием элементов моделирования
«Воздух»
старшая группа
Подготовила: воспитатель
Алексеева Т.В.
г. Нижний Новгород
2016г
1. образовательные задачи:
-сформировать умения обнаруживать воздух в предметах неживой природы.
- показать способы, приёмы обнаружения воздуха (воздух есть в целлофановом пакете, банке с водой, камнях, почве).
2. развивающие задачи:
- развитие познавательного опыта с помощью наглядных средств, моделей.
- развитие инициативы детей, самостоятельность мышления.
- развитие наблюдательности, способности делать умозаключения.
3. задачи на развитие речи.
-совершенствовать навыки ведения диалога, правильно согласовывать прилагательные и существительные.
- обогащение словаря: выпуклость, упругость.
4. воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к наблюдениям, любознательность, интерес к окружающей природе.
- воспитывать умение выслушивать других детей, доброжелательность в общении.
Оборудование и материалы:
Воздушные шары; стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребёнка; целлофановый пакет на каждого ребёнка; банка с водой; камни; ложки на каждого ребёнка; банка с землёй.
Сказочные персонажи: пятачок (из сказки «Вини-Пух».)
Ход занятия.
Воспитатель предлагает работу в лаборатории, дети надевают фартуки, значки.
Стук в дверь. Из сказки « Винни - Пух» входит Пятачок с воздушным шариком.
-Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости, посмотрите какой у меня красивый шарик!
Шарик лопается, Пятачок плачет.
Пятачок(плача)-ой – ой- ой- какой красивый у меня был шарик, я так хотел подарить этот шарик Винни – Пуху. Что же мне делать?
Пятачок - ребята, а у Вас для меня, случайно, не найдётся подарочного шарика для Винни - Пуха.
Воспитатель – успокойся, Пятачок, не грусти, у ребяток погости. А я, кажется , придумала. Давайте пригласим Пятачка в нашу лабораторию, ведь у нас там так много разных интересных вещей, может быть что-то и для тебя интересное найдётся.
Дети - оставайся.
Воспитатель –ребята, кто из вас хочет рассказать Пятачку как называется наша лаборатория, что мы там делаем.
Рассказ ребёнка: наша лаборатория называется «Совушка - умная головушка». Мы делаем опыты. Для того чтобы сделать опыт нам помогает лабораторная посуда.
Воспитатель – посмотрите в нашей лаборатории нашелся шарик!
Пятачок- нет, у меня был большой, круглый, красивый, а ваш не такой.
Воспитатель- а ребята тебе скажут, что нужно сделать, чтобы шарик стал большой, круглый, красивый, как у тебя.
Дети- надуть, наполнить воздухом.
Воспитатель- ребята, а кто из вас надувал шарики? Как вы их надували?
Дети- дышали, дули…
Воспитатель – наполняли воздухом. Поэтому и называется воздушный шарик!
Воспитатель- посмотрите, как воздушный шарик заполняется воздухом.
Дети- шарик надувается.
Воспитатель надувает шарик, дети дарят Пяточку.
Пятачок - -спасибо вам. Как у вас интересно!
Воспитатель- а если интересно, давайте вместе опяты делать. Давайте подойдем к столам. Но прежде скажи, Пятачок, что находится вокруг тебя? Пятачок перечисляет: стол, стул, цветы.
Воспитатель – а еще?
Дети- помогают – воздух.
Пятачок- воздух? А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Я лично никогда его не видел, а вы, ребята.
Воспитатель- давайте вместе докажем пятачку, что воздух все- таки есть! Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух?
Дети – прозрачный, невидимый…
Воспитатель –правильно воздух- невидимый, прозрачный, бесцветный, но его ещё можно почувствовать, потрогать.
Пятачок –а как?
Воспитатель – а наши ребята докажут.
Дети показывают и рассказывают «как обнаружить воздух».
(целлофановый пакет; помахать рукой на себя)
Делают вывод: хотя воздух и невидимый, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать).
Пятачок – ой, я вот, что вспомнил, однажды я был в гостях в Цветочном городе, меня угостили вкусной водой и дали трубочку – соломинку. Я конечно не только пил, но пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!
Берёт стаканчик с водой, опускает соломинку. В это время воспитатель раздаёт такие же стаканчики с соломинкой.)
Пятачок – дуйте в соломинку! У нас такое получится! Буря в стакане воды!
Воспитатель – что образуется в стакане? Почему они образуются?
Вывод: мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Физкультминутка:
Дети садятся в круг, берут друг друга за руки, закрывают глаза. (звучит музыка).
Воспитатель –представьте, что вы один большой воздушный шар.
Шар наполняется воздухом и летит –руки вверх, покачивание из стороны в сторону. Наш шар пролетел над детским садом и возвращается назад в группу. В нашем шарике образовалась дырка и воздух стал потихоньку выходить – звук (ш).
Воспитатель – продолжаем узнавать, что воздух есть везде.
- что вы увидели в тазике с водой?
Дети – пузырьки.
Воспитатель – какой вывод?
Если мы видим пузырьки, это значит в воде есть воздух.
Воспитатель- а есть ли в камешках воздух?
Дети- высказывают предположения.
Воспитатель бросает в воду камешек, ребята посмотрите внимательно пока опускается камешек на дно, пауза, затем спрашивает:
-Что вы увидели?
Дети- пузырьки.
Воспитатель- что это за пузырьки? Откуда они взялись?
Дети- пузырьки- это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.
Воспитатель- а как вы думаете, в почве есть воздух?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель- как можно проверить?
Дети- бросить в воду.
Воспитатель – что вы увидели?
Дети – пузырьки.
Вывод: пузырьки- это воздух, он был в почве и вышел из неё, когда почва попала в воду.
Воспитатель- понравилось тебе, Пятачок, у нас в гостях?
Пятачок –очень! Я теперь понял, что воздух везде вокруг нас.
Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит его нет. А вы мня убедили что он есть! Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть?
Дети вспоминают, рассказывают.
Воспитатель- а чтобы ты ещё лучше запомнил мы тебе сегодня вечером нарисуем модели и пришлём по почте.
Прощаются.
Дети снимают фартуки.
Воспитатель- закончилась наша работа. И закрывается наша лаборатория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»
Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»
Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).
Вся образовательная деятельность этого занятия была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...